ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 936
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
3.Обеспечение практической работы.
3. Обеспечение практического занятия.
4. Последовательность выполнения работы.
I. Измерение объема оперативной памяти.
Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»
II. Методика «Память на числа».
III. Тест «Объем памяти» (11).
IV. Операционная игра. Тема. «Секреты памяти». Порядок проведения занятия
8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3
3. 4. Обеспечение и порядок проведения.
I. Методика «Опросник типа мышления».
II. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»
III. Методика «Закономерности числового ряда».
IV. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики(«Понимание пословиц».
V. Способы активизации мышления:
1.Тема:«Тренинг по психологической саморегуляции и разгрузке»
Стресс – напряжение, напряжённость.
Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
3.4.Оснащение и порядок работы.
Практическая работа состоит из трёх частей.
I. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).
II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)
III. Определение уровня тревожности
Шкала ситуативной тревожности (ст)
3.4.Обеспечение и порядок проведения практической работы.
I. Шкала оценки потребности в достижении.
3.4.Обеспечение и порядок работы.
II.Профессиональная мотивация.
III.Определение профессиональной направленности личности.
1. Тема: «Исследование межличностных отношений».
1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:
2.Тест м.Снайдера «Самоконтроль в общении»
3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»
II.Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния человека
1.Что говорят нам мимика и жесты?
2. Какими из перечисленных правил необходимо руководствоваться в общении.
1.Тема: «Составление плана публичного выступления»
2. Цели: - сформировать у студентов представление обо всех этапах публичного выступления;
3. 4. Порядок работы и оснащение.
Я хочу им об этом рассказать!»
3. Как завоевать и удержать внимание аудитории.
1.Тема:«Самодиагностика конфликтности личности».
3.4. Порядок работы и оснащение.
2.Тест «Самооценка конфликтности».
1. Тест «Тактика поведения в конфликте».
III. Стиль конфликтного поведения.
1.Тема: «Причины конфликтного поведения и рациональное поведение в конфликте»
3.4.Обеспечение и порядок работы.
I. Конфликтные ситуации делового общения
II. Типы конфликтных личностей.
III. Самооценка рационального поведения в конфликте.
1.Тема:«Преодоление стрессовых последствий конфликта»
3.4.Оснащение и порядок работы.
I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.
III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».
Тест «Организованный ли Вы человек?»
Тест «Организованный ли Вы человек?»
Ответный лист и ключ к опроснику
1.Тема: «Стили руководства и их эффективность в управленческой деятельности»
3.4. Обеспечение и прядок работы.
Тест для определения стиля руководства коллективом
1.Тема: «Самооценка личных и деловых качеств менеджера»
3.4. Обеспечение и порядок работы.
Бланк самооценки деловых и личных качеств менеджера
3.4.Обеспечение и порядок работы.
II. Подходы к принятию решений.
III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.
II. Подходы к принятию решений.
Принятие решения – психологический процесс. Выделяются два подхода к принятию решений: интуитивный и рациональный. Интуитивное решение принимается на основе ощущения его правильности, без анализа всех «за» и «против», это выбор, обусловленный знаниями или накопленным оптом. Достоинством такого подхода к принятию решений является быстрота и дешевизна процесса выбора альтернатив. Недостаток его в том, что он не срабатывает в ситуациях, не имевших аналогов в прошлом опыте руководителя. Рациональное решение, в отличие от интуитивного, не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически.
III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.
Важным моментом в принятии решения руководителем является его эмоциональное состояние в момент принятия решения. Как правило, проблемы предприятия воспринимаются большинством менеджеров «близко к сердцу», что вызывает повышенный эмоциональный фон в момент принятия решений. Если речь идёт о групповом принятии решения, срабатывает механизм эмоционального заражения, и возбуждение ещё нарастает. Психологами проводились исследования эффективности принятия решений в зависимости от уровня эмоционального возбуждения. Одним и тем же людям предлагалось решить несколько задач в ограниченное время. При этом исследователями фиксировалась частота пульса, артериальное давление и другие физиологические показатели, характеризующие уровень эмоционального возбуждения. Результаты исследования Вы можете увидеть на графике (рис. 3.3.1):
Рисунок 1. Зависимость эффективности принятия решений от уровня эмоционального возбуждения.
Как Вы можете видеть на графике, эффективность принятия решений снижалась в результате уменьшения эмоционального возбуждения, когда людям, участвующим в эксперименте, сообщалось, что задачи не так уж важны, проигрывалась приятная музыка, принимались все меры к максимальному расслаблению. Однако эффективность падала и в результате влияния стресса, когда людей вынуждали действовать в обстановке нервозности, настраивая их на необычайную важность решения задач. Спортсменам хорошо знаком такой эффект – на тренировках и небольших соревнованиях, в спокойной обстановке люди в целом показывают более высокие результаты, чем под рёв трибун Олимпиады. Однако если в спорте эти достижения никто не видит, результаты правильно принятых решений видны всем. Принимая решение, постарайтесь находиться в оптимальном эмоциональном состоянии.
IV. Групповые решения.
Особым классом управленческих решений являются групповые решения. Если в процессе принятия индивидуального управленческого решения на результат влияет только психическое состояние, черты личности данного руководителя и в некоторой степени его подчинённых, то при групповом решении психологические состояния всех членов группы накладываются, кроме того, на процесс принятия решения начинают влиять специфические явления, возникающие в любой группе – борьба за лидерство, возникновение подгрупп и т.п. В то же время, сложность управленческих систем и ответственность за последствия того или иного выбора часто бывает такова, что принятие решения в одиночку невозможно. Принятие решения группой, как правило, требует больше времени, кроме того, на окончательное решение, принятое в неподготовленной группе, очень сильно влияет структура группы. Наверное, каждому из нас доводилось наблюдать ситуации, когда группой был принят не лучший вариант решения, однако предложенный человеком, которому удалось захватить лидерство в группе. Для предупреждения подобных ситуаций существуют специальные методы принятия групповых решений, с некоторыми Вы познакомились в курсе менеджмента, а о других мы поговорим ниже.
Преимущества группового принятия решений заключается:
в лучшем понимании существа проблем и путей их решения;
в более быстром и «гладком» воплощении принятых решений в практическую деятельность: сами приняли – самим выполнять;
в эффективном взаимодействии, в установлении атмосферы сотрудничества;
в росте самосознания, в самоутверждении членов коллектива;
в возможности оптимально совместить цели индивида, группы и организации в целом.
5. Контрольные вопросы.
1. Ниже приведено несколько управленческих решений. Оцените, к какому виду управленческих решений относится каждое. Результаты отметьте в таблице ответов.
Решение 1: После тщательной проработки проекта реконструкции, обсуждения его с консультантами и сотрудниками соответствующих служб предприятия, технико-экономического обоснования, директор принял решение согласиться с предлагаемым вариантом.
Решение 2: Директор небольшой фирмы по дороге на работу заехал в магазин канцелярских принадлежностей и принял решение купить для фирмы бумагу.
Решение 3: Коммерческому директору торговой фирмы предложили приобрести партию нового товара от производителя, с которым он до этого не имел дела. Короткие переговоры, которые с ним провела симпатичная девушка – представитель производителя, закончились принятием решения о приобретении все партии.
Решение 4: Начальник отдела, не выполнивший задание к сроку и получивший серьёзный выговор от генерального директора, вернувшись в раздражённом состоянии в свой кабинет, принял решение сократить на 20% заработную плату за этот месяц всем сотрудникам отдела независимо от эффективности их работы.
Решение 5: Заместитель директора по маркетингу принял решение о разработке и выпуске нового товара, проанализировав результаты маркетингового исследования, проведённого консалтинговой фирмой по его заказу.
Решение 6: Сотрудники креативного отдела рекламного агентства разработали и утвердили план рекламной кампании клиента.
Таблица ответов:
Вид решения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Индивидуальное или групповое |
|
|
|
|
|
|
Рациональное или эмоциональное |
|
|
|
|
|
|
Принятое в условиях определённости или неопределённости |
|
|
|
|
|
|
Стандартное или творческое |
|
|
|
|
|
|
Обоснуйте Ваши ответы.
1. ________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Как Вы считаете, как повлияет на эффективность принятия решений рост эмоционального возбуждения менеджера со среднего уровня до высокого?
эффективность повысится
эффективность понизится.
Что бы Вы предложили предпринять менеджеру, чтобы увеличить эффективность принятия решений в такой ситуации?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ответы на контрольные вопросы практических работ
Практическая работа №1
1. Устойчивость – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте. Концентрация внимания – способность сконцентрировать своё внимание на одном объекте при полном отвлечении от других.
2. В печатном бланке корректурной пробы Бурдона – Анфимова содержится стандартный набор букв русского алфавита, расположенных построчно в случайном порядке. Всего в бланке 40 строк по 30 букв в каждом.
3. Упражнения:
- принятие постепенно усложняющихся инструкций (повторение вслух и про себя);
- удержание инструкции на протяжении всего занятия или деятельности;
- развитие навыков самоконтроля;
- анализ деятельности или ответов других.
4. Внимательность как качество личности:
- внимательность как совокупность качеств: собранность, осмотрительность, осторожность, в их основе лежит привычка внимательно исполнять любое дело;
- внимательность – направленность личности на других, быть внимательным значит уметь замечать малейшие перемены в состоянии и самочувствии других людей, вовремя оказать им поддержку или же наоборот оставить в покое;
- внимание как культура личности: проявление симпатии, уважения, доброжелательности, интереса или наоборот демонстративное, бесцеремонное внимание – результат невоспитанности или пренебрежения.
Практическая работа №2
1. Психика → отражение → познавательный процесс → память → образная память.
Психика → отражение → познавательный процесс → память → образная память
→ чувственный образ.
2.
1) мгновенная память.
2) долговременная эмоциональная память.
3) оперативная память
4) долговременная эмоциональная память.
5) оперативная память.
6) долговременная образная память.
7) оперативная память.
8) долговременная образная память.
9) оперативная память.
10) образная память.