ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

Социально-педагогические технология– один из сложившихся на основе предшествующего опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально-педагогической цели. (Л. В. Мардахаев) Она может рассматриваться: как описание этапов, методов и средств социально-педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата.

В каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить:

  • Социально-педагогическую цель (к чему стремиться, чего следует добиваться)

  • Условия ее реализации;

  • Особенности и возможности объекта;

  • Особенности места реализации;

  • Возможности по времени для реализации цели;

  • Возможные формы реализации;

  • Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.

На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая.

(Шакурова М. В.)


Виды социально-педагогических технологий.

Известно множество социально-педагогических технологий, однако их классификация пока не разработана. Рассмотрим классификацию предлагаемую Мардахаевым и Галагузовой. Ими были выделены следующие основания и критерии для проведения классификации:

1. Тип технологии - является основным критерием.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его социально-педагогической проблемы и ее разрешению.

Частные технологии - на решение определенной част­ной цели, задачи.

2. Назначение технологии - в зави­симости от основной цели:

направленное целевое назначение — технологии развитии, вос­питания; педагогической коррекции; профориентацией ной работы и др.;

комплексное назначение технологии, предполагающие дости­жение одновременно нескольких целей.

3. Субъект применения - в зависимости от индив-ых возможно­стей специалист:

уровень профессионализма — начинающий, имеющий опыт ра­боты, высококвалифицированный специалист;

специализация социального педагога— по направлению деятель­ности, по работе с определенной возрастной группой и др.

4. Объект применения - в зависимости от характеристики объек­та деятельности:

социальная — ученик, студент, семья, роди­тель и др.;

возрастная — ребенок, подросток, юноша и др.;

личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необ­ходимость социально-педагогической работы с ним) — характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное со­стояние и др.;

количественная — отдельная личность, группа, коллектив;

5. Место применения - в зави­симости от того, в каких условиях наиболее целесообразно их применение: образовательное учреждение; специализированный центр и др.

6. Способ реализации - критерием по дан­ному основанию выступает основной способ достижения цели — ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.); совокупность основных методов(построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов); авторские методики (вос­питание в коллективе А.С.Макаренко.


Изложенные основания и критерии классификации позволя­ют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа — технологии общие и технологии частные.

Социально-педагогические технологии общего типа (общие со­циально-педагогические технологии). Это технологии, включаю­щие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой.

Эти технологии могут иметь как направленное целевое, так и комплексное назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что довольно часто социальным педагогам при­ходится решать комплекс задач, обусловленных различными при­чинами и прежде всего отклонениями в развитии и воспитании человека. В этом случае и возникает потребность в комплексной социально-педагогической помощи.

Каждая из технологий имеет свое содержание и требует учета особенностей ее реализации.

По субъектному применению такие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего — на группу специалистов и на его (их) специализацию и профессио­нальную подготовку.

Каждая технология общего типа ориентирована также на опре­деленную категорию объекта применения с учетом его социально-педагогических проблем и индивидуальных возможностей их раз­решения. К таким технологиям социально-педагогической работы относятся:

а) социально ориентированные б) возрастные в) групповые

г) индивидуально ориентированные — это технологии индивидального развития, воспитания ребенка с определенной патоло­гией, определенного возраста; индивидуально-коррекционное развитие и др.

По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п.ипо способу реализации.

Социально-педагогические технологии частного типа(частные социально-педагогические технологии). Эти технологии выделя­ются из структурных компонентов общей технологии либо из част­ных видов деятельности социальных педагогов. К таким технологиям относятся:

1. Диагностические социально-педагогические технологии- предназначены для постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уров­ня социально-педагогической запущенности объекта, степени от­клонения и пр.


В зависимости от целевой направ­ленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения. Методика диагностики обычно ориентиро­вана на определенную область практического применения. В зависимости от объекта диагнос­тики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологиче­ские или психологические методики с использованием специаль­ных бланков.

Место реализации.Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах.

2. Диагностика-прогностические социально-педагогические техно­логии — не только выявление и диагностирование индивидуальных особенностей клиента, но и прогнозирование перспектив его индивидуально­го развития. В основе прогностической деятельно­сти лежит выявление индивидуальных возможностей клиента в саморазвитии, потенциала этого развития.

По назначению диагностико-прогностичсские технологии так­же могут быть различными. Они определяются как объектом, субъектом так ицелямидиагностико-прогностического анализа.Способы реализациидиагностико-прогностической технологии определяются основными методиками, обеспечивающими проведение диагностики и прогнозирования и их взаимосвязь.

3. Прогностическую часть социально-педагогической технологиии выбор оптимальной технологии (целевой технологии социаль­но-педагогической деятельности). Это определенная практическая деятельность (методика), которая направлена на выбор наиболее оптимальной для конкретного случая технологии социально-пе­дагогической деятельности по реализации проблемы (проблем) клиента. Как правило, в каждом социально-педа­гогическом учреждении складывается своя технология деятельно­сти; каждый специалист (социальный педагог) вырабатывает свою методику работы с клиентом (объектом). Методика выбора оптимальной технологии определяется свое­образиемцелевой технологии, профессиональной компетентно­стью субъектаи индивидуальными особенностямиобъекта, а такжеместомее реализации.

4.Непосредственная подготовка к практической реализации целе­вой технологии(технология и методика непосредственной подго­товки к социально-педагогической работе с клиентом). Такая тех­нология включает комплекс мер, направленных на то, чтобы обес­печить необходимое качество реализации выбранного способа дея­тельности с конкретным объектом. По своей сути непосредствен­ная подготовка, помимо решения комплекса материальных, тех­нических, организационных и методических мер, предусматрива­ет уточнение ее с учетом исполнителей (субъектов), объекта соци­ально-педагогической работы и места реализации целевой тех­нологии.


В каждом конкретном случае вся непосредственная подготовка определяется сложившимся опытом работы социально-педагоги­ческого учреждения либо стилем деятельности социального педа­гога.

5. Практическая реализация целевой технологии(технология прак­тической деятельности). К этой разновидности относятся техно­логии, которые имеют практический (преобразующий, коррекционно-преобразующий, реабилитационный) характер. Специа­лист — социальный педагог (группа специалистов), используя це­левые технологии, способствует (способствуют) достижению прог­нозируемых целей социально-педагогической работы с человеком, группой.

По своему назначению технологии практической деятельности, как указывалось выше, чрезвычайно разнообразны. Каждая из них ориентирована на определенную подготовку и опыт субъектов ре­ализации, на конкретного объекта работы и место реализации (ус­ловия оптимальной реализации) технологии.

По способу реализации целевые технологии также разнообраз­ны, в зависимости от используемых методов, средств и приемов, задействованных в них.

По своей сущности целевые технологии являются базовыми, основными. Именно они предназначены для обеспечения дости­жения социально-педагогических целей. Все остальные функциональные социально-педагогические технологии носят преимущественно обслуживающий характер.

6. Экспертно-оценочные социально-педагогические технологии. Эти технологии направлены на обеспечение оценки и экспертизу результатов реализации функциональных технологий либо общей технологии специалистом (специалистами) в социально-педаго­гической работе с клиентом, группой. Они позволяют оценить действенность этапов и всей реализуемой технологии деятельно­сти. На ее основе делается вывод и принимается решение о необ­ходимости коррекции технологии и ее направленности, а также оценка всей выполненной социально-педагогической работы. Позволяют определить уро­вень и качество социально-педагогической деятельности специа­листа.

(Галагузова М. А., Мардахаев Л. В)

По Шакуровой М. В.

Социально-педагогические технологии подразделяются на:

1. Субъектные технологии - индивидуальные, групповые, сферные и массовидные.

  • К индивидуальным (персональным) относят технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, саморазвития и т.д.

  • Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т. д. Например, для безработных это технологии трудоустройства, для бывших заключенных, беспризорных - технологии реадаптации, для подростков - технологии адаптации к условиям современного общества, для лиц с ограниченными физическими возможностями -трудотерапия, для семей - семейная психотерапия и т.д.

  • Массовидные технологии касаются большого массива населений, всего общества (например, пиаровские технологии).