ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 955

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Практическая работа № 1

2. Цели:

3.Обеспечение практической работы.

4. Порядок выполнения работы.

5. Контрольные вопросы:

Практическая работа № 2

3. Обеспечение практического занятия.

4. Последовательность выполнения работы.

I. Измерение объема оперативной памяти.

Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»

II. Методика «Память на числа».

III. Тест «Объем памяти» (11).

IV. Операционная игра. Тема. «Секреты памяти». Порядок проведения занятия

Материалы для студентов

Виды структурных связей.

5. Контрольные вопросы.

8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3

3. 4. Обеспечение и порядок проведения.

I. Методика «Опросник типа мышления».

II. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»

Образец методики

III. Методика «Закономерности числового ряда».

Числовые ряды

IV. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики(«Понимание пословиц».

Список пословиц

V. Способы активизации мышления:

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №4

1.Тема:«Тренинг по психологической саморегуляции и разгрузке»

Стресс – напряжение, напряжённость.

Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

3.4.Оснащение и порядок работы.

Метод аутогенной тренировки

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 5

Практическая работа состоит из трёх частей.

I. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).

«Круг Айзенка»

Личностный опросник Форма а

II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)

Холерический темперамент

Флегматический темперамент

Меланхолический темперамент

III. Определение уровня тревожности

Шкала ситуативной тревожности (ст)

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №6

3.4.Обеспечение и порядок проведения практической работы.

5.Контрольные вопросы:

Практическая работа №7

I. Шкала оценки потребности в достижении.

3.4.Обеспечение и порядок работы.

II.Профессиональная мотивация.

3.Порядок работы.

Лист для ответов

III.Определение профессиональной направленности личности.

3.Порядок работы.

Опросник Йовайши

Лист для ответов

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №8

1. Тема: «Исследование межличностных отношений».

1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 9

4. Порядок работы:

5.Контрольные вопросы.

2.Тест м.Снайдера «Самоконтроль в общении»

3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»

II.Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния человека

5.Контрольные вопросы.

1.Что говорят нам мимика и жесты?

2. Какими из перечисленных правил необходимо руководствоваться в общении.

Практическая работа №11

1.Тема: «Составление плана публичного выступления»

2. Цели: - сформировать у студентов представление обо всех этапах публичного выступления;

3. 4. Порядок работы и оснащение.

Я хочу им об этом рассказать!»

2. Начало выступления.

3. Как завоевать и удержать внимание аудитории.

5. Контрольные вопросы

Практическая работа №12

1.Тема:«Самодиагностика конфликтности личности».

3.4. Порядок работы и оснащение.

2.Тест «Самооценка конфликтности».

1. Тест «Тактика поведения в конфликте».

«Избегающий конфликта»

«Действующий напролом»

III. Стиль конфликтного поведения.

5.Контрольные вопросы.

1.Тема: «Причины конфликтного поведения и рациональное поведение в конфликте»

3.4.Обеспечение и порядок работы.

I. Конфликтные ситуации делового общения

II. Типы конфликтных личностей.

III. Самооценка рационального поведения в конфликте.

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №14

1.Тема:«Преодоление стрессовых последствий конфликта»

3.4.Оснащение и порядок работы.

I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.

III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 15

Тест «Лидер»

Тест «Лидер»

Тест «Организованный ли Вы человек?»

Тест «Организованный ли Вы человек?»

Оценки результатов

III. Диагностика эмпатии.

Опросник

Ответный лист и ключ к опроснику

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №16

1.Тема: «Стили руководства и их эффективность в управленческой деятельности»

3.4. Обеспечение и прядок работы.

Тест для определения стиля руководства коллективом

Результат:

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №17

1.Тема: «Самооценка личных и деловых качеств менеджера»

3.4. Обеспечение и порядок работы.

Бланк самооценки личности

Бланк самооценки деловых и личных качеств менеджера

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №18

3.4.Обеспечение и порядок работы.

II. Подходы к принятию решений.

III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.

IV. Групповые решения.

5. Контрольные вопросы.

Ответы на контрольные вопросы практических работ

2,3,4 (См. Практическую работу)

Для того, чтобы эффективно и легко воспроизводить информацию, извлекать ее из латентной памяти, необходимо правильно запечатлеть информацию, подлежащую забыванию, т. е. ввести в соответствующую систему знаний, хранящихся в памяти, и оставить так называемые опоры, «узелки на память» о забываемой информации. Узелок – это ответ на вопросы: «Что? Где хранится? Как вернуть эту информацию в сознание?». «Узелки» бывают смысловыми, ассоциативными, структурными».

Следующий шаг – вытеснить из сознания подлежащую забыванию информацию, оставив соответствующий «узелок».

6. Использование «узелков» в процессе воспроизведения информации. Ориентируясь на «узелок», нужно большое количество связей с соответствующей областью знаний. Ставим перед собой вопросы: «Какие смысловые связи «узелка» с забытой информацией известны? Каковы ее ассоциативные и структурные связи?». В результате удается воспроизвести некоторые фрагменты забытой информации, а из них – всю информацию в целом.

7. Техника составления цепочки «узелков» для запоминания больших текстов.

- Выделив в тексте части, содержащие наиболее важные мысли, выберите для каждой из них «узелок», который обеспечит возможность воспроизведения соответствующей части текста.

- Уточните связи между узелками, образовав цепочку. Повторите связи в цепочке несколько раз.

- Сохраняя в памяти только цепочку «узелков», можете забыть текст до того момента, когда он потребуется.

В психической деятельности человека память тесно связана с мышлением.

Логически связанный, осмысленный материал запоминается лучше, чем неосмысленный. Приемы механического заучивания неэффективны. Включение в процессе запоминания мыслительных процессов увеличивает продуктивность памяти. К приемам смысловой обработки текста относятся: систематизация материала, обобщение, реконструкция, смысловая группировка материала посредством выделения логической структуры текста, перевод запоминаемого материала на язык собственных мыслей. Если обучение приема эффективного запоминания осуществлять специально, работая над конкретными текстами, оно приносит значительные результаты.

В основе запечатления информации лежит образование трех видов связи:

- смысловые – значение и смысл; связь с нашими знаниями;

- ассоциативные – связь с другой информацией;

- структурные – форма представления информации.


Правильный выбор связи, ее соответствие особенностям материала определяют эффективность запечатления. Кратковременное и быстрое запечатление достигается с помощью ассоциативных или структурных связей. При прочном и долговременном запечатлении используются все три вида связи.

Построение смысловых связей.

При построении смысловых связей ставьте вопросы:

- В чем состоит смысл информации?

- Что мне известно о ней?

- В какую область моих знаний ее следует включить?


Виды структурных связей.

1. Расположение информации в алфавитном порядке.

2. Группировка – упорядочение по определенным признакам (например, по областям знания).

3. Ранжирование – упорядочение в соответствии с какой-то шкалой оценок.

4. Образование фраз из начальных букв слов, составляющих запоминаемую информацию.

5. Ритмизация – связывание информации с каким-либо ритмом.

6. Рифмовка информации.

-

5. Контрольные вопросы.

1. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующим.

- психика, отражение, познавательный процесс, образная память, память.

- отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память, память.

2. Определите, в каких из перечисленных примерах речь идёт о мгновенной, оперативной, кратковременной или долговременной (эмоциональной, образной) памяти.

1. При печатании на пишущей машинке, как только буква напечатана, человек тут же забывает её, чтобы перейти к следующей.

2. Старушка всё жизнь помнит о своей первой любви.

3. Человек, набирающий малознакомый номер в телефоне – автомате и держащий в руках сумку, букет и торт, не имеет возможности держать перед глазами записную книжку, и ему приходится мысленно повторять номер, пока набирает его.

4. Пожилой актрисе, работающей над мемуарами, кажется, что свои гимназические годы она помнит лучше, чем военные и перестроечные.

5. Авиадиспетчер на несколько минут сосредотачивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолёта тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.

6. Писатель, работающий над историческим романом, помнит огромное число архивных данных, хотя не все они войдут в повествование.

7. Ожидая на остановке автобус №664, человек помнит номера других, прошедших до «своего» автобусов (№47, 57, 119, 117 и т.д.), но, дождавшись, тут же выбрасывает их из памяти.

8. Люди, окончившие школу даже 40 – 50 лет назад, сохраняют в памяти имя первой учительницы.

9. Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые «улетучиваются» из головы, как только экзамен сдан.


10. Дошкольник, вспомнив летом о новогодних подарках, рисует Деда Мороза «по памяти».

3. «Переведите» на язык современной психологической науки следующие афоризмы.

1. Нет ничего более живучего, чем воспоминания.

2. Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным.

3. Забвение – непременное условие памяти.

4. Кого редко видят, того быстро забывают.

5. То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти.

6. Мы забываем по необходимости, а не по собственному желанию.

7. Память – это то, с помощью чего мы забываем.

8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3

1. Тема: «Экспериментально - психологические методы исследования мышления».

2. Цели: - определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»;

  • определение логического аспекта мышления;

  • исследование индивидуально – психологических особенностей мышления с помощью методики «понимания пословиц»;

  • способы активизации мышления.


3. 4. Обеспечение и порядок проведения.

Практическая работа состоит из пяти частей.

I. Методика «Опросник типа мышления».

Прослушайте утверждения. Если вы согласны, в бланке ответов поставьте плюс, если не согласны – минус.

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимают, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я чётко вижу её героев и описываемые события.

10. Я предпочитают самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится всё делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определённые картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле- и радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор.

22. Я предпочитают точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимают красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.