ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 1085

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Практическая работа № 1

2. Цели:

3.Обеспечение практической работы.

4. Порядок выполнения работы.

5. Контрольные вопросы:

Практическая работа № 2

3. Обеспечение практического занятия.

4. Последовательность выполнения работы.

I. Измерение объема оперативной памяти.

Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»

II. Методика «Память на числа».

III. Тест «Объем памяти» (11).

IV. Операционная игра. Тема. «Секреты памяти». Порядок проведения занятия

Материалы для студентов

Виды структурных связей.

5. Контрольные вопросы.

8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3

3. 4. Обеспечение и порядок проведения.

I. Методика «Опросник типа мышления».

II. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»

Образец методики

III. Методика «Закономерности числового ряда».

Числовые ряды

IV. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики(«Понимание пословиц».

Список пословиц

V. Способы активизации мышления:

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №4

1.Тема:«Тренинг по психологической саморегуляции и разгрузке»

Стресс – напряжение, напряжённость.

Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

3.4.Оснащение и порядок работы.

Метод аутогенной тренировки

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 5

Практическая работа состоит из трёх частей.

I. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).

«Круг Айзенка»

Личностный опросник Форма а

II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)

Холерический темперамент

Флегматический темперамент

Меланхолический темперамент

III. Определение уровня тревожности

Шкала ситуативной тревожности (ст)

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №6

3.4.Обеспечение и порядок проведения практической работы.

5.Контрольные вопросы:

Практическая работа №7

I. Шкала оценки потребности в достижении.

3.4.Обеспечение и порядок работы.

II.Профессиональная мотивация.

3.Порядок работы.

Лист для ответов

III.Определение профессиональной направленности личности.

3.Порядок работы.

Опросник Йовайши

Лист для ответов

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №8

1. Тема: «Исследование межличностных отношений».

1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 9

4. Порядок работы:

5.Контрольные вопросы.

2.Тест м.Снайдера «Самоконтроль в общении»

3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»

II.Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния человека

5.Контрольные вопросы.

1.Что говорят нам мимика и жесты?

2. Какими из перечисленных правил необходимо руководствоваться в общении.

Практическая работа №11

1.Тема: «Составление плана публичного выступления»

2. Цели: - сформировать у студентов представление обо всех этапах публичного выступления;

3. 4. Порядок работы и оснащение.

Я хочу им об этом рассказать!»

2. Начало выступления.

3. Как завоевать и удержать внимание аудитории.

5. Контрольные вопросы

Практическая работа №12

1.Тема:«Самодиагностика конфликтности личности».

3.4. Порядок работы и оснащение.

2.Тест «Самооценка конфликтности».

1. Тест «Тактика поведения в конфликте».

«Избегающий конфликта»

«Действующий напролом»

III. Стиль конфликтного поведения.

5.Контрольные вопросы.

1.Тема: «Причины конфликтного поведения и рациональное поведение в конфликте»

3.4.Обеспечение и порядок работы.

I. Конфликтные ситуации делового общения

II. Типы конфликтных личностей.

III. Самооценка рационального поведения в конфликте.

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №14

1.Тема:«Преодоление стрессовых последствий конфликта»

3.4.Оснащение и порядок работы.

I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.

III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 15

Тест «Лидер»

Тест «Лидер»

Тест «Организованный ли Вы человек?»

Тест «Организованный ли Вы человек?»

Оценки результатов

III. Диагностика эмпатии.

Опросник

Ответный лист и ключ к опроснику

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №16

1.Тема: «Стили руководства и их эффективность в управленческой деятельности»

3.4. Обеспечение и прядок работы.

Тест для определения стиля руководства коллективом

Результат:

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №17

1.Тема: «Самооценка личных и деловых качеств менеджера»

3.4. Обеспечение и порядок работы.

Бланк самооценки личности

Бланк самооценки деловых и личных качеств менеджера

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №18

3.4.Обеспечение и порядок работы.

II. Подходы к принятию решений.

III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.

IV. Групповые решения.

5. Контрольные вопросы.

Ответы на контрольные вопросы практических работ

2,3,4 (См. Практическую работу)

III. Самооценка рационального поведения в конфликте.

1. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые проходили с вашим участием. Оцените их по 5-бальной шкале по следующей схеме: оценка 1 означает полное соответствие вашего полведения той или иной позиции, а оценка 5- для вас не характерно такое поведение.

ПОЗИЦИИ

ОЦЕНКА

1.Критически оцениваю партнёра

2. Приписываю ему низменные или плохие намерения

3. Демонстрирую знаки превосходства

4. Обвиняю и приписываю ответственность только партнёру

5. Игнорирую интересы соперника

6. Вижу всё только со своей позиции

7. Уменьшаю заслуги партнёра

8. Преувеличиваю свои заслуги

9. Задеваю «больные точки» и уязвимые места партнёра

10. Выдвигаю перед партнёром множество претензий

11. Раздражаюсь, повышаю голос, перехожу на крик

12345

12345

12345

12345

12345

12345

12345

12345

12345

12345

12345

Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте.

Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. В этом случае Вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.

2. Развитие эмпатии.

Подумайте, способны ли Вы отвечать на такие вопросы:

  • «Что я сейчас переживаю?»

  • «Чего я в данный момент хочу?»

  • «Зачем я это делаю?»

Если Вы умеете отдавать себе в этом отчёт, у Вас есть способность мыслить за других.

Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях Вы иногда действуете одним образом, а иногда – другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет Вам понимать причины действий других.


Назовите ( про себя) имя человека, который Вам неприятен. Решите в чём здесь причина.

Вспомните случай, когда в беседе Ваш собеседник отстаивал, как вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

Были ли случаи, когда Вы слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему Вы так думали?

Если Вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать:

  • Обратив внимание, на какого – нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние.

  • Научитесь слушать других людей.

  • Перед тем как что – нибудь предполагать или высказывать просьбу, подумайте, могут ли Вам возразить.

  • Наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз. Как часто подтверждаются Ваши прогнозы.

  • Когда смотрите по телевизору художественный фильм, периодически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нити событий. Это поможет вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами.


5. Контрольные вопросы.

1. Проанализируйте причины возникновения конфликтных ситуаций в вашей группе.

2.Определите к какому типу конфликтных личностей Вы относитесь.

Практическая работа №14

1.Тема:«Преодоление стрессовых последствий конфликта»

2.Цель: - выяснить, от чего зависит степень подверженности стрессам;

- распознавание признаков нервного срыва;

- определение стрессоустойчивости человека;

- как бороться со стрессовым состоянием.

Вводное замечание:

Наиболее характерные действия, состояния и ситуации, приводящие к нервно - психическому и физическому перенапряжению и стрессу:

  • Все виды конфликтов.

  • Критика, особенно необоснованная, высказывания в оскорбительной, грубой форме.

  • Различного рода ошибки, просчёты, нарушения.

  • Возникновение неожиданных трудностей для творческой самореализации личности.

  • Непреодолимые барьеры для профессионального роста.

  • Клевета, ложь, нравственный дискомфорт, ссоры.

  • Необоснованное понижение в должности, в заработной плате, необоснованное лишение премии, поощрений, наград.

  • Нагромождение всевозможных дел и дефицит времени на их выполнение.

  • Личные неблаговидные поступки, которые становятся достоянием широкой гласности.

  • Длительные дискуссии, переходящие в споры, которые к тому же заканчиваются не в вашу пользу.

  • Разочарование, особенно в близких людях, которые вам изменили, предали.

  • Разочарование в ранее принятой точке зрения, позиции, ранее принятых подходах и установках.

  • Длительные ожидания, связанные с какими – то чрезвычайно важными событиями, которые, однако, не принесли ожидаемого результата.

Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется темпераментом человека. Как известно, темперамент – врождённый тип нервно системы, который определяет силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Принято выделять четыре «чистых» типа темперамента:


– сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный);

- холерик (сильный, неуравновешенный, легко раздражающийся, но и довольно легко успокаивающийся);

- флегматик (сильный уравновешенный, с медленной сменой процессов возбуждения и торможения);

- меланхолик (слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся). Темперамент сильно влияет на характер нашего поведения. Стрессу больше всего подвержены эмоциональные натуры, поэтому степень уязвимости меланхоликов и холериков выше средней.

Для установления степени опасности неблагоприятного воздействия стрессов полезно знать тип своей нервной деятельности, текущий уровень стрессовых нагрузок и свою способность им противостоять, т.е. оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазы истощения.

3.4.Оснащение и порядок работы.

I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.

Грядущую угрозу нервного срыва можно распознать, используя в качестве ориентиров следующую совокупность признаков:

  • Продолжительная, необъяснимая усталость;

  • Хронические головные боли, расстройство пищеварения, периодические боли в спине;

  • Потеря полового влечения;

  • Участившиеся ссоры с супругой (супругом), коллегами по работе;

  • Раздражительность, резкая смена настроения, депрессия;

  • Обострённая защитная реакция (ощущение того, что вас «все норовят обидеть»);

  • Ощущение перегруженности на работе, дома: «ни на что не хватает времени»;

  • Привычные дела занимают гораздо больше времени, чем раньше;

  • Склонность резко «осаживать» собеседника;

  • Возрастающая тенденция к перееданию;

  • Злоупотребление курением и спиртным;

  • Пересыпание;

  • Ощущение пустоты, чувство неудовлетворённости жизнью, боязнь неудачи;

  • Скука;

  • Падение продуктивности и снижение творческих потенций;

  • Снижение физической активности, возрастание мускульного напряжения при самых незначительных нагрузках;

  • Нежелание и неспособность принимать решения;

  • Забывчивость;

  • Стремление всё рассматривать с негативной точки зрения;

  • Возрастающая озабоченность личными ошибками при исполнении производственных обязанностей, увеличение количества таких ошибок в работе;

  • Сверхчувствительность к критике; гипертрофированное чувство того, что коллеги «третируют» вас;

  • Снижение морального потолка, упрощение отношений в сфере интимных отношений;

  • Потеря самоуважения.


Вывод: если вы выделили больше половины ситуаций, то Вам необходимо обратить внимание на угрозу истощения.

II. Упражнение «Не торопись»

Попытки успеть многое в короткий промежуток времени – самая частая причина стресса. Когда человек постоянно спешит сделать тысячу дел в точно установленные им сроки, врачи называют такое состояние болезнью торопливости. Эмоциональный стресс – неизбежный спутник такого образа жизни.

Доктор медицины Джордж Пауэлл предлагает несложные приёмы для людей, которым нужно замедлить темп жизни:

  • Оставляйте наручные часы в те дни, когда вам не надо нигде быть точно в указанное время (скажем, в выходной день);

  • Старайтесь делать одно, а не несколько дел одновременно (например, не читайте газету за едой, не просматривайте документы, разговаривая по телефону);

  • Пытайтесь разговаривать медленнее;

  • Пешком ходите медленнее: люди вашего типа, как правило, «носятся» даже тогда, когда торопиться им некуда;

  • Будьте любезнее с окружающими, улыбайтесь, а не пробегайте мимо в опаске, что вы опоздаете и ничего не успеете;

  • Если вы водите машину, то не старайтесь ехать быстрее, чем окружающие;

  • Научитесь стоять в очереди спокойно;

  • Планируйте деловые встречи так, чтобы между ними были 15-минутные перерывы: ваши мозг и тело нуждаются в отдыхе;

  • В вашем распорядке дня должно быть время для отдыха;

  • Находите время «понюхать розы», т.е. просто насладиться маленькими радостями жизни. Возвращаясь с работы, полюбуйтесь на играющих малышей, «поболтайте» с чужой собакой.

Для контроля над своим состоянием важно знать степень своей сопротивляемости стрессам.