ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 913

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Практическая работа № 1

2. Цели:

3.Обеспечение практической работы.

4. Порядок выполнения работы.

5. Контрольные вопросы:

Практическая работа № 2

3. Обеспечение практического занятия.

4. Последовательность выполнения работы.

I. Измерение объема оперативной памяти.

Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»

II. Методика «Память на числа».

III. Тест «Объем памяти» (11).

IV. Операционная игра. Тема. «Секреты памяти». Порядок проведения занятия

Материалы для студентов

Виды структурных связей.

5. Контрольные вопросы.

8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3

3. 4. Обеспечение и порядок проведения.

I. Методика «Опросник типа мышления».

II. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»

Образец методики

III. Методика «Закономерности числового ряда».

Числовые ряды

IV. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики(«Понимание пословиц».

Список пословиц

V. Способы активизации мышления:

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №4

1.Тема:«Тренинг по психологической саморегуляции и разгрузке»

Стресс – напряжение, напряжённость.

Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

3.4.Оснащение и порядок работы.

Метод аутогенной тренировки

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 5

Практическая работа состоит из трёх частей.

I. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).

«Круг Айзенка»

Личностный опросник Форма а

II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)

Холерический темперамент

Флегматический темперамент

Меланхолический темперамент

III. Определение уровня тревожности

Шкала ситуативной тревожности (ст)

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №6

3.4.Обеспечение и порядок проведения практической работы.

5.Контрольные вопросы:

Практическая работа №7

I. Шкала оценки потребности в достижении.

3.4.Обеспечение и порядок работы.

II.Профессиональная мотивация.

3.Порядок работы.

Лист для ответов

III.Определение профессиональной направленности личности.

3.Порядок работы.

Опросник Йовайши

Лист для ответов

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №8

1. Тема: «Исследование межличностных отношений».

1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 9

4. Порядок работы:

5.Контрольные вопросы.

2.Тест м.Снайдера «Самоконтроль в общении»

3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»

II.Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния человека

5.Контрольные вопросы.

1.Что говорят нам мимика и жесты?

2. Какими из перечисленных правил необходимо руководствоваться в общении.

Практическая работа №11

1.Тема: «Составление плана публичного выступления»

2. Цели: - сформировать у студентов представление обо всех этапах публичного выступления;

3. 4. Порядок работы и оснащение.

Я хочу им об этом рассказать!»

2. Начало выступления.

3. Как завоевать и удержать внимание аудитории.

5. Контрольные вопросы

Практическая работа №12

1.Тема:«Самодиагностика конфликтности личности».

3.4. Порядок работы и оснащение.

2.Тест «Самооценка конфликтности».

1. Тест «Тактика поведения в конфликте».

«Избегающий конфликта»

«Действующий напролом»

III. Стиль конфликтного поведения.

5.Контрольные вопросы.

1.Тема: «Причины конфликтного поведения и рациональное поведение в конфликте»

3.4.Обеспечение и порядок работы.

I. Конфликтные ситуации делового общения

II. Типы конфликтных личностей.

III. Самооценка рационального поведения в конфликте.

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №14

1.Тема:«Преодоление стрессовых последствий конфликта»

3.4.Оснащение и порядок работы.

I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.

III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 15

Тест «Лидер»

Тест «Лидер»

Тест «Организованный ли Вы человек?»

Тест «Организованный ли Вы человек?»

Оценки результатов

III. Диагностика эмпатии.

Опросник

Ответный лист и ключ к опроснику

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №16

1.Тема: «Стили руководства и их эффективность в управленческой деятельности»

3.4. Обеспечение и прядок работы.

Тест для определения стиля руководства коллективом

Результат:

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №17

1.Тема: «Самооценка личных и деловых качеств менеджера»

3.4. Обеспечение и порядок работы.

Бланк самооценки личности

Бланк самооценки деловых и личных качеств менеджера

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №18

3.4.Обеспечение и порядок работы.

II. Подходы к принятию решений.

III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.

IV. Групповые решения.

5. Контрольные вопросы.

Ответы на контрольные вопросы практических работ

2,3,4 (См. Практическую работу)

«Круг Айзенка»

Связь факторно - аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента – холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка»: по горизонтали в направлении слева направо увеличивается абсолютная величина показателя экстраверсии, а по вертикали снизу вверх уменьшается выраженность показателя стабильности.

Опросник Г. Айзенка имеет две параллельные, эквивалентные формы – А и В, которые могут применяться как одновременно – для большей достоверности результатов, так и раздельно. С интервалом во времени – для проверки надежности опросника или с целью получения результатов исследований в динамике.

3.Оснащение: Бланк опросника Айзенка (форма А) (см, приложение), ответный лист (форма 38).

Опросник формы А содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии – интроверсии, еще 24 – со шкалой нейротизма, а остальные 9 входят в контрольную Л – шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы.

4.Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет» знаком плюс в соответствующей графе, не раздумывая. Сразу же, так как важна ваша первая реакция. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные способности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет». Затем экспериментатор напоминает. Что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

Приложение

Личностный опросник Форма а

  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?

  2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

  3. Вы человек беспечный?

  4. Не находите ли вы, что вам трудно отвечать «нет»?

  5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-либо предпринять?

  6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?

  7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

  8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

  9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

  10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?

  11. Возникает ли у вас чувство робости и ощущение стыда, когда вы хотите завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?

  12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь ли?

  13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

  14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

  15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?

  16. Легко ли вас обидеть?

  17. Любите ли вы часто бывать в компании?

  18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

  19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках. А иногда совсем вялы?

  20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей. Но зато особенно близких вам?

  21. Часто ли вы мечтаете?

  22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

  23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

  25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

  26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

  27. Считают ли вас человеком живыми веселым?

  28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

  29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

  30. Вы иногда сплетничаете?

  31. Бывает ли. Что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

  32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете прочитать об этом в книге, нежели спросить?

  33. Бывают ли у вас сердцебиение?

  34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?

  35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

  36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

  37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

  38. Раздражительны ли вы?

  39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

  40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

  41. Вы ходите медленно и неторопливо?

  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

  43. Часто ли вам снятся кошмары?

  44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

  45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

  46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

  47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

  48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

  49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

  50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

  51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

  53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

  54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

  55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

  56. Любите ли вы подшучивать над другими?

  57. Страдаете ли вы от бессонницы?


Ключ

Эстраверсия – вопросы: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 – ответы «Да»; вопросы: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51 – ответы «Нет».

Нейтротизм – вопросы: 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57 – ответы «Да».

Ложь – вопросы: 6, 24, 36 – ответы «Да»; вопросы: 12, 18, 30, 42, 48 – ответы «Нет».

Обработка результатов. После заполнения испытуемыми ответных листов экспериментатор, используя ключ (см. приложение ), подсчитывает баллы по показателям: Э – экстраверсия. Н – нейротизм, Л – ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.

С помощью «круга Айзенка» на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

Следующий этап обработки результатов может быть связан с расчетом среднегрупповых показателей Э, Н, Л с дифференциацией испытуемых. К примеру, по половому признаку.

При анализе результатов эксперимента следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия: 12 – среднее значение, ≥15 – экстраверт, ≥19 – яркий экстраверт, ≤9 – интроверт, ≤5 – глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13 – среднее значение нейротизма, ≥15 – высокий уровень нейротизма, ≥19 – очень высокий уровень нейротизма, ≤7 – низкий уровень нейротизма.

Ложь: ≤4 – норма, >4 – неискренность в ответах. Свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

На основании полученных данных по отдельным испытуемым и группе в целом пишутся заключения. В индивидуальных заключениях оцениваются уровневые характеристики показателей каждого испытуемого, тип темперамента, по возможности даются рекомендации, где, например, указываются пути самокоррекции тех свойств личности, показатели которых оказались либо высокими, либо, напротив, крайне низкими. Так, ярким экстравертам следует посоветовать сузить круг друзей, увеличив глубину общения, и наблюдать, а со временем и тщательно контролировать излишнюю импульсивность своего поведения.


II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)

Вам предлагается 80 утверждений. Отметьте «галочками» те, которые вы могли вы применить к себе.

  1. Неусидчивы, суетливы.

  2. Невыдержанны. Вспыльчивы.

  3. Нетерпеливы.

  4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

  5. Решительны и инициативны.

  6. Упрямы.

  7. Находчивы в споре.

  8. Работаете с рывками.

  9. Склонны к риску.

  10. Не злопамятны и не обидчивы.

  11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

  12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

  13. Агрессивный забияка.

  14. Нетерпимы к недостаткам.

  15. Обладаете выразительной мимикой.

  16. Способны быстро действовать и решать.

  17. Стремитесь к новому.

  18. Обладаете резкими порывистыми движениями.

  19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

  20. Склонны к резкой смене настроения.

  21. Веселы и жизнерадостны.

  22. Энергичны и деловиты.

  23. Часто не доводите дело до конца.

  24. Склонны переоценивать себя.

  25. Способны быстро схватывать новое.

  26. Легко переживаете неудачи и неприятности.

  27. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

  28. С увлечением беретесь за любое новое дело.

  29. Быстро остываете, если дело неинтересное.

  30. Быстро переключаетесь с одной работы на другую.

  31. Тяготитесь однообразием, будничностью.

  32. Общительны.

  33. Не чувствуете скованности с новыми людьми.

  34. Выносливы и работоспособны.

  35. Обладаете громкой живой речью.

  36. Сохраняете самообладание в необычной обстановке.

  37. Обладаете всегда добрым настроением.

  38. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

  39. Склонны иногда скользить по поверхности.

  40. Иногда проявляете поспешность в решениях.

  1. Спокойны и хладнокровны.

  2. Последовательны и надежны.

  3. Осторожны и рассудительны.

  4. Умеете ждать.

  5. Молчаливы и не любите болтать попусту.

  6. Речь спокойная, равномерная, без эмоций.

  7. Сдержанны и терпеливы.

  8. Дело доводите до конца.

  9. Не тратите попусту сил.

  10. Строго придерживаетесь распорядка в работе.

  11. Легко сдерживаете порывы.

  12. Маловосприимчивы к порицанию и одобрению.

  13. Не злобны, снисходительны к колкостям.

  14. Постоянны в отношениях и интересах.

  15. Медленно включаетесь в работу.

  16. В целом миролюбивы.

  17. Ровны в отношениях со всеми.

  18. Любите актуальность и порядок.

  19. Обладаете выдержкой.

  20. К новой обстановке приспосабливаетесь с трудом.

  21. Стеснительны и застенчивы.

  22. Теряетесь в новой обстановке.

  23. Затрудняетесь контактировать с незнакомыми людьми.

  24. Не верите в свои силы.

  25. Легко переносите одиночество.

  26. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

  27. Склонны уходить в себя.

  28. Быстро утомляетесь.

  29. Речь слабая до шепота.

  30. Впечатлительны до слез.

  31. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

  32. Предъявляете высокие требования к себе и другим.

  33. Склонны к подозрительности, мнительности.

  34. Болезненно чувствительны и легковерны.

  35. Чрезвычайно обидчивы.

  36. Скрытны и необщительны.

  37. Малоактивны и робки.

  38. Безропотно покорны.

  39. Стремитесь вызвать сочувствие у окружающих.

  40. Переживаете, если не выполнили обещание.


Итак, поведем расчет.

  1. Посчитайте общее количество «галочек», которые вы поставили. Обозначим их буквой А.

  2. Посчитайте по отдельности количество «галочек» в утверждениях с 1 по 20 номер (Вх), с 21 по 40 (Вс), с 41 по 60 (Вф), и с 61 по 80 (Вм). Индексы возле буквы В указывают на тип темперамента.

  3. Ну а затем по простым формулам рассчитаем процентное соотношение различных типов темперамента.

Тхх:А×100%; Тфф:А×100%; Тсс:А×100%; Тмм:А×100%.

Теперь, проведя этот расчет, ознакомьтесь с более развернутой характеристикой каждого из названных типов.


Холерический темперамент

(В основе лежит сильный, неуравновешенный – с преобладанием возбуждения – тип нервной системы).

Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции, но реактивность у него преобладает над активностью. Представители этого типа темперамента отличаются повышенной возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Для них характерна быстрота (иногда лихорадочна) движений и действий, порывистость.

Психические процессы протекают у них быстро. Неуравновешенность ярко сказывается в деятельности холерика: он с увлечением и даже страстью берется за дело, работает с подъемом. Но в силу нерационального расходования энергии, запас ее у холерика быстро истощается, настроение резко падает.

Такая цикличность активности - одна из характерных особенностей холерического темперамента. В силу преобладания возбуждения над торможением в общении с людьми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, и на этой почве он может создавать нередко конфликтные ситуации в коллективе.

Флегматический темперамент

(В основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы)

по характеристике Павлова флегматик – спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. В деятельности флегматик проявляет продуманность, упорство. Как правило, начатое дело до конца. Он склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Психические процессы у него протекают замедленно, что может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, понять, быстро сделать. Ему нужно время для сосредоточения внимания. Для переключения его на другой объект, для запоминания, понимания. Инертность сказывается и на перестройки, что приводит к излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. Одинаково это качество – инертность – имеет и положительное значение: если флегматик что-то делает, то уж основательно. Флегматики особенно подходят для работы, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности. В отличие от сангвиников и холериков для них характерны малая реактивность и малая возбудимость.