ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 414
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
2. Деятельностные технологии:
Направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности;
Направленные на улучшения деятельности организационных структур социально-педагогической работы (техники управления, прогнозирования, моделирования, проектирования);
Оптимизирующие деятельность социального педагога консультирования, корректировка, установление проблемы и т. п.);
Улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т. п.).
3. Средовые технологии.Например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и ее совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации и т. п.).
Каждый вид социально-педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
По Шакуровой М. В.
Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций).
Алгоритм - программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций можно получить результат, определенный исходными данными.
Операция- простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простую осознанную цель (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.
В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо отпускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.
Представим обобщенный вариант:
диагностический этап.
А. Анализ исходной ситуации:
а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;
б) определении того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;
в) выявление причин, ее породивших;
г) постановка проблемы;
д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;
е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.
Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).
В. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать. Планирование деятельности.
2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы ребенка.
3. Совместное проектирование решения трудной ситуации.
4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).
5.Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.
6. Анализ результатов выхода из проблемы.
7. Оценка собственной деятельности.
8. Последствия - формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.
9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.
Л. В. Мардахаевпредлагает пять взаимосвязанных этапов:
Структура— взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления.Компонент— составная часть чего-либо.
В социально-педагогической деятельности, как правило, выделяют определенные этапы (подэтапы) действий, обеспечивающие в своей совокупности достижение поставленной (прогнозируемой) цели.
Анализ содержания социально-педагогической технологии общего типа показывает, что в ней целесообразно выделять: цель (основное назначение технологии); объект технологии (человек, социально-педагогическая технология в целом, ее этапы, подэтапы, определенная социально-педагогическая деятельность, результат деятельности и пр.); исходный материал для организации реализационной деятельности и пять этапов, которые определяются их основным функциональным предназначением. Эти этапы выполняют наиболее важные функциональные роли, имеющие существенное значение для достижения прогнозируемой цели. Вот эти пять этапов:
диагностико-прогностический;
этап выбора (разработки) оптимальной технологии;
этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;
реализационный;
экспертно-оценочный.
Структура общей социально-педагогической технологии. Типовая структура такой технологии включает пять этапов.
Диагностика-прогностический— это этап диагностики объекта, определения его социально-педагогических проблем (основной проблемы) и построения прогноза вероятного развития, воспитания, изменения. Прогноз направлен на выявление потенциала объекта как основы разрешения его социально-педагогических проблем.
Этап выбора (разработки) оптимальной технологииИмея необходимую информацию об индивидуальности клиента и его социально-педагогических проблемах, специалист определяет цель социально-педагогической работы с ним. Профессиональная компетентность специалиста в области технологий решения различных социально-педагогических проблем позволяет ему выбрать одну из них как наиболее оптимальную для конкретной ситуации. Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми. (технология индивидуального развития, педагогической коррекции, педагогической реабилитации, исправления и пр.)
Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии необходим для выявления материальных, технических, организационных и методических аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективности реализации выбранной (разработанной) социально-педагогической технологии.
Реализационный— это основной этап, ради которого предусматривался и проводился весь комплекс предшествующих мер.
Экспертно-оценочный— это этап, позволяющий оценить результат реализации социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.
Структура частных (функциональных) социально-педагогических технологий.
Структуру общей социально-педагогической технологии, с определенной долей допущения, можно применить и к частным. Однако при этом нужно помнить, что в каждой частной технологии имеются свои этапы, свидетельствующие об особенностях ее содержания и реализации. Эти этапы являются своего рода подэтапами общей технологии, когда в рамках ее идет реализация частной технологии.
1. Структура диагностико-прогностичсской технологии.Такая технология состоит из двух этапов: диагностики и прогнозирования, каждый из которых имеет свои подэтапы деятельности.
Диагностическийэтап направлен на общую или частную диагностику и выявление индивидуальности объекта социально-педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что всякая социально-педагогическая технология носит адресный характер. Она ориентирована на конкретную личность, на определенную целевую установку и условия их реализации. В зависимости от социальных проблем объекта (ребенка, подростка, юноши, зрелого человека и пр.), а также его индивидуальных возможностей, в том числе компенсаторных, или ограничений (физических, физиологических, психологических), своеобразия повседневного социального проявления, диагностика предусматривает выявление:
индивидуальных отклонений в развитии и самореализации человека и возникших в связи с ними социальных проблем;
состояния здоровья;
индивидуальных особенностей, возможностей человека, его позитивного потенциала, составляющего основу социально-педагогической работы, направленной на компенсационное или иное наиболее целесообразное преодоление недостатков в развитии, профессиональной подготовке и самореализации;
особенностей позиции человека, его отношения к саморазвитию, самосовершенствованию, активности и устремленности в самостоятельном достижении социально-педагогических целей в работе над собой, а также его отношения к воспитателю;
условий среды, в которых он живет, имеет или не имеет возможности для самореализации.
Учитывая, что социальный педагог нередко имеет дело с человеком, имеющим особые нужды, диагностика часто требует участия в ней нескольких специалистов (их иногда называют бригадой специалистов): врачей различных направлений, психологов, педагогов.
Структурно этап диагностики включает ряд подэтапов. Среди них следует выделить такие:
анализ первичной информации тех сведений, которые специалист получает при первом знакомстве и которые нужны для принятия решения о необходимости диагностики объекта;
формулирование выводов — определение объекта (что), предмета (содержание) диагностики и того, как ее следует обеспечить (способ диагностики);
подготовка к диагностической деятельности (техническая и методическая, субъекта и объекта);
собственно диагностика — реализация методов и методик диагностики;
анализ результатов диагностики и постановка диагноза.
На основе полученных данных делается вывод об индивидуальности объекта и формулируется социально-педагогическая проблема. На практике, как правило, таких проблем несколько.
Прогнозирование(социально-педагогическое прогнозирование). С учетом полученных в результате диагностики данных об объекте социальный педагог имеет возможность направленного прогнозирования. Предметом его выступают:
а) направленность и интенсивность индивидуального развития, коррекция развития и воспитания человека, социального воспитания, перевоспитания, исправления, педагогической реабилитации, адаптации, при необходимости стимулирование дезадаптации, а также обучения его, в том числе в вопросах самообслуживания, профессиональной ориентации и подготовки (начальной, средней);
б) возможности человека в целостном развитии либо по определенным направлениям;
в) возможная зона ближайшего развития, воспитания объекта в интересующей социального педагога области.
г) возможности создания оптимальных условий, обеспечивающих реализацию возможностей зоны ближайшего развития, воспитания.
На основе систематизации опыта прогностической деятельности специалистов в ней выделены основные структурные подэтапы. К ним следует отнести:
анализ результатов диагностики и социально-педагогической проблемы (проблем) объекта прогнозирования;
выводы по результатам анализа — определение объекта, предмета (что нуждается в прогнозировании и его содержание) и способа прогнозирования;
подготовку к прогнозной деятельности (техническая и методическая);
собственно прогнозную деятельность — прогнозирование зоны ближайшего развития, воспитания; перспектив позитивного изменения; перспективы ближайшей динамики изучаемой проблемы и пр.;
анализ прогнозного материала и формулирование выводов.