ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.10.2024
Просмотров: 412
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.
Категории обслуживаемого населения
Виды социальной помощи и услуг
Центры социального обслуживания (цсо)
Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.
Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.
Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях
Методы работы социального педагога
Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.
2. Исследование особенностей функционирования семьи.
Ведения документации социальным педагогом.
Формы работы социального педагога с семьей
Методика работы с различными категориями семей.
Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.
Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.
Виды социально-педагогических технологий.
Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.
Методика диагностики подростковых и юношеских групп
Методика диагностики микросреды
1. Определение исходного реабилитационного потенциала:
2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации:
3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:
Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.
Этапы ведения консультативной беседы
Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы
Деятельность консультанта на подэтапе
Деятельность консультанта на подэтапе
Этап 4. Завершение консультативной беседы
Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.
60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.
Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)
62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном
2. Структура деятельности по выбору оптимальной социально-педагогической технологии.При необходимости и достаточной профессиональной компетенции специалист корректирует, индивидуализирует имеющуюся технологию либо разрабатывает новую.
Основными структурными компонентами (подэтапами) деятельности по выбору оптимальной технологии являются следующие:
анализ исходных материалов, необходимых для выбора наиболее оптимальной технологии.
выводы по результатам анализа информации и определение цели, к которой следует стремиться в социально-педагогической работе с клиентом в данной ситуации: развитие навыков социального общения; социальная адаптация; педагогическая коррекция и др. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть намеченной (прогнозируемой) цели;
социально-педагогическое моделирование; под ним понимается эмпирическое создание образа определенной социально-педагогической технологии. В процессе моделирования социальный педагог как бы мысленно прослеживает возможность практического использования имеющейся технологии, разных видов технологий. Главное назначение социально-педагогического моделирования — помочь социальному педагогу выбрать наиболее оптимальный вариант;
выбор социально-педагогической (целевой) технологии. Каждая технология включает: особенности объекта и социально-педагогической проблемы; описание варианта социально-педагогической деятельности по ее решению (технологии достижения цели); методические рекомендации к ее практической реализации;
анализ соответствия результата моделирования и выбранной социально-педагогической технологии. Он направлен на выявление соответствия построенной социально-педагогической модели выбранной технологии — объекту, условиям реализации и педагогическим возможностям специалиста. Именно анализ подсказывает необходимость следующего этапа деятельности;
принятие решения — подэтап, позволяющий на основе анализа сделать вывод: соответствует выбранная целевая технология ситуации или не соответствует. При соответствии варианта следует вывод о завершении выбора. В случае несоответствия варианта принимается решение провести корректировку выбранной целевой технологии (если это возможно) либо разработать новую — индивидуальную — целевую технологию, наиболее полно отвечающую данной ситуации.
выбор оптимального варианта (способа) реализации социально-педагогической технологии — подэтап подготовки к практической деятельности. Как уже отмечалось, социально-педагогическая технология может быть одна, а вариантов ее реализации несколько. Они зависят от опыта исполнителя (субъекта), его инициативности, творчества, гибкости в педагогической деятельности.
3. Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Позволяет предупредить многие возможные упущения, упрощения, недочеты, а также подготовить и организационное, и методическое обеспечение практической реализации выбранной целевой социально-педагогической технологии.
К основным подэтапам непосредственной подготовки к реализации технологии следует отнести:
анализ информации, отражающей потребности подготовки к практической реализации технологии (содержание технологии и методики ее реализации; диагностико-прогностические данные; условия реализации; собственные возможности социального педагога и др.);
выводы по результатам анализа, включающие объем и содержание материальных, технических, организационных и методических проблем, которые необходимо решить в процессе подготовки;
практическую деятельность по решению выявленных материальных, технических, организационных, методических проблем;
апробацию социально-педагогической технологии или ее элементов (репетиция реализации) — проводится, если есть такая необходимость и возможность;
планирование реализационной деятельности. Оно предусматривает разработку графика реализации целевой технологии по времени, месту и видам занятий. На его основе в процессе реализации осуществляется мониторинг практической деятельности и ее результатов;
постановку задач исполнителям по организации деятельности. В ходе его уточняются порядок реализации плана.
4. Структура реализации целевой социально-педагогической технологии.
Непосредственная практическая деятельность по реализации целевой социально-педагогической технологии включает свои этапы, каждый из которых имеет свое назначение и качественно-количественное отличие. В нее входят поэтапная реализация основного метода (совокупности методов), оценка результата каждого из них, необходимая коррекция последующей цели, содержания и методики деятельности, переход к следующему этапу.
- Начальным подэтапом его выступает адаптация в социально-педагогической деятельности и субъекта, и объекта. Данный подэтап необходим для налаживания педагогического взаимодействия между субъектом и объектом, достижения основы для единства, согласованности, взаимопонимания,
- Затем идут последующие подэтапы реализации цели первого этапа целевой технологии, в ходе которых осуществляется постепенное включение объекта в процессы саморазвития, самовоспитания. Подэтапы реализационной деятельности носят индивидуализированный (индивидуально ориентированный) характер. Они зависят от решаемых задач и индивидуальности объекта.
- По завершении реализации задач первого этапа следует оценка его результата. Она позволяет оценить действенность проделанной работы и принять решение о коррекции последующей цели (следующего подэтапа) При плановом протекании процесса реализации сразу (без коррекции) принимается решение о переходе к следующему этапу деятельности.
- На завершающем этапе реализации целевой технологии делается общий вывод о качестве выполнения социально-педагогической работы, достижении ранее спрогнозированной цели.
5. Структура экспертно-оценочной социально-педагогической технологии. Такая частная технология может быть завершением общей социально-педагогической технологии. Она же, как правило, сопровождает процесс реализации общей технологии, выступая инструментарием мониторинга — фиксирования того, что и как выполнено.
Оценка является качественно-количественной Характеристикой какого-либо действия, реализации этапа, подэтапа, метода, средства и т.д. Для оценки любого явления необходимы соответствующие критерии и показатели. В качестве критериев обычно выступают прогнозируемые цели (ожидаемые результаты) в типичных условиях деятельности, показателей — степень достижения ожидаемых результатов.
Экспертная оценка (экспертиза) — осуществляется специалистом (специалистами), имеющим опыт подобной и эффективной деятельности. Учитывая, что такая экспертиза носит субъективный характер, для обеспечения се объективности привлекают несколько специалистов. Усредненный результат экспертизы позволяет снизить элемент субъективизма.
Следует различать экспортно-оценочную деятельность как:
- самостоятельную функциональную технологию;
- как заключительный этап общей социально-педагогической технологии.
1. Экспертно-оценочная деятельность как самостоятельная функциональная технология. Исходными данными для ее реализации являются:
наличие объекта экспертно-оценочной деятельности;
четкое определение содержания того, что подлежит экспертной оценке;
инструментарий оценочной деятельности;
сведения о специалистах, которые могут ее провести;
данные об условиях проведения экспертной оценки.
Структура технологии такой экспертно-оценочной деятельности включает следующие этапы деятельности:
анализ оцениваемого явления и всей исходной информации;
выводы об оцениваемом явлении и принятие решения о способе его оценки;
выполнение экспертной оценки,
анализ полученных результатов,
выводы — оценка (экспертиза) явления.
2. Экспертно-оценочная деятельность как заключительный этап общей социально-педагогической технологии. Такой этап деятельности направлен на оценку всей социально-педагогической работы.
Исходными данными для ее реализации являются:
наличие объекта экспортно-оценочной деятельности (человек и комплекс сведений об используемой в работе с ним технологии и методике ее реализации);
четкое определение содержания того, что подлежит экспертной оценке;
инструментарии оценочной деятельности;
сведения о специалистах, которые могут ее провести;
данные об условиях проведения экспертной оценки;
сведения о той среде, в которой клиент реализует результаты социально-педагогической работы с ним.
Структура технологии такой экспертно-оценочной деятельности включает следующие этапы деятельности:
1) предварительная оценка действенности практической реализации социально-педагогической технологии. Оценка позволяет принять решение о включении клиента в адаптационный процесс в новом состоянии, новых условиях;
2) адаптационный процесс клиента в среде жизнедеятельности. Данный подэтап чаше всего имеет место по результатам педагогической реабилитации, педагогической коррекции. Он проводится в тех средовых условиях, в которых клиент имеет наибольшие нозможпости для личной самореализации. Эти условия максимально приближены к естественной среде его жизнедеятельности. При необходимости предусмотреть социально-педагогический патронаж клиента, помощь ему в этот период. В процессе адаптации постепенно формируется самостоятельность клиента, его полное включение в самореализационную деятельность;
3) анализ проделанной работы и ее результативности. На этом подэтапе выявляются позитивные и негативные аспекты реализованной социально-педагогической технологии;
4) общие выводы. На этом завершается заключительный этап со-циально-педагогической технологии.