Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 583
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»
Принципы рационального питания.
Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические
Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей
Эталон к задаче № 2
1. Тахикардия, тахипноэ Д : Р = 30 : 100 = 1 : 3,5 - признак одышки
2. Дыхательная система.
3. Синдромы поражения: синдром инфильтрации легочной ткани.
4. Можно предположить пневмонию.
5. - R - логическое исследование грудной клетки
- клинический анализ крови
- посев мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам.
Эталон к задаче № 3
1. Синдромы: крупа, дыхательной недостаточности- ДН II степени
2. Стенозирующий ларинготрахеит (ложный круп).
Эталон к задаче № 4
1. Поражена дыхательная система.
2. Синдром поражения верхних дыхательных путей.
3. Можно предположить острый бронхит.
4. - R - логическое исследование грудной клетки
- посев мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам
- клинический анализ крови.
Практическое занятие № 5
Тема: «Лабораторные и инструментальные методы исследования органов дыхания у детей»
Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки:
1. Лабораторные методы исследования органов дыхания: клинический анализ крови, анализ мокроты (микроскопия, посев на флору), кал на трипсин, хлориды пота (для исключения муковисцидоза), анализ плевральной жидкости.
2. Рентгенологические методы исследования органов дыхания: R -графия, R -скопия, флюорография грудной клетки, бронхография, рентгенография придаточных пазух носа, томография, компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография.
3. Инструментальные методы исследования органов дыхания: ларингоскопия, бронхоскопия, УЗИ.
4. Функциональные методы исследования дыхательной системы: спирометрия, спирография, пневмотахометрия, пикфлоуметрия, пробы Штанге, Генча.
5. Особенности показателей внешнего дыхания у детей ( ЖЕЛ, резервный объем вдоха, резервный объем выдоха, минутный объем дыхания (МОД), максимальная вентиляция легких (МВЛ, коэффициент использования кислорода (КИО).
6.Аллергологические пробы.
7.Определение газового состава крови.
8.Плевральная пункция. Анализ плевральной жидкости.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с литературой -
Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию
Тестовые задания для контроля знаний по теме
«Лабораторные и инструментальные методы исследования органов дыхания у детей»
Выберите правильные ответы
1. Потребность в кислороде на 1 кг массы тела у детей по сравнению со взрослыми:
1) больше 2) меньше 3) такая же
2. Минутный объем дыхания на 1 кг массы тела у детей по сравнению со взрослыми:
1) такой же 2) меньше 3) больше
3. Газообмен в легких у детей в расчете на 1 кг массы тела по сравнению со взрослыми:
1) больше 2) меньше 3) такой же
4. Жизненная емкость легких это:
1) количество воздуха, максимально выдыхаемого после максимального вдоха
2) максимальный объем воздуха, который можно дополнительно вдохнуть после спокойного вдоха
3) максимальный объем воздуха, который можно спокойно выдохнуть после спокойного вдоха
4) количество воздуха, которое можно выдохнуть при форсированном выдохе после максимального вдоха
5) максимальное количество воздуха, которое может быть провентилировано за 1 минуту
5. Жизненная емкость легких включает в себя:
1) дыхательный объем 2) резервный объем выдоха
3) резервный объем вдоха 4) объемную скорость вдоха
5) максимальную вентиляцию
6. Оценка функции внешнего дыхания у детей производится по следующим показателям:
1) минутный объем дыхания 2) жизненная емкость легких
3) максимальная вентиляция легких 4) индекс Тиффно
5) артериально-венозная разница по гемоглобину и оксигемоглобину
7. Резервный объем вдоха снижается:
1) при обструктивных процессах 2) при рестриктивных процессах
3) при снижении эластичности легких 4) при диффузных поражениях легких
5) в норме - у детей 14 - 15 лет
8. Методом спирографии пользуются для определения:
1) дыхательного объема 2) резервного объема выдоха
3) жизненной емкости легких 4) резервного объема вдоха
9. Дополнить: Пневмотахометрия - метод, позволяющий судить о состоянии _______.
-
Пневмонический участок на рентгенограмме определяется как:
а - просветление;
б - затемнение;
-
Буллы при пневмонии рентгенологически имеют вид:
а – затемнения округлой формы;
б - просветления округлой или неправильной формы с тонкой границей;
в – затемнений в прикорневых отделах лёгких.
12. Легочный рисунок на рентгенограмме - это
а) артерии
б) вены
в) бронхи
г) лимфатические сосуды
13. При пневмотораксе легочный рисунок на стороне поражения
а) усилен
б) ослаблен
в) отсутствует
г) деформирован
14. На рентгенограмме изображение является
а) негативным
б) позитивным
в) послойным
г) суммационным
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме
««Лабораторные и инструментальные методы исследования органов дыхания у детей»
1. | 1 | |
2. | 3 | |
3. | 1 | |
4. | 1 | |
5. | 1,2,3 | |
6. | 1,2,3,4,5 | |
7. | 1,2,3 | |
8. | 1,2,3,4 | |
9. 10. 11. 12. 13. 14. | Бронхиальной проходимости Б Б А В А | |
| | |
| | |
Ситуационные задачи по теме
«Лабораторные и инструментальные методы исследования органов дыхания у детей»
Задача № 1
Ребенок Саша К. 4-х лет, заболел неделю назад, когда появились сухой кашель и насморк. Мать лечила ребенка тепловыми процедурами, но без положительного эффекта: кашель усилился, стал более влажным, присоединилось повышение температуры до 37,80 С, ухудшился аппетит. Был вызван участковый врач, который выявил у ребенка следующее: зев ярко гиперемирован, миндалины рыхлые, налетов нет. Носовое дыхание затруднено из-за слизисто-гнойных выделений. Частота дыхания - 27 - 28 в минуту, грудная клетка равномерно участвует в дыхании, втяжений межреберий нет. Над легкими перкуторно легочный звук. При аускультации жесткое дыхание, сухие и рассеянные влажные крупно-пузырчатые хрипы с обеих сторон. Тоны сердца ритмичные, громкие, отчетливые. Живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Печень + 1,5 см из-под реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Мочеиспускание свободное. Стул 1 раз в сутки, оформленный.
В анамнезе жизни: ребенок от II беременности, протекавшей с токсикозом I половины (тошнота, рвота), угрозой прерывания во II половине. Родился на сроке 36 недель, с массой 2900,0, длиной 49 см, на 7 баллов по шкале Апгар. К груди приложен на 3 сутки. Естественное вскармливание до 2 мес. Перенесенные заболевания: ОРВИ - 3 - 4 раза в год, ветряная оспа, отит. Наследственность: у матери хронический тонзиллит.
Вопросы:
1. Сделайте заключение по анамнезу жизни с выделением факторов риска.
2. Выделите основные синдромы поражения.
3. Поражение какой системы имеется у ребенка?
4. Какие дополнительные методы исследования Вы можете предложить для подтверждения поражения данной системы?
Задача № 2
Укажите состав плевральной жидкости при:
1) гидротораксе (транссудат)
2) серозном плеврите (экссудат серозный)
3) гнойном плеврите или эмпиеме плевры (экссудат гнойный)
Варианты ответа:
| а | б | в |
Цвет, консистенция: | желтый, густая | светло- желтый | бесцветная, слегка опалесцирует |
Удельный вес: | 1035 | 1022 | 1012 |
Белок: | 40 г/л | 35 г/л | 10 г/л |
Реакция Ривальта на муцин (помутнение при добавлении уксусной кислоты): | полож. | полож. | отрицат. |
Цитоз: - лейкоциты | сплошь в поле зрения | больш. кол-во | единичные |
- лимфоциты | - | + | + |
- нейтрофилы | + | - | - |
Окраска по Граму: | + | отрицат. | отрицат. |
Бакпосев: | + | отрицат. | отрицат. |
Задача № 3
Ребенок Виталий К. 3-х лет, заболел неделю назад, когда появились сухой кашель и насморк. Мать лечила ребенка тепловыми процедурами, но без положительного эффекта: кашель усилился, стал более влажным, присоединилось повышение температуры до 37,80 С, ухудшился аппетит. Был вызван участковый врач, который выявил у ребенка следующее: зев ярко гиперемирован, миндалины рыхлые, налетов нет. Носовое дыхание затруднено из-за слизисто-гнойных выделений. Частота дыхания - 27 - 28 в минуту, грудная клетка равномерно участвует в дыхании, втяжений межреберий нет. Над легкими перкуторно легочный звук. При аускультации жесткое дыхание, сухие и рассеянные влажные крупно-пузырчатые хрипы с обеих сторон. Тоны сердца ритмичные, громкие, отчетливые. Живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Печень + 1,5 см из-под реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Мочеиспускание свободное. Стул 1 раз в сутки, оформленный.
В анамнезе жизни: ребенок от II беременности, протекавшей с токсикозом I половины (тошнота, рвота), угрозой прерывания во II половине. Родился на сроке 36 недель, с массой 2900,0, длиной 49 см, на 7 баллов по шкале Апгар. К груди приложен на 3 сутки. Естественное вскармливание до 2 мес. Перенесенные заболевания: ОРВИ - 3 - 4 раза в год, ветряная оспа, отит. Наследственность: у матери хронический тонзиллит.
Вопросы:
1. Сделайте заключение по анамнезу жизни с выделением факторов риска.
2. Выделите основные синдромы поражения.
3. Поражение какой системы имеется у ребенка?
4. Какие дополнительные методы исследования Вы можете предложить для подтверждения поражения данной системы?
Эталоны ответов к ситуационным задачам по теме
«Лабораторные и инструментальные методы исследования органов дыхания у детей»
Эталон к задаче № 1
1. Анамнез неблагоприятный, т.к. имеются факторы риска:
- токсикоз во время беременности у матери
- угроза прерывания беременности
- недоношенность
- легкая асфиксия у ребенка при рождении
- позднее прикладывание к груди
- раннее искусственное вскармливание.
2. Синдром поражения верхних дыхательных путей.
3. Поражение дыхательной системы.
4. Дополнительные методы исследования: