Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 785

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Задание1. «Лесные звери» - 3 часа

Задачи:

1. Дать представление о дружбе, радости общего труда.

2. Учить конструктивного использовать бесполезные на первый взгляд предметы.

Содержание: «Строил бык зимовье, а как наступили холода, то и остальные звери, убедившись в его правоте, решили ему помогать. Работа ладилась. И скоро зажили они в зимовье дружно».

Задание:с помощью готовых шаблонов, нарисовать по одной фигурке животного. Выбрать коробочки нужных размеров для передачи художественного образа животного. Приклеить с двух сторон коробочки силуэты животного, придавая образу некоторый объем. Украсить готовую работу характерными деталями с помощью темперных красок.

Материал: по одному шаблону каждого героя сказки, вырезанного из картона, картон 16х6см, клей ПВА, темперные краски для детского творчества.

Литературный ряд: загадки о домашних животных, пословицы о труде.

Музыкальный ряд: шумы леса.

Зрительный ряд: картинки с изображение домашних животных, иллюстрация к сказке.

Задание 2. «Силуэты деревьев» - 2 часа

Задачи:

1. Продолжить воспитывать любовь к родной природе.

2. Воспитывать умение увидеть красоту в разное время года. Учить передавать образ зимнего пейзажа с разными кронами деревьев.

3. Продолжать формировать навык рисования красками, заполняя изображением весь лист бумаги.

Содержание:«...окружили волки зимовье, только глаза горят...»

Задание: с помощью холодных цветов изобразить образ зимнего леса.

Материал:гуашь синего, белого, фиолетового цвета, желтая гуашь, кисти №3, №5, тонированная бумага (голубая) или белый лист ватмана А 3.

Литературный ряд:И.Суриков «Белый снег пушистый...», загадки о зиме.

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Зимнее утро».

Задание 3. «Крадущийся волк» - 1 час

Задачи:

1. Продолжать формировать представление о семенных ценностях: «С бедой легче справиться всем вместе».

2. Учить передавать образ животного в движении, деталями подчеркивая индивидуальность образа.


Содержание: «.. послали волки самого смелого из них посмотреть, кто в зимовье живет...»

Задание:нарисовать крадущегося волка, стараясь передать характер движения по инструкции преподавателя.

Материал: готовая работа (занятие 2), гуашь, кисть №3, №5.

Пластическая зарисовка: пластическая импровизация «Крадущийся волк».

Литературный ряд: Е.Серова «Волки».

Музыкальный ряд: Э.Григ «В пещере горного короля» (отрывок), С.Прокофьев «Петя и Волк» (отрывок).

Зрительный ряд:Ю. Васнецов иллюстрации о сказке.

Задание 4. «Волшебные узоры» - 3 часа

Задачи:

  1. Формировать заботливое отношение к семье, дому.

2. Закрепить представление о традициях народных ремесел.

3. Познакомить с навыками выполнения папье-маше.

Содержание: «Сидят звери у окошка и любуются зимним узором. А как бы и наш дом такой красотой украсить?»

Задание:обклеить бутылочку из-под йогурта измельченной писчей бумагой, покрасить ее водоэмульсионной краской. Украсить по мотивам гжельских узоров.

Материал:бутылочка из-под йогурта, водоэмульсионная краска, крахмальный клейстер, темперная краска для детского творчества, кисть № 3, № 5.

Литературный ряд: «П.Вяземский.Декабрь».

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Зимнее утро».

Зрительный ряд: фотографии морозных окон, изделия гжельских мастеров.

Задание 5. «Елочные игрушки» - 2 часа

Задачи:

  1. Закреплять представления о семейных традициях, семейных праздниках, торжествах. К празднику готовились всей семьей и взрослые и дети.

2. Сформировать у детей представление, что от украшений сданных своими руками елка становилась еще красивее и родней.

3. Закрепить умение моделировать из бумаги.

Содержание: «Прогнали волков звери, обрадовались. Украсили елку возле зимовья и приготовились праздновать Новый год».

Задание:по показу преподавателя складывать квадратный лист бумаги в различных направлениях, моделируя образ животного или птицы. Украсить образ блестящими или яркими деталями, сохраняя дух праздника.

Материал:двухстороння цветная бумага, обертки от конфет, и т.д., отрезки яркой цветной бумаги, ножницы, клей ПВА.


Литературный ряд: П. Воронько «Елка».

Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Зимние грезы», П.И.Чайковский «Фея Драже» из балета «Щелкунчик».

Зрительный ряд: елочные украшения фабричные и в стиле оригами.


Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Задание 1. «Батюшка-Морозушко» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать у детей уважительное отношение к старшему поколению в семье.

2. Учить рисовать портрет человека, передавая характерные черты образа.

Содержание: «Скачет Морозко по ельничку, скачет по березничку...»

Задание:нарисовать лицо человека по показу, самостоятельно придавая ему характерные черты образа старика-мороз

Материал:тонированная бумага А3 голубых и розовых оттенков, гуашь, кисть № 9.

Литературный ряд: потешка «Ты, мороз, мороз, мороз...», Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором...»

Музыкальный ряд:русская народная песня «Вдоль по улице метелица метет».

Зрительный ряд:иллюстрации к сказке различных художников.

Задание 2. «Морозные окна» - 2 часа

Задачи:

1. Формировать у детей понимание того, что тепло дома, уют - все дело рук и души человеческой.

2. Закрепить умение составлять узор в квадрате и прямоугольнике.

Содержание: «Зажили старик со своей дочкой лучше прежнего. Тихими зимними вечерами смотрели они на расписанное морозом окно и вспоминали его добрым словом».

Задание:нарисовать на листе изображение окна, украсить получившиеся формы морозными узорами.

Материал:тонированная бумага синего, голубого, розового, фиолетового цвета, белая гуашьили белая бумага А3, восковые мелки в сочетании с акварелью, кисти № 9, № 5, № 3.

Литературный ряд: загадки о морозе-художнике.

Музыкальный ряд:П.И.Чайковский «Зимние грезы».

Зрительный ряд:фотографии морозных стекол.

Задание 3. «Волшебный сундук» - 4 часа

Задачи:

  1. Формировать у детей понимание того, что добрые поступки навсегда остаются в воспоминаниях, добро остается в душе навсегда.

  1. Дать представление об эстетики русского народного быта.

3. Закрепить умение конструировать из бумаги.

Содержание: «Стоит сундук Морозки в избушке у старика и светлее, радостнее в горнице от его красоты... Дивятся старик с дочкой узору на сундуке, словно зимняя сказка вернулась.»


Задание:сложить прямоугольный лист бумаги на 16 частей по показу педагога , сделать надрезы, из полученной выкройки смоделировать сундук. Вырезать из полоски бумаги «капельки», «точки» по контуру, украсить ими и готовыми формами гжельских розанов готовый сундук.

Материал:офисная бумага, клей-карандаш, цветная бумага холодных оттенков, готовые формы гжельских розанов.

Литературный ряд: С.Михалков «Бумага», В.Горичева «Гжель».

Музыкальный ряд:П.И.Чайковский «Зимние грезы».

Зрительный ряд:иллюстрации и фотографии крестьянского быта, изделия гжельских мастеров.

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«В гостях у красавицы Осени»

Трошенкова О.А.

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Комплексное занятие по экологии для детей 5-7 лет

Цель занятия:

1. Познакомить детей с листопадом как явлением осени, со способностью листьев менять цвет, с причиной их опадания, со строением листа.

2. Воспитывать чувство красоты, внимательное отношение к природе.

3. Закрепить материал по теме “Птицы”.

Художественный и изобразительный ряд: иллюстрации с картинками осенней природы из фотоальбома “Времена года”.

Литературный ряд: С.А.Есенин “Закружилась листва золотая...” (отрывок), А.С.Пушкин “Унылая пора...”, Н.А.Некрасов “Железная дорога” (“Славная осень...”)

Методические пособия: таблица с изображением листьев разного цвета, со строением листа. Осенние листья клёна, дуба, берёзы (раздаточный материал).