ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 969

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Практическая работа № 1

2. Цели:

3.Обеспечение практической работы.

4. Порядок выполнения работы.

5. Контрольные вопросы:

Практическая работа № 2

3. Обеспечение практического занятия.

4. Последовательность выполнения работы.

I. Измерение объема оперативной памяти.

Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»

II. Методика «Память на числа».

III. Тест «Объем памяти» (11).

IV. Операционная игра. Тема. «Секреты памяти». Порядок проведения занятия

Материалы для студентов

Виды структурных связей.

5. Контрольные вопросы.

8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3

3. 4. Обеспечение и порядок проведения.

I. Методика «Опросник типа мышления».

II. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»

Образец методики

III. Методика «Закономерности числового ряда».

Числовые ряды

IV. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики(«Понимание пословиц».

Список пословиц

V. Способы активизации мышления:

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №4

1.Тема:«Тренинг по психологической саморегуляции и разгрузке»

Стресс – напряжение, напряжённость.

Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

3.4.Оснащение и порядок работы.

Метод аутогенной тренировки

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 5

Практическая работа состоит из трёх частей.

I. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).

«Круг Айзенка»

Личностный опросник Форма а

II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)

Холерический темперамент

Флегматический темперамент

Меланхолический темперамент

III. Определение уровня тревожности

Шкала ситуативной тревожности (ст)

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №6

3.4.Обеспечение и порядок проведения практической работы.

5.Контрольные вопросы:

Практическая работа №7

I. Шкала оценки потребности в достижении.

3.4.Обеспечение и порядок работы.

II.Профессиональная мотивация.

3.Порядок работы.

Лист для ответов

III.Определение профессиональной направленности личности.

3.Порядок работы.

Опросник Йовайши

Лист для ответов

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №8

1. Тема: «Исследование межличностных отношений».

1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 9

4. Порядок работы:

5.Контрольные вопросы.

2.Тест м.Снайдера «Самоконтроль в общении»

3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»

II.Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния человека

5.Контрольные вопросы.

1.Что говорят нам мимика и жесты?

2. Какими из перечисленных правил необходимо руководствоваться в общении.

Практическая работа №11

1.Тема: «Составление плана публичного выступления»

2. Цели: - сформировать у студентов представление обо всех этапах публичного выступления;

3. 4. Порядок работы и оснащение.

Я хочу им об этом рассказать!»

2. Начало выступления.

3. Как завоевать и удержать внимание аудитории.

5. Контрольные вопросы

Практическая работа №12

1.Тема:«Самодиагностика конфликтности личности».

3.4. Порядок работы и оснащение.

2.Тест «Самооценка конфликтности».

1. Тест «Тактика поведения в конфликте».

«Избегающий конфликта»

«Действующий напролом»

III. Стиль конфликтного поведения.

5.Контрольные вопросы.

1.Тема: «Причины конфликтного поведения и рациональное поведение в конфликте»

3.4.Обеспечение и порядок работы.

I. Конфликтные ситуации делового общения

II. Типы конфликтных личностей.

III. Самооценка рационального поведения в конфликте.

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №14

1.Тема:«Преодоление стрессовых последствий конфликта»

3.4.Оснащение и порядок работы.

I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.

III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:

IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа № 15

Тест «Лидер»

Тест «Лидер»

Тест «Организованный ли Вы человек?»

Тест «Организованный ли Вы человек?»

Оценки результатов

III. Диагностика эмпатии.

Опросник

Ответный лист и ключ к опроснику

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №16

1.Тема: «Стили руководства и их эффективность в управленческой деятельности»

3.4. Обеспечение и прядок работы.

Тест для определения стиля руководства коллективом

Результат:

5.Контрольные вопросы.

Практическая работа №17

1.Тема: «Самооценка личных и деловых качеств менеджера»

3.4. Обеспечение и порядок работы.

Бланк самооценки личности

Бланк самооценки деловых и личных качеств менеджера

5. Контрольные вопросы.

Практическая работа №18

3.4.Обеспечение и порядок работы.

II. Подходы к принятию решений.

III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.

IV. Групповые решения.

5. Контрольные вопросы.

Ответы на контрольные вопросы практических работ

2,3,4 (См. Практическую работу)

1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:

  • 3-8 баллов – выявляют уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором;

  • 9-12 баллов – нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей;

  • 12-16 баллов – дидактический стиль высказываний, потребность командовать.

2.Октант. Независимо – доминирующий стиль межличностного поведения:

  • 3-8 баллов – уверенность, независимость в отношениях;

  • 9-12 баллов – выраженное чувство собственного превосходства над окружающими;

  • 12-16 баллов – обособленная позиция в группе, высказывание особых мнений, отличных от мнения большинства.

3. Октант. Прямолинейно - агрессивный стиль межличностного поведения:

  • 3-8 баллов – искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в отношениях, достижение цели;

  • 9-12 баллов – чрезмерное упорство, недружелюбие;

  • 12-16 баллов – несдержанность и вспыльчивость в отношениях.

4.Октант. Недоверчиво - скептический стиль межличностного поведения:

  • 3-8 баллов – реалистичность базы суждений и поступков;

  • 9-12 баллов – обидчивый и недоверчивый модус отношения с окружающими;

  • 12-16 баллов – недовольство другими и подозрительность.

5.Октант. Покорно – застенчивый стиль межличностного поведения:

  • 3-8 баллов – скромность, застенчивость, склонность брать на себя обязанности других;

  • 9-12 баллов – полная покорность, повышенное чувство вины;

  • 12-16 баллов – самоунижение.

6.Октант. Зависимо – послушный стиль межличностного поведения:

  • 3-8 баллов – потребность в помощи и доверии со стороны окружающих;

  • 9-16 баллов – полная зависимость от мнения окружающих.

7.Октант. Сотрудничающе – конвенциальный стиль межличностного поведения:

  • 3-8 баллов – стремление к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими;

  • 9-12 баллов – избыточность компромиссного поведения, несдержанность в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим;

  • 12-16 баллов – стремление подчеркнуть свою принадлежность к интересам большинства, высокий уровень тревожности.


8.Октант. Ответственно – великодушный стиль межличностного поведения:

  • 3-8 баллов – выраженная готовность помогать окружающим, повышенное чувство ответственности;

9-16 баллов - мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчёркнутый альтруизм.

Первые 4 типа межличностных отношений – 1,2,3,4 – характеризуют преобладание конфликтных тенденций (3,4), а 1- 2- независимость мнения, упорство в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию.

Другие 4 октанта – 5,6,7,8 – являют собой противоположную картину: подчиняемость, неуверенность в себе (5,6), склонность к компромиссам, ответственность в контактах с окружающими (7,8).

5.Контрольные вопросы.

1.Дайте характеристику вашему доминирующему стилю межличностного поведения.

2.Что включает в себя понятие «межличностные отношения»?

Практическая работа № 9

1. Тема: «Определение социально-психологического климата группы».

2.Цель: - овладение методикой диагностики социально-психологического климата группы;

- оценить психологическую атмосферу в группе, т.е. динамическую составляющую психологического климата.

Вводные замечания. Социально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали» и «по вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений и процессов) и выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.

Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата. В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата:


    1. характер отношений того общества, составной частью которого является данная группа;

    2. содержание, организация и условия учебной деятельности;

    3. особенности работы органов управления и самоуправления организации;

    4. характер руководства;

    5. степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы;

    6. социально-демографические и психологические особенности членов группы;

    7. численность группы и др.

Данные методики позволяют определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организации, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.

  1. Оснащение.

1.Опросник для изучения социально-психологического климата группы.

Опросник разработан ля изучения психологического климата в коллективе. После незначительных изменений ряда вопросов он может быть использован в учебных, спортивных и других группах.

2.Методика «Атмосфера в группе».


4. Порядок работы:

1.Опросник предлагается для заполнения участникам той группы, в которой необходимо диагностировать социально-психологический климат. Каждый член группы заполняет анкету индивидуально.

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение.

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные.

В отношении между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание.

Членами коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время.

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива.

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми побуждениями.

Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга.

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного».

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные.

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится.

Коллектив активен, полон энергии.

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело.

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.

Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

Группировки конфликтуют между собой

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство.

Критическое замечание носят характер явных и скрытых выпадов.

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляют враждебность

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

Коллектив подразделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


Баллы:

+3 – данное свойство проявляется в коллективе всегда;

+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 – свойство проявляется достаточно часто;

0 – ни это не противоположное свойство не проявляются или проявляются в одинаковой степени.

-1 – достаточно часто проявляются свойства, указанные справа;

-2 – свойства проявляются в большинстве случаев;

-3 – свойства проявляются всегда.

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов:

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатываются ответы каждого члена группы.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого, необходимо сложить и разделить на количество отвечавших. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

  • +22 и более – это высокая степень благоприятности социально – психологического климата;

  • от 8 до 22 – средняя степень благоприятности социально – психологического климата;

  • от 0 до 8 – низкая степень (незначительная) благоприятности;

  • от 0 до (-8) – начальная неблагоприятность социально – психологического климата;

  • от (-8) до (-10) – средняя неблагоприятность;

  • от (-10) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагопритность.

2.В методике «Атмосфера в группе» приводится 10 противоположных по смыслу высказываний. В бланке между парами надо поставить крестик под чёрточкой, причём чёрточки, задающие «дистанцию» между парами, кодируются по девятибалльной шкале слева направо по схеме:

9 8765 432 1.

Дружелюбие - - - - - - - - - Враждебность

Согласие - - - - - - - - - Несогласие

Удовлетворённость - - - - - - - - - Неудовлетворённость

Увлечённость - - - - - - - - - Равнодушие

Продуктивность - - - - - - - - - Непродуктивность