ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 400

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

- 1-ый уровень - администрация района (Муниципалитет, Управы, КДН и ЗП, ОВД, ПДН)

- 2-ый уровень – их учреждения (образовательные учреждения дошкольные и школьные, Центры социальной помощи семье и детям, Центры социального обслуживания, центры психолого-медико-педагогической помощи, диспансеры и т. д.)

-3-ий уровень – их специалисты

-4-ый уровень – представители общественных структур, жители микрорайона, члены контактных групп


Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Особой социальной группой, являющейся объектом деятельнос­ти социального педагога, можно считать учащихся профессио­нальных училищ (ПУ).

Решая задачу социальной адаптации этой категории подрос­тков, педагогический коллектив училища должен рассматривать ее в двух аспектах: с одной стороны, принятие воспитанниками социальной роли учащегося профессиональной школы, с другой, — включение их в самостоятельную трудовую деятельность в услови­ях рыночных отношений.

Многие учащиеся ПУ приходят из общеобразовательной шко­лы с отрицательным отношением к знаниям. Как показывает прак­тика, формирование профессиональных навыков, приемов обра­щения с инструментами, обучение управлению станками идет у них успешнее, чем овладение теоретическими основами профессии. Это обусловлено и отношением таких учащихся к умственной дея­тельности, недостатками их интеллектуального развития вследствие педагогической запущенности. Выяснив, какая сторона преобла­дает (негативное отношение к теории или неумение заниматься ею), необходимо определить степень активизации каждой из них в индивидуальной работе с учащимися.

Можно выделить следующие причины слабой успеваемости или неуспеваемости учащихся ПУ: низкий уровень познаватель­ной активности, слабое развитие познавательных интересов; от­сутствие интереса к избранной профессии; трудности в изучении отдельного предмета или отсутствие необходимой помощи уча­щемуся; некоторые личные качества (например, безответствен­ность); конфликтные отношения с педагогом и перенос отношения к нему на предмет; причины физиологического и патологическо­го характера.

Особенности жизни и воспитания накладывают на многих учащихся ПУ своеобразный отпечаток, который иной раз оши­бочно принимают за интеллектуальную ограниченность.

В настоящее время целесообразно вести речь об особом на­правлении социально-педагогической работы с данной категори­ей подростков. Предпосылки специфики такой работы заключа­ются в следующем:

> отклонения в поведении немалого числа учащихся ПУ обусловлены их педагогической запущенностью, невниманием к их воспитанию, безнадзорностью;

> многие подростки сомневаются в правильности выбора профессии, ее перспективности, возможности дальнейшего тру­доустройства;


> для учащихся ПУ характерны многочисленные личные проблемы, проблемы взаимоотношений с педагогами, с товари­щами по группе, конфликтность в семье, проблемы со здоровьем.

Основным структурным компонентом организации педаго­гического процесса в ПУ является учебно-производственная груп­па. Именно в ней организуется учебная, производственная, досуговая деятельность, формируются социальные отношения между учащимися.

Непосредственное руководство группой осуществляет мас­тер производственного обучения. Кураторство в плане организа­ции познавательной деятельности учащихся осуществляет класс­ный руководитель.

В сотрудничестве с мастерами производственного обучения, кураторами групп социальный педагог должен организовать в ПУ реализацию системы профилактической и реабилитационной ра­боты с учащимися, приложить максимум усилий для изучения воспитанников и выявления среди них имеющих склонность к девиантному поведению.

Сегодня во многих профессиональных училищах созданы пси­хологические и социально-педагогические службы. Можно выде­лить следующие наиболее актуальные задачи этих служб:

> психологическая и социально-педагогическая диагнос­тика ученических групп в целях разработки рекомендаций по улуч­шению психологического климата в коллективе, снижения уров­ня конфликтности между учащимися и педагогами;

> индивидуальная диагностика и консультирование уча­щихся, оказание разносторонней помощи в решении сложных жизненных проблем;

> создание условий для раскрытия способностей учащих­ся, совершенствования их в совместной с педагогами и сверстни­ками социально значимой деятельности, отвечающей интересам и природным склонностям подростков к общению, творчеству;

> формирование у воспитанников знаний, умений и на­выков, необходимых для социальной адаптации, закрепления в профессиональной деятельности;

> развитие коммуникативных, организаторских способно­стей, повышение социальной активности, тренировка навыков межличностного и делового общения;

> проведение специальных занятий, направленных на сни­жение уровня тревожности, агрессивности, на развитие навыков самоконтроля, саморегуляции.

Опираясь на задачи социально-педагогической службы, мож­но выделить группу функций, реализация которых направлена на повышение уровня социальной адаптации учащегося ПУ.


Диагностическая — изучение психологических, возрастных особенностей личности воспитанника, его способностей, состояния физического и нравственного здоровья; степени и направленно­сти влияния микросферы; структуры учебного коллектива; харак­тера группового взаимодействия.

Организаторская — организация социально значимой дея­тельности в социуме, включение в нее подростка в качестве ак­тивного субъекта.

Координирующе-посредническая — координация усилий меди­цинских, культурных, спортивных, правовых учреждений, обще­ственных и благотворительных организаций, коллективов педа­гогов и учащихся для совместного решения проблем социального и профессионального становления подростка, для представления интересов учащихся на разных уровнях.

Профилактическая — использование социально-правовых, юридических, психолого-педагогических механизмов предупреж­дения и преодоления негативных явлений, способных оказать антипедагогическое воздействие, обеспечение защиты прав под­ростков.

Организационно-коммуникативная — установление деловых и личностных контактов с педагогами, родителями на принципах взаимного уважения, доверия, сотрудничества.

Прогностическая — прогнозирование процесса развития лич­ности учащегося в период его обучения в ПУ и после его окон­чания.

Функция психологической поддержки — оказание помощи уча­щимся в решении проблем личностного характера, в снятии не­рвного напряжения, состояния тревожности, различного рода «комплексов», используя психокоррекционные и другие методы воздействия.


Методы работы социального педагога

Изучение учащихся. Социальному педагогу необходимо изучить:

> общие данные всех учащихся, познакомиться с их био­графиями (сведениями о родителях, месте рождения, прожива­ния, месте учебы до поступления в ПУ);

> состояние здоровья учащихся (здесь важен контакт с ме­дицинскими работниками; особое внимание должно уделяться пси­хическому здоровью подростков, состоянию их нервной системы);

> индивидуальные особенности ученика, специфику раз­вития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, воле­вой, действенно-практической, экзистенциальной сфер личнос­ти, особенности процессов саморегуляции;

> факторы, провоцирующие девиантное поведение: осо­бенности настроения, взгляды, система ценностных отношений, самооценка, оценка окружающей действительности, сфера инте­ресов, потребностей и желаний;

> особенности семейного воспитания, взаимоотношения в семье;

> положение учащегося в группе.

Полученные данные могут быть занесены в специальную кар­ту, содержание которой периодически обновляется в зависимос­ти от получаемой информации.

Возраст учащихся ПУ — возраст активного познания мира и человеческих взаимоотношений, бурного умственного развития, проявления и развития разнообразных задатков и способностей, критического отношения к окружающему. Все это создает благо­приятные возможности для воспитания сознательного, творчес­кого отношения к учебной и трудовой деятельности. (Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова)

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

Учреждение дополнительного образования (УДО) — тип образова­тельного учреждения, которое реализует программы различной направленности, выходящие за пределы основных общеобразо­вательных программ, в целях всестороннего удовлетворения по­требностей граждан.

Основные задачи такого учреждения: обеспечение необходи­мых условий для развития личности, укрепления здоровья, про­фессионального самоопределения и творческого труда детей; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культу­ры; организация содержательного досуга,

УДО занимается разнообразными видами деятельности, что создает особую микросреду, основанную на неформальности от­ношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насы­щенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные и нравственные интересы и качества, художественные и эстети­ческие вкусы, личностные потребности.