ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 923
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
3.Обеспечение практической работы.
3. Обеспечение практического занятия.
4. Последовательность выполнения работы.
I. Измерение объема оперативной памяти.
Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»
II. Методика «Память на числа».
III. Тест «Объем памяти» (11).
IV. Операционная игра. Тема. «Секреты памяти». Порядок проведения занятия
8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3
3. 4. Обеспечение и порядок проведения.
I. Методика «Опросник типа мышления».
II. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»
III. Методика «Закономерности числового ряда».
IV. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики(«Понимание пословиц».
V. Способы активизации мышления:
1.Тема:«Тренинг по психологической саморегуляции и разгрузке»
Стресс – напряжение, напряжённость.
Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
3.4.Оснащение и порядок работы.
Практическая работа состоит из трёх частей.
I. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).
II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)
III. Определение уровня тревожности
Шкала ситуативной тревожности (ст)
3.4.Обеспечение и порядок проведения практической работы.
I. Шкала оценки потребности в достижении.
3.4.Обеспечение и порядок работы.
II.Профессиональная мотивация.
III.Определение профессиональной направленности личности.
1. Тема: «Исследование межличностных отношений».
1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:
2.Тест м.Снайдера «Самоконтроль в общении»
3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»
II.Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния человека
1.Что говорят нам мимика и жесты?
2. Какими из перечисленных правил необходимо руководствоваться в общении.
1.Тема: «Составление плана публичного выступления»
2. Цели: - сформировать у студентов представление обо всех этапах публичного выступления;
3. 4. Порядок работы и оснащение.
Я хочу им об этом рассказать!»
3. Как завоевать и удержать внимание аудитории.
1.Тема:«Самодиагностика конфликтности личности».
3.4. Порядок работы и оснащение.
2.Тест «Самооценка конфликтности».
1. Тест «Тактика поведения в конфликте».
III. Стиль конфликтного поведения.
1.Тема: «Причины конфликтного поведения и рациональное поведение в конфликте»
3.4.Обеспечение и порядок работы.
I. Конфликтные ситуации делового общения
II. Типы конфликтных личностей.
III. Самооценка рационального поведения в конфликте.
1.Тема:«Преодоление стрессовых последствий конфликта»
3.4.Оснащение и порядок работы.
I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.
III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».
Тест «Организованный ли Вы человек?»
Тест «Организованный ли Вы человек?»
Ответный лист и ключ к опроснику
1.Тема: «Стили руководства и их эффективность в управленческой деятельности»
3.4. Обеспечение и прядок работы.
Тест для определения стиля руководства коллективом
1.Тема: «Самооценка личных и деловых качеств менеджера»
3.4. Обеспечение и порядок работы.
Бланк самооценки деловых и личных качеств менеджера
3.4.Обеспечение и порядок работы.
II. Подходы к принятию решений.
III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.
Человек способен к различным вариантам самонастроя – он может настраивать себя как на успех, так и на неудачу. Оптимист настраивается только на то, что ему необходимо, на то, что приведёт его к желаемому жизненному успеху.
И здесь уместно предложить советы Ф. Зимбардо.
Как развивать уверенность в себе.
1. Определите, что является основой вашей личности.
2. Решите, что для вас ценно, во что вы верите. Взвесьте ваши возможности и решите, каким бы вам хотелось себя видеть.
3. Постарайтесь понять и простить тех, кто вас обидел, кто не помог, когда вы в этом нуждались. Простите себе свои ошибки, грехи, неудачи и прошлые колебания.
4. Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводя вас от позитивных целей, ограничивают возможности творчества. Доверие к себе обязательно.
5. Никогда не говорите о себе плохо, особенно остерегайтесь таких категорических оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник, неисправимый человек».
Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества – предметом обсуждения могут стать только ваши действия.
Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и людей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изменить положение дел или скорректировать собственную реакцию, уходите пока в вас не начал развиваться комплекс неполноценности.
Давайте себе время, чтобы расслабиться, отдохнуть, прислушаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы можете общаться с самим собой.
Развивайте навыки общения, заинтересуйтесь какой- то темой и станьте авторитетным в области, которая может служить почвой для установления контактов с другими людьми. Имейте, по крайней мере, одно качество, которое радует других, может быть им полезно.
Определите дальние цели в жизни, и очень тщательно выбирайте ближние. Разработайте реальный план достижения ближних целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми готовы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостережение». Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скромны, если никто не услышит вашего бахвальства.
Другой психолог – Дж. Келли приводит перечень прав человека, которые следует помнить, чтобы не потерять уверенность в себе.
Основные права человека:
Право быть одному.
Право быть независимым.
Право быть выслушанным и принятым всерьёз
Право получит то, за что платишь.
Право иметь права, например, право, действовать в манере уверенного в себе человека.
Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным.
Право просить то, чего хочешь.
Право на успех
Право делать ошибки и быть ответственным за них.
Право не быть напористым.
5. Контрольные вопросы.
1.Сделайте выводы по проведённым тестам.
2. Как ваша самооценка влияет на отношения с окружающими.
Практическая работа №18
1. Тема: «Принятие управленческого решения в конкретной ситуации .
2. Цели: - сформировать представление о различных подходах к оптимизации управленческих решений;
- о типичных ошибках, вызванных психологическими свойствами личности руководителя;
- определять виды управленческих решений.
3.4.Обеспечение и порядок работы.
Вводное замечание: основной формой профессиональной деятельности руководителя является принятие решений. Все мы в своей жизни неоднократно сталкивались с необходимостью принимать решения, и, как правило, делали это достаточно успешно, несмотря на отсутствие знаний по психологии управления. Многие руководители поступают так же, принимая управленческие решения, опираясь на житейские знания и собственный опыт. Однако принятие решений руководителем – это основной вид его деятельности, поэтому непрофессионализм в вопросах принятия управленческих решений может дорого обойтись руководителю, как в прямом, так и в переносном смысле.
В психологии управления разработаны определённые правила принятия решений, позволяющие избежать грубых ошибок, основанных на особенностях функционирования психики человека.
Характерными особенностями управленческих решений является то, что, как правило, такие решения принимаются в условиях недостатка информации, когда руководитель вынужден опираться на непроверенные и недостаточные сведения. Кроме того, существует большое количество ситуаций, когда все без исключения факторы, влияющие на тот или иной исход ситуации, просто не поддаются учёту из-за своей многочисленности. Такова, например, ситуация игры на бирже, прогнозирования политической ситуации в стране и многие другие вопросы, которые приходится решать руководителям в реальной управленческой практике.
Особенность управленческих решений (в отличие, допустим, от труда оператора техники) состоит ещё и в том, что каждое работающее решение, даже принятое в одиночку, является на самом деле групповым, так как любое решение должны исполнять люди. Таким образом, руководитель в процессе проработки альтернатив всегда предполагает реакцию подчинённых и как бы заочно советуется с ними. Любой хороший руководитель всегда отдаёт себе отчёт, что не каждое его решение может быть исполнено тем или иным подчинённым. Признание этого – показатель зрелости и таланта руководителя, а совсем не неуверенности и стремления «идти на поводу у сотрудников», как иногда считают. Именно хорошее знание своего кадрового состава помогает лидеру принимать решения, которые действительно будут выполняться.
Не только исполнители решения, но и сам руководитель обладает определёнными личностными свойствами и может находиться в различных психологических состояниях. Наивно было бы предполагать, что сам руководитель в процессе принятия решения полностью свободен от своего психологического состояния и личностных особенностей. В процессе принятия управленческого решения участвуют все силы психических процессов: когнитивные (познавательные), эмоциональные, волевые, мотивационные. Лишь на основе такого синтеза оказывается возможной выработка и принятие управленческих решений. В силу этого когнитивные процессы, составляющие «рациональную» часть процесса принятия решения, всё же не характеризуют его полностью. Он часто становится излишне «волевым», нередко находится в «плену» субъективных мотивационных (например, карьерных) соображений. В связи с этим одна из классификаций процессов принятия решения базируется на мере представленности в данном решении различных психических процессов. В соответствии с ней выделяют преимущественно интеллектуальные («рациональные»), волевые, эмоциональные решения.
Так как в практике не существует строго интеллектуальных решений, в теории принятия решений сформулирован принцип несовпадения реального и идеального процесса принятия решений. То, как на самом деле человек принимает решения, часто отличается от того, как он должен это делать с нормативной, теоретической точки зрения. Это следует учитывать всем – и психологам, и руководителям, выстраивающим своё понимание ситуации в компании, и другим специалистам.
Классификация управленческих решений.
Управленческие решения могут быть классифицированы по различным основаниям:
По широте охвата (общие и частные);
По срокам действия и степени воздействия на будущие решения (оперативные, тактические и стратегические);
По функциональному признаку (решения, направленные на совершенствование планирования, организации, мотивации, контроля);
По содержанию (политические, технические, технологические и т.п.);
По степени новизны (рутинные, стандартные, творческие, уникальные);
По уровню определённости проблем, которые эти решения призваны решить (решения, принимаемые в условиях определённости, в условиях риска, т.е. вероятностной определённости, и в условиях неопределённости);
По мере представленности в данном решении различных психических процессов, обращённости к интеллектуальной или эмоционально-волевой сфере личности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные);
По числу лиц, принимающих решения (индивидуальные и групповые).
Работа руководителя по принятию решения, как правило, состоит из следующих фаз:
принятие решения;
его реализация;
оценка результатов.