ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 1046
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
3.Обеспечение практической работы.
3. Обеспечение практического занятия.
4. Последовательность выполнения работы.
I. Измерение объема оперативной памяти.
Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»
II. Методика «Память на числа».
III. Тест «Объем памяти» (11).
IV. Операционная игра. Тема. «Секреты памяти». Порядок проведения занятия
8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3
3. 4. Обеспечение и порядок проведения.
I. Методика «Опросник типа мышления».
II. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»
III. Методика «Закономерности числового ряда».
IV. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики(«Понимание пословиц».
V. Способы активизации мышления:
1.Тема:«Тренинг по психологической саморегуляции и разгрузке»
Стресс – напряжение, напряжённость.
Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
3.4.Оснащение и порядок работы.
Практическая работа состоит из трёх частей.
I. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).
II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)
III. Определение уровня тревожности
Шкала ситуативной тревожности (ст)
3.4.Обеспечение и порядок проведения практической работы.
I. Шкала оценки потребности в достижении.
3.4.Обеспечение и порядок работы.
II.Профессиональная мотивация.
III.Определение профессиональной направленности личности.
1. Тема: «Исследование межличностных отношений».
1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:
2.Тест м.Снайдера «Самоконтроль в общении»
3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»
II.Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния человека
1.Что говорят нам мимика и жесты?
2. Какими из перечисленных правил необходимо руководствоваться в общении.
1.Тема: «Составление плана публичного выступления»
2. Цели: - сформировать у студентов представление обо всех этапах публичного выступления;
3. 4. Порядок работы и оснащение.
Я хочу им об этом рассказать!»
3. Как завоевать и удержать внимание аудитории.
1.Тема:«Самодиагностика конфликтности личности».
3.4. Порядок работы и оснащение.
2.Тест «Самооценка конфликтности».
1. Тест «Тактика поведения в конфликте».
III. Стиль конфликтного поведения.
1.Тема: «Причины конфликтного поведения и рациональное поведение в конфликте»
3.4.Обеспечение и порядок работы.
I. Конфликтные ситуации делового общения
II. Типы конфликтных личностей.
III. Самооценка рационального поведения в конфликте.
1.Тема:«Преодоление стрессовых последствий конфликта»
3.4.Оснащение и порядок работы.
I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.
III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».
Тест «Организованный ли Вы человек?»
Тест «Организованный ли Вы человек?»
Ответный лист и ключ к опроснику
1.Тема: «Стили руководства и их эффективность в управленческой деятельности»
3.4. Обеспечение и прядок работы.
Тест для определения стиля руководства коллективом
1.Тема: «Самооценка личных и деловых качеств менеджера»
3.4. Обеспечение и порядок работы.
Бланк самооценки деловых и личных качеств менеджера
3.4.Обеспечение и порядок работы.
II. Подходы к принятию решений.
III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.
6.Лингвист, читая перевод романа, замечает стилевые и культурные несоответствия.
7.Абитуриенты, сдающие письменный экзамен, поднимают головы, если распахивается дверь аудитории.
8.Смотря длинный «мыльный» сериал, пенсионеры всегда обращают внимание на замену актёров на привычных ролях.
9.Сотрудники, привыкшие к цветам одежды начальника, всегда обсудят его новый галстук.
10.Авиадиспетчер в течение смены внимательно следит за светящимися точками на экране дисплея.
11.Водитель автомобиля, даже в ночное время на свободной трассе, вынужден следить за дорогой.
12.Машинистка может не заметить опечаток в рукописи, но его всегда обнаружит заказчик.
13.Если вдруг распахнется дверь и в комнату вбежит клоун, какой – бы деятельностью не были заняты сидящие в комнате люди, они её прервут.
Практическая работа № 2
1. Тема: «Психологическое тестирование оперативной памяти, кратковременной, зрительной и слуховой». Операционная игра «Секреты памяти».
2. Цели: - изучение оперативной памяти;
диагностика зрительной, слуховой и оперативной памяти;
упражнения по тренировке памяти, освоение психотехники запоминания материала.
3. Обеспечение практического занятия.
Материалом для практического занятия служат ряды слов чисел, которые зачитываются студентами, таблица двухзначных чисел, карточки для заполнения материала: не связанного мощным запоминанием чисел, дат, событий, материала, связанного по смыслу.
4. Последовательность выполнения работы.
Практическая работа состоит из пяти частей.
I. Измерение объема оперативной памяти.
Вводные замечания.
Оперативная память – вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия (Г.В. Репкина [35]). В оперативную память поступает материал, как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Пока этот рабочий материал функционирует, он остается в ведении оперативной памяти. Как только работа прекратилась, он либо возвращается или поступает на хранение в долговременную память, либо забывается.
Иная точка зрения (М.С. Роговин [36]) состоит в том, что оперативная память представляет собой лишь рассматриваемый под определенным углом зрения вариант кратковременной памяти. В оперативной памяти длительность сохранения обусловлена той степенью необходимости удержания промежуточных элементов деятельности, без которых невозможно достижение определенного результата.
Основные характеристики оперативной памяти: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность и помехоустойчивость.
Объем оперативной памяти – показатель количества запоминаемого в ней материала – измеряется оперативными единицами памяти. Оперативные единицы памяти (ОЕП) – это образы более или менее сложных сочетаний элементов материала, которые конструируются при выполнении действия в результате активных преобразований в соответствии со стоящими перед человеком задачами. В качестве мер объема оперативной памяти применяются минимально возможные и реально используемые в данной деятельности единицы. Первые выделяются аналитически – методом последовательного расчленения предъявляемого материала на элементы, при сохранении которых еще возможно достижение цели данного действия; при расчленении материала на более дробные элементы действие утрачивает смысл. В реальных условиях человек, как правило оперирует более крупными единицами, объединяя несколько элементов в более крупные символы. Ступеньки такого усложнения можно предвидеть, но определить, какими именно единицами реально оперирует человек, можно только экспериментальным путем.
Точность оперативной памяти – показатель идентичности воспроизводимого и требуемого материала.
Скорость запоминания характеризует то время или число повторений, которое требуется для запоминания всей необходимой для решения задачи информации.
Длительность сохранения характеризует то максимальное время, в течении которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задач, т. е от предъявления информации до осуществления цели действия.
Лабильность (подвижность) оперативной памяти характеризует соотношение между запоминанием и забыванием материала.
Наконец, помехоустойчивость оперативной памяти характеризует устойчивость к действию внешних и внутренних помех (например, к влиянию качества предшествующего и последующего к запоминаемому материалу).
Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»
Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.
Используемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
Инструкция.
«Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваши задача – запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочитаны, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или на бумаге). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 2 – получается 6 (записывается)».
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов – 15 сек.
Ключ.
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число – 40). Норма взрослого человека – от 30 и выше.
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени – 4-5 минут. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.
Тестовый материал
Образец бланка
№ ряда |
Сумма |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Содержание методики
1. 5 2 7 1 4 2. 3 5 4 2 5 3. 7 1 4 3 2 4. 2 6 2 5 3 5. 4 4 6 1 7 6. 4 2 3 1 5 7. 3 1 5 2 6 8. 2 3 6 1 4 9. 5 2 6 3 2 10. 3 1 5 2 7 |
Ключ
1. 7 9 8 5 2. 8 9 6 7 3. 8 5 7 5 4. 8 8 7 8 5. 7 9 7 8 6. 6 5 4 6 7. 4 6 7 8 8. 5 9 7 5 9. 7 8 9 5 10. 1 6 7 9 |
II. Методика «Память на числа».
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
Инструкция.
«Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и Вы должны будете записать все числа, которые Вы запомнили».
Таблица.
13 91 47 39
65 83 19 51
23 94 71 87 |
Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.