ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 968
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
3.Обеспечение практической работы.
3. Обеспечение практического занятия.
4. Последовательность выполнения работы.
I. Измерение объема оперативной памяти.
Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»
II. Методика «Память на числа».
III. Тест «Объем памяти» (11).
IV. Операционная игра. Тема. «Секреты памяти». Порядок проведения занятия
8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3
3. 4. Обеспечение и порядок проведения.
I. Методика «Опросник типа мышления».
II. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»
III. Методика «Закономерности числового ряда».
IV. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики(«Понимание пословиц».
V. Способы активизации мышления:
1.Тема:«Тренинг по психологической саморегуляции и разгрузке»
Стресс – напряжение, напряжённость.
Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
3.4.Оснащение и порядок работы.
Практическая работа состоит из трёх частей.
I. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).
II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)
III. Определение уровня тревожности
Шкала ситуативной тревожности (ст)
3.4.Обеспечение и порядок проведения практической работы.
I. Шкала оценки потребности в достижении.
3.4.Обеспечение и порядок работы.
II.Профессиональная мотивация.
III.Определение профессиональной направленности личности.
1. Тема: «Исследование межличностных отношений».
1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:
2.Тест м.Снайдера «Самоконтроль в общении»
3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»
II.Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния человека
1.Что говорят нам мимика и жесты?
2. Какими из перечисленных правил необходимо руководствоваться в общении.
1.Тема: «Составление плана публичного выступления»
2. Цели: - сформировать у студентов представление обо всех этапах публичного выступления;
3. 4. Порядок работы и оснащение.
Я хочу им об этом рассказать!»
3. Как завоевать и удержать внимание аудитории.
1.Тема:«Самодиагностика конфликтности личности».
3.4. Порядок работы и оснащение.
2.Тест «Самооценка конфликтности».
1. Тест «Тактика поведения в конфликте».
III. Стиль конфликтного поведения.
1.Тема: «Причины конфликтного поведения и рациональное поведение в конфликте»
3.4.Обеспечение и порядок работы.
I. Конфликтные ситуации делового общения
II. Типы конфликтных личностей.
III. Самооценка рационального поведения в конфликте.
1.Тема:«Преодоление стрессовых последствий конфликта»
3.4.Оснащение и порядок работы.
I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.
III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».
Тест «Организованный ли Вы человек?»
Тест «Организованный ли Вы человек?»
Ответный лист и ключ к опроснику
1.Тема: «Стили руководства и их эффективность в управленческой деятельности»
3.4. Обеспечение и прядок работы.
Тест для определения стиля руководства коллективом
1.Тема: «Самооценка личных и деловых качеств менеджера»
3.4. Обеспечение и порядок работы.
Бланк самооценки деловых и личных качеств менеджера
3.4.Обеспечение и порядок работы.
II. Подходы к принятию решений.
III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.
III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
Если у вас пониженная сопротивляемость стрессам или стрессовые нагрузки велики, вам следует обратить пристальное внимание на борьбу со стрессами. Наиболее общим и универсальным правилом является осознание того, что стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете. Практическим воплощением этого правила является магическая формула Кэрриэра. Она особенно помогает при необходимости пережить стресс вследствие неожиданного неприятного события (в предстартовых состояниях) и выглядит следующим образом:
Спросите себя: «Что меня ждёт в самом худшем случае?»
Приготовьтесь принять это как неизбежное.
Спокойно подумайте:
какую пользу из этого можно извлечь?
как можно изменить ситуацию?
Негативные моменты предстартового состояния можно нейтрализовать и выйти на такой уровень интеллектуально-психологической мобилизации, который достаточен для подготовки к неприятным событиям и успешной адаптации к ним.
1. Одним из наиболее эффективных и легко осваиваемых методов является метод полной рационализации предстоящего события, т.е. многократное его осмысливание с такой степенью детализации, которая создаёт ощущение привычности будущей ситуации и своих действий в ней. А привычное и знакомое, как известно, волнует меньше, чем неопределённое.
2. Другой метод – имитационные игры, смысл которых заключается в практическом проигрывании своих ролей участниками будущих событий. Он характеризуется большой вероятностью «снятия» мешающих делу «зажимов» психики и уменьшением предстартовой апатии или предстартовой лихорадки.
3. Метод избирательной нормативной ретроспекции заключается в анализе личного опыта в удачно закончившихся жизненных ситуациях (вывод: «Я решал и не такие сложные проблемы, решу и эту»).
4. Принципиально важное значение для обеспечения высокой стрессоустойчивости людей в предстартовые периоды и после событий, вызывающих стресс, имеет степень соответствия их интеллектуально-психологических способностей требованиям, которые предъявляются к ним на работе. Человек нуждается в признании. Он не может вынести постоянных неудач и порицаний, потому что это более всех других стрессоров изнуряет его и вредит ему. Нужны три условия, чтобы работа приносила счастье: она должна быть по силам человеку, не должна быть изнуряющей и ей обязательно должен сопутствовать успех.
IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».
Внимательно продумайте каждую из представленных ниже ситуаций и решите, какая в этом случае была бы у вас реакция. После каждой ситуации дана серия реакций, которые нужно оценить, ответив «да» или «нет». Для этого возьмите лист бумаги, проставьте нумерацию ситуации от 1 до 18 и против каждой цифр напишите выбранные ответы – «а» или «б». В каждой ситуации будет по шесть реакций на выбор. Например: 1 – а,а,б,а,б,б; 2 – б,б,а,а,б и т.д.
Ситуация |
Ваша реакция |
Да |
Нет |
1. На вечере вас вдруг попросили сказать присутствующим несколько слов. |
Сердцебиение |
б |
а |
Нервозность |
б |
а |
|
Весёлость |
а |
б |
|
Спокойствие |
а |
б |
|
Смущение |
б |
а |
|
Покраснение лица |
б |
б |
|
2. Вы спешите на встречу. По дороге вы встречаетесь со знаком, который начинает расспрашивать вас о каких-то важных для него делах. |
Дружелюбие |
а |
б |
Агрессивность |
б |
а |
|
Движение рук |
б |
а |
|
Спокойствие |
а |
б |
|
Нетерпение |
б |
а |
|
Потливость |
б |
а |
|
3. Вас пригласили к 8 часам утра в вышестоящее учреждение. Вы приходите в приёмную к назначенному времени, но вам приходится ждать вызова целый час. |
Недружелюбие |
б |
а |
Злость |
б |
а |
|
Самоконтроль |
а |
б |
|
Сердцебиение |
б |
а |
|
Весёлость |
а |
б |
|
Запотевание ладоней |
б |
а |
|
4. За праздничным столом вы разлили почти целую бутылку вина. |
Весёлость |
а |
б |
Смущение |
б |
а |
|
Безразличие |
а |
б |
|
Невнятное бормотание |
б |
а |
|
Естественный смех |
а |
б |
|
Покраснение лица |
б |
а |
|
5. Вас задержали в автобусе за проезд без билета. |
Покраснение лица |
б |
а |
Спокойствие |
а |
б |
|
Дрожание рук |
б |
а |
|
Весёлость |
а |
б |
|
Чувство стыда |
б |
а |
|
Естественный смех |
а |
б |
|
6. Вы провели вечер в ресторане. Когда вы собрались оплатить счёт, то обнаружили, что кошелёк с деньгами оставили дома. |
Покраснение лица |
б |
а |
Спокойствие |
а |
б |
|
Сердцебиение |
б |
а |
|
Весёлость |
а |
б |
|
Смущение |
б |
а |
|
Потливость |
б |
а |
|
7. На ходу у вашей машины лопнула шина. С большими усилиями вы справились с машиной. |
Спокойствие |
а |
б |
Злость |
б |
а |
|
Потливость |
б |
а |
|
Самоконтроль |
а |
б |
|
Растерянность |
б |
а |
|
Сердцебиение |
б |
а |
|
8. Вы возвращаетесь домой, открываете дверь и видите, что весь пол квартиры залит водой. |
Спокойствие |
а |
б |
Бездействие |
б |
а |
|
Дрожание рук |
б |
а |
|
Самоконтроль |
а |
б |
|
Злость |
б |
а |
|
Весёлость |
а |
б |
|
9. Вы сдаёте экзамен. Вас просят пройти к экзаменатору. Вы слышите его неприятный, недружелюбный голос. |
Побледнение |
б |
а |
Дрожание рук |
б |
а |
|
Уверенность |
а |
б |
|
Потливость |
б |
а |
|
Тревога |
б |
а |
|
Сердцебиение |
б |
а |
|
10. Вы поднимаетесь в лифте. Вдруг лифт останавливается, и вы зависаете между этажами. |
Весёлость |
а |
б |
Спокойствие |
а |
б |
|
Злость |
б |
а |
|
Сердцебиение |
б |
а |
|
Неприятное ощущение |
б |
а |
|
Невозмутимость |
а |
б |
|
11. Вы несёте найденный в поезде чемодан. Вам говорят, что в чемодане может быть взрывное устройство. |
Спокойствие |
а |
б |
Волнение |
б |
а |
|
Уверенность |
а |
б |
|
Страх |
б |
а |
|
Сердцебиение |
б |
а |
|
Дрожание рук |
б |
а |
|
12. При обсуждении одного вопроса все присутствующие после высказывания вами своей точки зрения начали над вами посмеиваться. |
Покраснение лица |
б |
а |
Весёлость |
а |
б |
|
Спокойствие |
а |
б |
|
Злость |
б |
а |
|
Самоконтроль |
а |
б |
|
Смущение |
б |
а |
|
13. Вы повздорили со своим другом. В конце концов ваш друг сказал: «Я не хочу тебя больше знать». |
Агрессивность |
б |
а |
Спокойствие |
а |
б |
|
Весёлость |
а |
б |
|
Волнение |
б |
а |
|
Сердцебиение |
б |
а |
|
Самоконтроль |
а |
б |
|
14. Вы написали заявление о поступлении на работу. Вас вызвали в отдел кадров. Когда вы вошли, инспектор по кадрам сказал: «Садитесь. Ваше заявление далеко не безупречно». |
Волнение |
б |
а |
Спокойствие |
а |
б |
|
Невнятное бормотание |
б |
а |
|
Напряжение лица |
б |
а |
|
Хладнокровие |
а |
б |
|
Смущение |
б |
а |
|
15. Вы танцуете. Ваш партнёр говорит: «Нельзя сказать, что вы хороший танцор». |
Весёлость |
а |
б |
Смущение |
б |
а |
|
Злость |
б |
а |
|
Покраснение лица |
б |
а |
|
Хладнокровие |
а |
б |
|
Естественный смех |
а |
б |
|
16. При обсуждении какого-то вопроса один из присутствующих сказал вам: «Вам нужно бы иметь собственное мнение». |
Агрессивность |
б |
а |
Самоконтроль |
а |
б |
|
Смущение |
б |
а |
|
Потливость |
б |
а |
|
Хладнокровие |
а |
б |
|
Невнятное бормотание |
б |
а |
|
17. В разговоре вы случайно высказали свои истинные намерения. Собеседники поняли, что, рассказывая вымыслы, вы хотели создать себе авторитет. |
Смущение |
б |
а |
Покраснение лица |
б |
а |
|
Невнятное бормотание |
б |
а |
|
Хладнокровие |
а |
б |
|
Весёлость |
а |
б |
|
Дрожание рук |
б |
а |
|
18. Ваш начальник недоволен вашей работой. Он критически анализирует ваши действия. |
Покраснение лица |
б |
а |
Самоконтроль |
а |
б |
|
Волнение |
б |
а |
|
Невнятное бормотание |
б |
а |
|
Улыбка смущения |
б |
а |
|
Тревога |
б |
а |
Сверьте результаты ответов с ключом теста. Для оценки своей способности выносить стрессовые нагрузки подсчитайте количество выбранных из всех 18 ситуаций ответов с отметкой «а». Определите свою стрессоустойчивость по совпадению баллов с оценкой в следующей таблице.
Количество всех «а» |
Способность переносить стрессовые ситуации |
86-108 |
Высокая |
60-87 |
Средняя |
0-59 |
Низкая |
5.Контрольные вопросы.
1. От чего зависит степень подверженности стрессу?
2. Каковы признаки угрозы нервного срыва?
3. Определите степень своей срессоустойчивости по тесту.
4. Как бороться со стрессами?
Практическая работа № 15
Тема: «Психологический портрет эффективного руководителя».
Цели: - помочь студентам распознать, развить и «довести до блеска» те личностные характеристики, которые необходимы, чтобы стать по- настоящему эффективным лидером - таким, за которым хотят и готовы следовать люди;
- диагностика лидерских качеств личности и организованности;
- овладение методом диагностики эмпатии с помощью модифицированного опросника А.Меграбяна и Н.Эпштейна.
Практическая работа состоит из трёх частей:
I.
«21 ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЛИДЕРА» (Дж. Максвелл).
1. Характер: БУДЬТЕ ТВЁРДЫМ, КАК СКАЛА
Лидерство – это способность и воля вести людей к единой цели, а также характер, который внушает доверие.
Харизма: ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ МОЖЕТ РЕШИТЬ ВСЁ
Как стать харизматическим лидером? Нужно больше беспокоиться о том, чтобы окружающие хорошо думали про самих себя, а не про вас.
Преданность делу: ОНА ОТЛИЧАЕТ ЛЮДЕЙ ДЕЛА ОТ ПРАЗДНЫХ МЕЧТАТЕЛЕЙ.
Люди не идут за теми лидерами, у которых отсутствует преданность делу. Это качество может проявляться в самых разнообразных действиях: и в том, сколько времени вы посвящаете работе, и в усилиях затрачиваемых Вами на развитие своих способностей, и в тех личных жертвах, на которые вы идёте ради дела.
Умение общаться: БЕЗ НЕГО ВЫ БУДЕТЕ ШАГАТЬ ПО ЖИЗНИ В ОДИНОЧКУ
Эффективному лидеру абсолютно необходимо развивать у себя навыки общения. Он способен делиться с другими своими знаниями и идеями, а также внушать окружающим энтузиазм и ощущение безотлагательности каких бы то ни было действий. Если лидер не в состоянии ясно довести до окружающих важную идею и мотивировать их действия, то факт наличия у него подобной идеи вообще не имеет значения.
Компетентность: ЕСЛИ ВЫ РАЗОВЬЁТЕ ЕЁ В СЕБЕ, ТО ЛЮДИ ПРИДУТ К ВАМ
Компетентность идёт гораздо дальше слов. Она означает способность лидера сформулировать то, что нужно, и сделать то, что нужно, причём таким образом, когда другим ясно, что они хотят следовать за Вами.
Мужество: ОДИН ЧЕЛОВЕК, НАДЕЛЁННЫЙ МУЖЕСТВОМ, ОБРАЗУЕТ БОЛЬШИНСВО
Мужество совершенно справедливо считается первейшим из человеческих качеств, т. к. это качество, которое гарантирует наличие всех остальных.
Проницательность: УМЕНИЕ ПОКОНЧИТЬ С НЕРАЗРЕШИМИ ЗАГАДКАМИ
Умные лидеры верят только половине того, что слышат. Проницательные лидеры знают, какой половине доверять.
8. Сфокусированность: ЧЕМ ОНА ЧЁТЧЕ, ТЕМ ЧЕТЧЕ ВЫ ДЕЙСТВУЕТЕ.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
9. Щедрость: ОТ ВАШЕЙ СВЕЧИ НЕ УБУДЕТ, ЕСЛИ ОНА СВЕТИТ ЕЩЁ И ОКРУЖАЮЩИМ
Никто и никогда не удостаивался почестей за то, что получил. Почести бывают наградой за то, что отдал.
10. Инициативность: БЕЗ НЕЁ ВЫ НЕ СТУПИЛИ БЫ И ШАГУ
Успех явно связан с конкретными действиями. Преуспевающие люди не перестают всё время шевелиться. Они совершают ошибки, но никогда не выходят из игры.
11. Умение слушать: ЧТОБЫ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ С СЕРДЦАМИ ЛЮДЕЙ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВОИ УШИ.
В ушах лидера должны звенеть голоса людей.
12. Страсть: ПРИНИМАЙТЕ ЭТУ ЖИЗНЬ И ЛЮБИТЕ ЕЁ
Когда лидер обращается к окружающим со страстью, то обычно встречает ответную страсть.
13. Позитивная установка: ЕСЛИ ВЫ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО СМОЖИТЕ, ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СМОЖИТЕ
Величайшее открытие моего поколения состоит в том, что люди могут менять свою жизнь, изменяя психологическую обстановку.
14. Решение проблем: НЕЛЬЗЯ ПОЗВОЛЯТЬ ВАШИМ ПРОБЛЕМАМ ОСТАВАТЬСЯ ПРОБЛЕМАМИ
Калибр лидера можно измерить проблемами, за которые он берётся. Лидер всегда ищет те, которые соразмерены ему самому.
15. Взаимоотношения: ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ЛАДИТЬ С ЛЮДЬМИ, ОНИ БУДУТ ЛАДИТЬ С ВАМИ
Наиболее важный отдельно взятый компонент в формуле успеха – знать, как ладить с людьми.