ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.10.2024

Просмотров: 412

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос № 44 Социальное сиротство как социально-педагогическая проблема: причины, основные понятия.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

Вопрос № 45 Формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

29 Декабря 1995 г. № 223-фз

Раздел VI. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 18. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос № 46 Бродяжничество и беспризорность как социально-педагогическая проблема.

Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной защиты.

Учреждения социальной защиты, составляющие систему социальной защиты населения Москвы, подчинены дсзн Москвы и решают вопросы:

Категории обслуживаемого населения

Виды социальной помощи и услуг

Центры социального обслуживания (цсо)

Стационарные (дома-интернаты) и реабилитационные учреждения социальной защиты.

Социальное обслуживание - мероприятия направленное на предоставление социальных услуг, заключающихся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Предназначено для оказания остро нуждающимся семьям и отдельным гражданам услуг социально-экономического характера.

Вопрос № 47 Социально-педагогическая деятельность в дошкольных образовательных учреждениях.

В) просвещение

В) просвещение

Вопрос № 48 Социально-педагогическая деятельность в общеобразовательных учреждениях

Вопрос № 49 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях начального профессионального образования.

Методы работы социального педагога

Вопрос № 50 Социально-педагогическая деятельность в учреждениях дополнительного образования.

1. Общие положения.

2. Функции

3. Должностные обязанности

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Вопрос № 51 Технологии социально-педагогической работы с семьей.

1. Сбор первичной информации.

2. Исследование особенностей функционирования семьи.

3. Определение цели работы.

Ведения документации социальным педагогом.

Формы работы социального педагога с семьей

Методика работы с различными категориями семей.

Вопрос № 52 Понятие метода и методики социально-педагогической деятельности. Комплексное использование всех групп методов организации социально-педагогической деятельности.

Различные подходы к классификации методов работы социального педагога.

Вопрос № 53 Понятие и общая характеристика социально-педагогических технологий.

Виды социально-педагогических технологий.

Вопрос № 54 Структура и содержание социально-педагогических технологий.

Вопрос № 55 Диагностические технологии в работе социального педагога: направления, методы, методики, этапы и процедуры.

Методика диагностики личности

Методика диагностики семьи

Методика диагностики подростковых и юношеских групп

Методика диагностики микросреды

Профессионально-этические нормы работы социального педагога в психолого-педагогической диагностической деятельности.

Вопрос № 56 Профориентационная работа в образовательном учреждении: направления, формы и методы. Диагностические профориентационные методы в работе социального педагога.

Профессиональное просвещение

Вопрос № 57 Технологии социально-педагогической работы с личностью и группой (технологии реабилитации, коррекции, адаптации).

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

2. Составление индивидуальной комплексной программы ре­абилитации:

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

Вопрос № 58 Консультирование в системе методов работы социального педагога.

Этапы ведения консультативной беседы

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы

Этап 2. Распрос клиента.

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 3. Оказание воздействия

Деятельность консультанта на подэтапе

Этап 4. Завершение консультативной беседы

Вопрос № 59 Технология социального посредничества в решении комплекса проблем детей и подростков.

60. Технология организации досуга. Использование игровых технологий в организации досуга.

61.Детские и молодежные субкультуры в социализации детей и подростков. Методика и технология работы сп с детскими и молодежными организациями.

Типология неформальных подростковых молодежных групп (по к. В. Седых)

62.Направления и функции досуговой деятельности в образовательном

2. Структура деятельности по выбору оптимальной социально-педа­гогической технологии.При необходимости и достаточной профессиональной компетенции специалист корректирует, инди­видуализирует имеющуюся технологию либо разрабатывает новую.

Основными структурными компонентами (подэтапами) деятель­ности по выбору оптимальной технологии являются следующие:

  • анализ исходных материалов, необходимых для выбора наибо­лее оптимальной технологии.

  • выводы по результатам анализа информации и определение цели, к которой следует стремиться в социально-педагогической работе с клиентом в данной ситуации: развитие навыков социального общения; социальная адаптация; педагогическая коррекция и др. В соответствии с целью определяются задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть намеченной (прогнозируемой) цели;

  • социально-педагогическое моделирование; под ним понимается эмпирическое создание образа определенной социаль­но-педагогической технологии. В про­цессе моделирования социальный педагог как бы мысленно про­слеживает возможность практического использования имеющей­ся технологии, разных видов технологий. Главное назначение со­циально-педагогического моделирования — помочь социальному педагогу выбрать наиболее оптимальный вариант;

  • выбор социально-педагогической (целевой) технологии. Каждая технология включает: особенности объек­та и социально-педагогической проблемы; описание варианта со­циально-педагогической деятельности по ее решению (техноло­гии достижения цели); методические рекомендации к ее практи­ческой реализации;

  • анализ соответствия результата моделирования и выбранной со­циально-педагогической технологии. Он направлен на выявление соответствия построенной социально-педагогической модели выб­ранной технологии — объекту, условиям реализации и педагоги­ческим возможностям специалиста. Именно анализ подсказывает необходимость следующего эта­па деятельности;

  • принятие решения — подэтап, позволяющий на основе анализа сделать вывод: соответствует выбранная целевая технология ситу­ации или не соответствует. При соответствии варианта следует вывод о завершении выбора. В случае несоответствия варианта принимается решение провести корректировку выбранной целевой технологии (если это возможно) либо разработать новую — индивидуальную — целевую технологию, наиболее полно отвечающую данной ситуа­ции.

  • выбор оптимального варианта (способа) реализации социально-педагогической технологии — подэтап подготовки к практичес­кой деятельности. Как уже отмечалось, социально-педагогическая технология может быть одна, а вариантов ее реализации несколь­ко. Они зависят от опыта исполнителя (субъекта), его инициатив­ности, творчества, гибкости в педагогической деятельности.


3. Структура непосредственной подготовки к реализации целевой технологии. Позволяет предупредить многие воз­можные упущения, упрощения, недочеты, а также подготовить и организационное, и методическое обеспечение практической ре­ализации выбранной целевой социально-педагогической техно­логии.

К основным подэтапам непосредственной подготовки к реали­зации технологии следует отнести:

  • анализ информации, отражающей потребности подготовки к практической реализации технологии (содержание технологии и методики ее реализации; диагностико-прогностические данные; условия реализации; собственные возможности социального пе­дагога и др.);

  • выводы по результатам анализа, включающие объем и содер­жание материальных, технических, организационных и методи­ческих проблем, которые необходимо решить в процессе подго­товки;

  • практическую деятельность по решению выявленных матери­альных, технических, организационных, методических проблем;

  • апробацию социально-педагогической технологии или ее эле­ментов (репетиция реализации) — проводится, если есть такая необходимость и возможность;

  • планирование реализационной деятельности. Оно предусматри­вает разработку графика реализации целевой технологии по вре­мени, месту и видам занятий. На его основе в процессе реализации осуществляется мониторинг практической деятельности и ее результатов;

  • постановку задач исполнителям по организации деятельности. В ходе его уточняются порядок реализации плана.

4. Структура реализации целевой социально-педагогической техно­логии.

Непосредственная практическая деятельность по реализации целевой социально-педагогической технологии включает свои эта­пы, каждый из которых имеет свое назначение и качественно-количественное отличие. В нее входят поэтапная реализация ос­новного метода (совокупности методов), оценка результата каж­дого из них, необходимая коррекция последующей цели, содер­жания и методики деятельности, переход к следующему этапу.

- Начальным подэтапом его выступает адаптация в социаль­но-педагогической деятельности и субъекта, и объекта. Данный подэтап необходим для налаживания педагогического взаимодей­ствия между субъектом и объектом, достижения основы для един­ства, согласованности, взаимопонимания,


- Затем идут последующие подэтапы реализации цели первого этапа целевой технологии, в ходе которых осуществляется посте­пенное включение объекта в процессы саморазвития, самовоспита­ния. Подэтапы реализационной деятельности носят индивидуали­зированный (индивидуально ориентированный) характер. Они зависят от решаемых задач и индивидуальности объекта.

- По завершении реализации задач первого этапа следует оценка его результата. Она позволяет оценить действенность проделанной работы и принять решение о коррекции последующей цели (сле­дующего подэтапа) При плановом протекании процесса реа­лизации сразу (без коррекции) принимается решение о переходе к следующему этапу деятельности.

- На завершающем этапе реализации целевой технологии дела­ется общий вывод о качестве выполнения социально-педагогичес­кой работы, достижении ранее спрогнозированной цели.

5. Структура экспертно-оценочной социально-педагогической тех­нологии. Такая частная технология может быть завершением об­щей социально-педагогической технологии. Она же, как правило, сопровождает процесс реализации общей технологии, выступая инструментарием мониторинга — фиксирования того, что и как выполнено.

Оценка является качественно-количественной Характеристикой какого-либо действия, реализации этапа, подэтапа, метода, сред­ства и т.д. Для оценки любого явления необходимы соответствую­щие критерии и показатели. В качестве критериев обычно высту­пают прогнозируемые цели (ожидаемые результаты) в типичных условиях деятельности, показателей — степень достижения ожи­даемых результатов.

Экспертная оценка (экспертиза) — осуществляется специалистом (специалистами), имеющим опыт подобной и эффективной деятельности. Учи­тывая, что такая экспертиза носит субъективный характер, для обеспечения се объективности привлекают несколько специалис­тов. Усредненный результат экспертизы позволяет снизить эле­мент субъективизма.

Следует различать экспортно-оценочную деятельность как:

- самостоятельную функциональную технологию;

- как заключительный этап общей социально-педагогической технологии.

1. Экспертно-оценочная деятельность как самостоятельная функ­циональная технология. Исходными данными для ее реализации являются:

  • наличие объекта экспертно-оценочной деятельности;

  • четкое определение содержания того, что подлежит эксперт­ной оценке;

  • инструментарий оценочной деятельности;

  • сведения о специалистах, которые могут ее провести;

  • данные об условиях проведения экспертной оценки.


Структура технологии такой экспертно-оценочной деятельно­сти включает следующие этапы деятельности:

  • анализ оцениваемого явления и всей исходной информации;

  • выводы об оцениваемом явлении и принятие решения о способе его оценки;

  • выполнение экспертной оценки,

  • анализ полученных результатов,

  • выводы — оценка (экспертиза) явления.

2. Экспертно-оценочная деятельность как заключительный этап общей социально-педагогической технологии. Такой этап деятельно­сти направлен на оценку всей социально-педагогической работы.

Исходными данными для ее реализации являются:

  • наличие объекта экспортно-оценочной деятельности (человек и комплекс сведений об используемой в работе с ним технологии и методике ее реализации);

  • четкое определение содержания того, что подлежит эксперт­ной оценке;

  • инструментарии оценочной деятельности;

  • сведения о специалистах, которые могут ее провести;

  • данные об условиях проведения экспертной оценки;

  • сведения о той среде, в которой клиент реализует результаты социально-педагогической работы с ним.

Структура технологии такой экспертно-оценочной деятельно­сти включает следующие этапы деятельности:

1) предварительная оценка действенности практической реали­зации социально-педагогической технологии. Оценка позво­ляет принять решение о включении клиента в адаптационный про­цесс в новом состоянии, новых условиях;

2) адаптационный процесс клиента в среде жизнедеятельности. Данный подэтап чаше всего имеет место по результатам педагоги­ческой реабилитации, педагогической коррекции. Он проводится в тех средовых условиях, в которых клиент имеет наибольшие нозможпости для личной самореализа­ции. Эти условия максимально приближены к естественной среде его жизнедеятельности. При необходимости предусмотреть социально-педа­гогический патронаж клиента, помощь ему в этот период. В про­цессе адаптации постепенно формируется самостоятельность кли­ента, его полное включение в самореализационную деятельность;

3) анализ проделанной работы и ее результативности. На этом подэтапе выявляются позитивные и негативные аспекты реализо­ванной социально-педагогической технологии;

4) общие выводы. На этом завершается заключительный этап со-циально-педагогической технологии.