Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 789

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Задачи:

1. Расширить представление о семейном досуге, поддержать летнее, веселое настроение.

2. Продолжать развивать пространственное воображение, учить складывать бумагу в различных направлениях.

Содержание: «Жила-была бабочка. Летала она от цветка к цветку и радовалась начинающему лету. Вдруг, увидела она необычный цветок. От каждого дуновения ветерка цветок переворачивался. Вот какие чудеса!»

Задание:сложить из бумаги бабочку и (или) вертушку.

Материал:двусторонняя бумага разного цвета 20х20, клей, полоски плотного картона, проволока, обрезки цветной бумаги, блестки и т. д.

Литературный ряд:Е. Трутнева «Если в небе ходят грозы».

Музыкальный ряд: А. Вивальди, концерт «Лето».

Зрительный ряд: А. Рылов «Зеленый шум», И. Шишкин «Уголок заросшего сада».

Календарно-тематический план

по изобразительной деятельности и художественному труду

для детей старшего дошкольного возраста

Раздел I. «В гостях у красавицы Осени»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» - 8 часов

Занятие 1. «Урожай у нас хорош» - 2 часа (коллективная работа)

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей представление о дружной семье, о бережном отношении друг к другу, умение радоваться самым простым событиям в жизни семьи.

2. Закрепить умение рисовать предметы круглой и овальной формы, передавать характерные особенности предмета.

Содержание: «Собрались муж с женой на ярмарку...»

Задание:рассмотреть овощи, нарисовать любой овощ (по желанию), передавая его характерные особенности, вырезать изображение по контуру, наклеить на общий лист с изображением телеги.

Материал:гуашь, кисть № 9, ножницы, лист ватмана с изображением телеги или большой корзины.

Литературный ряд:загадки об овощах.

Музыкальный ряд:детская песенка А.Филиппенко «Урожайная».

Зрительный ряд:корзина с овощами.

Занятие 2. «Золотая осень» - 2 часа

Задачи:


1. Формировать у детей представления о красоте родного края, очарования тихой русской природы.

  1. Дать представление понятиям «краски земли», «теплые цвета».

  2. Учить рисовать щетинной художественной кистью.

Содержание:«Выбежала девочка в поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали над лесом...»

Задание: рассмотреть и сравнить иллюстрации к сказке Лосева и А. Савченко. Какой пейзаж изобразили эти художники, какие краски использовали? Какой пейзаж мог быть на твоей картине.

Материал:гуашь, щетинная кисть № 20.

Литературный ряд:Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», Э.Федоровская «Осень на опушке краски раз водила».

Зрительный ряд:И.Левитан «Тихая обитель», Остроухов «Золотая осень», иллюстрации Лосева, А.Савченко к сказке «Гуси-лебеди».

Музыкальный ряд:П.Чайковский «Осенняя песня».

Занятие 3. «Гуси-лебеди» - 2 часа

Задачи:

1. Учить конструктивному мышлению, необычному подходу к обычным средствам выразительности.

2. Закрепить умение складывать бумагу в определенной последовательности.

Содержание:«Летят гуси-лебеди над полями, над лесами...»

Задание: смоделировать из бумаги (в стиле бумажной пластики) лебедя, повторяя за воспитателей все этапы работы.

Материал:газета, белая бумага (офисная), клей ПВА, готовые детали клюва из красной бумаги.

Музыкальный ряд:А.Сен-Санс «Лебедь».

Зрительный ряд:иллюстрации к сказке, с изображением лебедей художников А. Савченко, М. Петрова.

Пластический ряд: подвижная игра с готовыми фигурами птиц «Гуси-гуси».

Занятие 4. «Печка-матушка» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать у детей доброе отношение к дому, домашнему очагу, дружелюбное отношение друг к другу.

2. Дать детям представление, что печка в доме - это и тепло, и уют, и спокойствие.

3. Закрепить у детей умение конструировать из бросового материала.

Содержание: «Бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала, бежала и увидела - стоит в поле печка».

Задание: подобрать для печки коробки разных размеров, склеить их, обклеить белой бумагой, добавить характерные детали: заслонку, блюдо с пирогами, кота около трубы и т. д.


Материал:коробки из-под чая разных размеров, белая бумага (офисная), фломастеры, готовые детали.

Литературный ряд:загадки о печке.

Музыкальный ряд:русские народные мелодии.

Зрительный ряд: книги о русском быте.

Занятие 5. «Яблонька» - 1 час

Задачи:

1. Объяснить детям, почему в народе говорят: «Красивая яблоня под окном - значит в доме дружная семья».

2. Дать представление о кроне яблони, ее особенностях, чем она отличается от других деревьев.

3. Познакомить детей с приемами работы акварелью.

Содержание: «Видит Машенька - стоит яблоня, вся румяными яблочками увешана, ветки до самой земли склонились...»

Задание:смочить бумагу кистью, акварелью нарисовать крону яблони.

Материал:бумага для акварели А4, акварель, кисть №9.

Литературный ряд:П. Мумин «Яблоко».

Музыкальный ряд:русские народные мелодии.

Зрительный ряд: муляжи яблок, иллюстрации к сказке А.Савченко.

Занятие 6. «Молочная река - кисельные берега» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать представление детей об уважительном отношении к труду, почитании старших.

2. Познакомить с новым материалом изобразительной деятельности - пастелью.

Содержание:«...течет молочная река - кисельные берега».

Задание: оборвать широкую полоску бумаги по кругу, приклеить к листу ватмана волнистой полосой, берега оформить с помощью пастели.

Материал: офисная бумага, клей, пастель, ватман А3.

Литературный ряд:С. Есенин «С добрым утром».

Музыкальный ряд:М. Мусоргский «Рассвет над Москвой-рекой».

Зрительный ряд:И. Левитан «Тихая обитель».

Занятие 7. «Чудо-игрушки» - 2 часа

Задачи:

1. Продолжать формировать представление о семейных ценностях.

2. Познакомить детей с народным промыслом - Дымковская игрушка. Особенностями узора дымковских мастеров.

Содержание: «Тут скоро отец с матерью вернулись из города, подарки и гостинцы привезли».

Задание: слепить по образцу дымковскую лошадку, загрунтовать, расписать кругами различной величины и цвета, сохраняя ритм узора и традиции дымковской росписи.


Материал: глина, водоэмульсионная краска

Литературный ряд:В. Верестов «Посадили игрушку на полку».

Зрительный ряд: дымковская игрушка.


Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Занятие 1. «Избушка кота и петуха» - 1 час

Задачи:

1. В дружной семье и дело спорится. Дом, семья - опора любого человека.

  1. Закрепить навыки работы с бумагой.

Содержание: «Жили-были в лесной избушке Кот да Петух, дружно жили, весело...»

Задание:разделить лист бумаги на равные полоски. С помощью карандаша сделать из них столбики - «бревнышки».

Материал: офисная бумага, ватман А3, клей ПВА, ножницы.

Литературный ряд:пословицы и поговорки о доме, загадки об избе.

Музыкальный ряд: русская народная песня «Ах, вы, сени, мои сени».

Зрительный ряд: макет деревенской избы.

Занятие 2. «Ставенки резные, окна расписные» - 2 часа

Задачи:

1. Прививать детям заботливое отношение к своему дому.

  1. Учить вырезать ажурную полоску из бумаги сложенную несколько раз пополам.

Содержание: «И был их дом красивый, нарядный, потому что Кот и Петух любили свой дом».

Задание:украсить домик, который сделали на прошлом занятии, из полосок бумаги того цвета, которые больше всего нравятся. Сложить бумагу пополам, затем ещё раз и ещё раз. На линии сгиба вырезать геометрические фигуры, повернуть заготовку, там где нет линий сгиба, вырезать зубчики. Развернуть полоску. Укрась дом подзорами, наличниками, полотенцем.

Материал:полоски бумаги 3х20 разного цвета, ножницы, клей-карандаш, готовый домик.

Литературный ряд: С.Маршак «Кошкин дом» (отрывок).

Музыкальный ряд:русские народные наигрыши, игровая песенка «Ай-ду-ду».

Зрительный ряд: иллюстрации предметов русского быта, макет избы.

Занятие 3. «Домашняя утварь» - 2 часа

Задачи:

1. Прививать детям эстетику быта, любовь к родному дому, традициям русского дома.

2. Познакомить детей с особенностями хохломского узора, разнообразием домашней утвари.

3. Учить рисовать стилизованные изображения растений.

Содержание: «Остался Петушок домовничать. Кашу сварил, на стол накрыл. Сидит Кота дожидается...»