Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 582
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»
Принципы рационального питания.
Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические
Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей
-
Работа с литературой -
Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию -
Письменное задание - представить в виде таблицы:
- нормативы показателей биохимического анализа крови, характеризующие функциональное состояние печени;
-
Подготовка рефератов и реферативных сообщений:
-
«Копрологические синдромы»; -
«Эндоскопические методы исследования органов пищеварения у детей»»
Тестовые задания для контроля знаний по теме
«Лабораторные и инструментальные методы исследования органов пищеварения в детском возрасте»
Выбрать правильные ответы
1. Для получения пузырной желчи при дуоденальном зондировании больному вводят:
1) 0,1% р-р гистамина 2) мясной бульон 3) 25% р-р магнезии
4) капустный отвар 5) пентагастрин 6) 20% р-р глюкозы
2. Непосредственное поражение гепатоцитов (с-м Цитолиза) может быть диагностировано на основании:
1) повышения транасаминаз
2) повышения уровня холестерина
3) повышения уровня щелочной фосфатазы
4) повышения пятой фракции лактат-дегидрогеназы
5) уровня урокиназы
3. Какие результаты исследования копрограммы свидетельствуют о функциональной недостаточности тонкой кишки:
1) наличие неизмененных мышечных волокон 2) наличие жирных кислот
3) наличие мыл жирных кислот 4) наличие нейтрального жира
5) наличие йодофильной флоры
4. О кислотообразующей функции желудка можно судить на основании исследований:
1) фиброгастродуоденоскопия
2) РН-метрия 3) R-логическое исследование желудка
5. О функциональном состоянии печени можно судить по следующим биохимическим показателям сыворотки крови:
1) глюкоза 2) общий белок 3) мочевина 4) калий
5) натрий 6) холестерин 7) кальций 8) билирубин
9) В-липопротеиды
10) аланиновая и аспарагиновая трансаминазы
Дополнить
6. Время появления, время выделения и объем желчи при дуоденальном зондировании определяют для ______________.
7. Получение пузырной желчи при дуоденальном зондировании стимулируется введением в зонд___________ из расчета _________________.
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме
«Лабораторные и инструментальные методы исследования органов пищеварения в детском возрасте»
1. | 3, 6 | | |
2. | 1, 4, 5 | | |
3. | 1, 2, 4 | | |
4. | 2 | 6. | диагностики дискинезий (нарушения моторики желчевыводящих путей) |
5. | 1, 2, 6, 8, 9, 10 | | |
| | 7. | р-ра 20% глюкозы или 25% магнезии из расчета 0,3 – 0,5 мл/кг массы |
Ситуационные задачи по теме
«Лабораторные и инструментальные методы исследования органов пищеварения в детском возрасте»
Задача № 1
Больной Максим С., 13 лет, поступил в стационар с жалобами на боли режущего характера в эпигастрии и области пупка, возникающие, как правило, натощак. После приема пищи боли уменьшаются, но затем возникают вновь. Часто возникает изжога.
Из анамнеза: мальчик от 2 беременности, протекавшей с токсикозом 1 половины (тошнота, рвота), угрозой прерывания беременности во 2 половине, 2 срочных родов на сроке 36 недель. Родился с массой 2900,0 кг, длиной 49 см, в ягодичном предлежании, закричал после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. К груди приложен на 3 сутки. На естественном вскармливании до 4 месяцев. Перенес ОРВИ, эпидемический паротит, ветряную оспу, пневмонию. Отец страдает хроническим гиперацидным гастродуоденитом, у бабушки по линии матери - гипертоническая болезнь.
Объективно: правильного телосложения, рост 162 см, масса 48 кг, кожные покровы бледные. Язык обложен белым налетом. В легких везикулярное дыхание, ЧД - 20 мин., тоны сердца громкие, дыхательная аритмия, ЧСС - 78 в мин. Аппетит сохранен. Живот мягкий, выраженная болезненность в эпигастрии, правом подреберье, здесь же напряжение мышц передней брюшной стенки. Печень не пальпируется. Стул типа “овечьего”, 3-4 раза в неделю. Мальчик легко возбудимый, вспыльчивый, часто конфликтует дома и в школе с одноклассниками, курит с 12 лет.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни с выделением факторов риска.
2. Оцените объективные данные (ФР, особенности НПР, ЧД, ЧСС).
3. Поражение каких систем имеется у данного ребенка?
4. Выделите основные синдромы поражения.
5. Какие дополнительные методы исследования, по вашему мнению, следует провести данному больному.
Задача № 2
Больная Наташа К., 6 лет, поступила в стационар с жалобами на боли в животе режущего характера, снижение аппетита, тошноту, склонность к высыпаниям крапивницы, зуд в области ануса. Девочка похудела, стала раздражительной, плохо спит.
Из анамнеза жизни: родилась в срок, с массой 3200,0 кг, с 3,5 месяцев на искусственном вскармливании. Посещает детский сад с 1,5 лет. В раннем возрасте отмечалась сыпь на цитрусовые. Дома есть собака и кошка.
Объективно: ребенок бледный, рост 115 см, масса 17 кг, отмечаются периорбитальные тени. Язык обложен белым налетом. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца средней громкости, ритмичные, ЧСС - 100 в мин., Д - 24 в 1 мин. Живот умеренно вздут, небольшая болезненность по ходу кишечника. Печень и селезенка не увеличены. Стул оформленный.
В ОА крови: Нв-100 г/л, эр. 3,5 х 1012/л, ЦП 0,9, Л-6,8 х 109/л, э -7% п-3%, с/я -50%, л-32%, м-8%, СОЭ 10 мм/ч.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни с выделением факторов риска.
2. Оцените объективные данные (ФР, ЧСС, ЧД).
3. Оцените клинический анализ крови.
4. Поражение каких систем имеется у ребенка?
5. Выделите основные синдромы поражения.
6. Какие дополнительные методы исследования, по вашему мнению, следует провести данной больной?
Эталоны ответов к ситуационным задачам по теме
«Лабораторные и инструментальные методы исследования органов пищеварения в детском возрасте»
Эталон к задаче № 1
1. Факторы риска в анамнезе: патология беременности у матери;
- недоношенность;
- ягодичное предлежание плода;
- родился в асфиксии;
- позднее прикладывание к груди;
- ранее искусственное вскармливание;
- патология пищеварительной системы у отца;
- вредные привычки у мальчика - курение.
2. ФР: нормальное, гармоничное (рост - 6 цент.кор., масса - 5 цент.кор.). Отклонения: в НПР - эмоциональная лабильность, отклонение в социальных контактах. ЧД, ЧСС по возрасту.
3. Поражение пищеварительной системы, нервной системы.
4. Основные синдромы поражения: болевой, диспептический.
5. Следует провести дополнительные методы исследования:
- УЗИ органов пищеварения;
- ЭГДС, РН-метрия желудка;
- копрограмма;
- посев кала на дисбактериоз;
- клинический анализ крови на предмет анемии.
Эталон к задаче № 2
1. Факторы риска в анамнезе:
- раннее искусственное вскармливание;
- пищевая аллергия;
- риск глистной инвазии (дома есть животные).
2. ФР с отклонением: пониженная масса при нормальной длине тела (рост 5 цент.кор., масса - 2 цент.кор.), резко дисгармоничное. ЧД и ЧСС в пределах возрастной нормы.
3. В клиническом анализе крови - анемия легкой степени, нормохромная, эозинофилия.
4. Поражены системы: пищеварительная, нервная, кожа, кроветворная (анемия).
5. Основные синдромы поражения: болевой, диспептический, кожный, интоксикации.
6. Дополнительные методы исследования:
- соскоб на я/глистов № 3; - кал на лямблии;
- кал на я/глистов; - копрограмма;
- УЗИ органов пищеварения.
Практическое занятие № 11
Тема: Семиотика поражений органов кроветворной системы у детей.
Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки
1. Основные синдромы при заболеваниях крови у детей:
-
анемический, степени тяжести анемии; -
синдром лейкоцитоза и лейкопении, лейкемоидные реакции; -
тканевого дефицита железа (сидеропенический), метаболизм железа, его распределение в организме; -
геморрагический (синдром кровоточивости). Типы кровоточивости, связь с патологией: гематомный (гемофилия), петехиально-пятнистый (идиопатическая тромбоцито-пеническая пурпура, вторичная тромбоцитопения при лейкозе), васкулитно-пурпурный (системный микротромбоваскулит), ангиоматозный; -
токсический (лейкоз, лимфогранулематоз); -
лимфопролиферативный (увеличение лимфатических узлов, гепатомегалия, спленомегалия); -
гемолитический (синдром желтухи)
2. Понятие об основных нозологических формах заболеваний крови у детей:
-
железодефицитные состояния (латентный дефицит железа, железодефицитная анемия);
Факторы, предрасполагающие к развитию анемии у детей первого года жизни (смена типа гемоглобина, недоношенность, крупный вес при рождении, рождение из двойни, наличие анемии у матери во время беременности, дефекты питания – кормление ребенка искусственными неадаптированными смесями в виде молока и кефира в первом полугодии, позднее введение мясного пюре после 7 мес.)
-
белково-витаминодефицитные анемии; роль витамина В 12, фолиевой кислоты, мегалобластные анемии при их дефиците; -
острые постгеморрагические анемии; -
наследственная гемолитическая микросфероцитарная анемия Минковского-Шоффара; -
гипопластические анемии; -
идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура; -
системный микротромбоваскулит; -
коагулопатии, гемофилия; -
лейкоз; -
лимфогранулематоз.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с литературой -
Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию
-
Подготовка рефератов и реферативных сообщений:
-
«Характеристика нозологических форм заболеваний крови у детей: железодефицитная анемия (причины, клинические проявления, диагностика)» -
« Понятие о болезнях гемостаза . Гемофилии А, В, С (причины, клиника, лабораторная диагностика)» -
«Синдром увеличения лимфатических узлов у детей».