ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 402
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
Обязательной документацией для социального педагога см. по аналогии вопроса № 47.
Основные направления работы социального педагога в ДОУ:
1) Работа с ребенком
А) диагностическая работа
Б) коррекционная работа
2) Работа с семьей
А) диагностическая работа
Б) консультирование
В) просвещение
Г) коррекционная работа
3) Работа с педагогами
А) диагностическая работа
Б) консультирование
В) просвещение
Г) коррекционная работа
4) Работа в социуме
А) диагностическая работа
Б) консультирование
В) просвещение
Более подробно работа социального педагога представлена в примерном плане (выделено жирным цветом):
Планы работ социальных служб
Вид работы |
Сроки |
Ответственный |
Работа с ребенком |
||
1. Диагностическое направление: |
|
|
- диагностика интеллектуального развития; |
Сентябрь |
Психолог |
- диагностика уровня воспитанности; |
Ноябрь |
Социальный |
- диагностика социального статуса в группе; |
Май |
педагог |
- диагностика физического здоровья ребенка; |
Декабрь |
Врач |
- диагностика психического здоровья ребенка; |
Сентябрь |
|
- диагностика положения ребенка в семье (КРС); |
Ноябрь |
Социальный |
- диагностика личностных особенностей (характерологические |
Май |
педагог |
особенности, эмоционально- волевая сфера) |
Декабрь |
|
2. Коррекционная работа: |
|
|
- индивидуальная работа психолога на основе диагностики; |
В течение |
Социальный |
- групповые занятия по развитию интеллектуальных способностей; |
года |
педагог |
- индивидуальные и групповые занятия по коррекции эмоционально- |
|
Психолог, |
волевой сферы; |
|
воспитатель |
- индивидуальная группа занятия по коррекции характерологических |
|
Кружки, |
особенностей; |
|
|
- работа по коррекции социального статуса; |
|
|
- развитие коммуникационных качеств ребенка; |
|
|
- индивидуальная группа коррекции физического, психического здоровья |
В течение |
Воспитатель |
|
года |
|
Работа с семьей |
||
1. Диагностические направления: |
|
|
1 . Диагностика стиля семейного воспитания |
Май- |
Психолог |
2. Диагностика взаимоотношений в семье |
сентябрь |
|
3. Составление паспорта семьи |
Октябрь |
|
4. Диагностика психического здоровья |
Ноябрь |
|
5. Диагностика физического здоровья |
Ноябрь |
Врачи |
6. Диагностика социального статуса семей |
Декабрь |
Соц. педагог |
7. Диагностика психолого-педагогических потребностей родителей |
В течение |
Психолог |
8. Дифференциация семей на типы |
года |
|
9. Оформление документации |
|
|
2. Консультирование: |
|
|
1 . Консультация по итогам психологической диагностики детей |
В течение |
Психолог |
2. Консультация по итогам медицинской диагностики |
года |
Социальный |
3. Консультация по итогам диагностики семей |
|
педагог |
4. Консультация по итогам медицинского обследования семей |
|
Врачи |
5. Консультация по проблемам взаимоотношения детей, родителей и |
|
Воспитатели |
Воспитателей |
|
|
6. Консультация специалистов по возникающим проблемам |
|
Психолог |
3. Просвещение: |
|
|
1 . Цикл бесед для родителей: |
В течение |
|
а) возрастные особенности дошкольников; |
года |
Воспитатель |
б) проблемы воспитания дошкольников; |
|
Психолог |
в) физическое здоровье дошкольников; |
|
Врач |
г) психологическое здоровье дошкольников; |
|
Соц. педагог |
д) половое воспитание дошкольников; |
|
Психолог |
е) нравственно-психологическая атмосфера семьи |
|
Педагог |
4. Коррекционная работа: |
|
|
1 . Индивид. работа психолога по проблемам воспитания ребенка в семье |
В течение |
Психолог |
2. Групповая работа с различными типами семей (на основе дифференциации) |
года |
Социальный педагог |
3. Групповая работа по проблемам оздоровления детей с определенными нарушениями |
Сентябрь |
Врач |
4. Индивидуальная работа врачей с родителями |
Октябрь |
|
5. Совместная работа родителей и детей |
Декабрь |
Соц. педагог |
Работа с педагогами |
||
1. Диагностическое направление: |
|
|
1 . Диагностика психолого-педагогических знаний, умений, навыков |
В течение |
Педагог |
2. Диагностика психологического здоровья |
года |
|
3. Диагностика физического здоровья |
|
Врачи |
4. Диагностика коммуникативных способностей |
|
Психолог |
5. Оформление документации |
|
Соц. педагог |
2. Консультирование: |
|
|
1 . Консультирование по итогам диагностики педагогов. |
В течение |
Психолог |
2. Консультирование по итогам диагностики детей. |
года |
Соц. педагог |
3. Консультирование по итогам диагностики родителей. |
|
Воспитатель |
4. Консультирование по возникшим проблемам. |
|
Психолог |
3. Просвещение: |
|
|
1. Учебно-методические семинары по проблемам: |
Февраль |
Психолог |
а) психические, физические особенности дошкольников; |
|
Психолог Врач |
б) индивидуальный подход к воспитанию ребенка; |
Март |
|
в) семья, как фактор социализации личности ребенка; |
Апрель |
|
г) дезадаптация детей дошкольного возраста |
|
|
д) проблемы валеологического воспитания в условиях д/с |
|
Врач, психолог |
4. Коррекционная работа: |
|
|
1 . Индивидуальная работа с педагогами по проблемам работы с детьми |
В течение |
Воспитатель |
2. Индивидуальная работа с педагогами, воспитателями |
года |
Психолог |
3. Работа специалистов с педагогами и воспитателями по психолого- |
В течение |
Социальный |
педагогическим занятиям |
года |
педагог |
Работа в социуме |
||
1. Диагностическое направление: |
|
|
1 . Составление паспорта микрорайона |
Декабрь |
Соц. педагог |
2. Консультирование: |
|
|
1. Консультирование жителей микрорайона по психолого-педагогическим, |
В течение |
Психолог, |
медицинским проблемам. |
года |
врач |
3. Просвещение: |
|
|
1 . Цикл лекций для жителей микрорайона |
В течение года |
Соц. педагог |
(В. Н. Гуров)
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Школа одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе определяется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании». Социальный педагог является равноправным членом педагогического коллектива. Он принимает участие в работе педагогических советов и методических объединений.
График работы социального педагога утверждается руководителем образовательного учреждения. Шакурова М. В., 2002
Исходя из должностных обязанностей с.п. (см. вопрос № 9.), можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении:
Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учреждения;
Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций;
Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтных ситуаций, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающие интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей и педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье и т.п.
Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организацией;
Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления;
Проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;
Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;
Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.
В выше описанных направлениях деятельности отражены все функции с. п., которые он реализуют в своей работе в общеобразовательном учреждении. ( функции см. вопрос № 8)
Однако сам выбор мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др.
Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отношений людей, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы и «выводит» на их решение психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности (посредническая функция). Для этого необходимы налаженные связи социального педагога с различными социальными службами микрорайона, района, города, учреждениями и общественными объединениями, хорошее знание структур и круга обязанностей административных органов, их местонахождение и телефоны. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, патронаже, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и других видах социальной помощи.
Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование, разработка и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.
Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы. Например: помощь в деятельности детско-молодежных общественных объединений через регулярно организуемые сборы; разработке и проведению системы мероприятий, обеспечивающих новое наполнение внеурочной воспитательной работы с учащимися; решению вопросов занятости детей и молодежи, оказанию помощи в самостоятельной организации досуга и развлечений.
В конечном счете вся деятельность социального педагога должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
Обязательной документацией для социального педагога является:
1. Социально-педагогическая характеристика микрорайона.
2. Медико-психолого-педагогическая характеристика клиентов (Эти документы относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке).
3. Перспективный план работы на год, утвержденный директором школы, план работы на месяц.
5. Журнал тематических групповых консультаций, журнал индивидуальных консультаций для отдельных групп населения; журнал социального педагога (запись каждодневной деятельности)
6. Программы на школу по отдельным направлениям социально-педагогической работы (Программа по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних средней общеобразовательной школы на год и т. д.) ;
7. Документация: по учету правонарушений, по внутришкольному учет детей и семей «группы риска»; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений;
8. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;
9. Журнал учета обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;
10. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;
11.Методические рекомендации для родителей;
12.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
13.Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
Литература: Семенова Г. С. Методика работы социального педагога, 2003
Социальный педагог в своей работе взаимодействует: