Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 1061
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Как у Маши угощенье –
Очень вкусное варенье!
Язычок пусть угощается,
Кушает и не стесняется.
И мы попробуем варенье
Машенькино угощенье.
«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить несколько раз.
«Ешь не тянись, а работай – не ленись».
В чашку чаю мы нальём
И варение запьём.
«Чашечка» – рот широко раскрыть, язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15сек.
«Чай пить – не дрова рубить».
2. Пальчиковая гимнастика.
Кто не хочет чай горячий,
Есть кисель у Маши яблочный.
Бабушка кисель варила
И ребяток угостила.
«Киселёк» – русская народная игра.
Бабушка кисель варила - Правая рука «помешивает кисель».
На горушечке, - Кончики пальцев рук соединяются, руки расходятся
углом.
В черепушечке - Округлённые ладони, смыкаясь, образуют горшок-
черепушечку.
Для Андрюшечки. - Ладонь правой руки ложится на грудь.
Летел, летел соколок - Ладони скрещиваются, большие пальцы рук
зацепляются.
Через бабушкин порог. - Скрещенные ладони помахивают, как крылья.
Вот он крыльями забил, - Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем
Бабушкин кисель разлил. - Вытягиваются вперёд и вниз, пальцы
растопыриваются.
Вот и нету киселька - Руки разводятся в стороны.
В черепушечке - Руки снова показывают горшок-черепушечку.
У старушечки
На горушечке. - Руки вновь показывают горку.
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» - Руки «утирают» слёзы.
Не плачь, бабка, не рыдай! - Указательный палец правой руки грозит бабке.
Чтоб ты стала весела, - Правая рука снова «помешивает» кисель.
Мы наварим киселя
Во-о-от столько! - Руки расходятся широко-широко в стороны.
3. Музыкальная стимуляция.
А на наше на застолье
Прилетели пчёлки с поля.
Пчёлки нам медок несут,
И гудут, гудут, гулдут.
Попевочка:
Пчёлки, пчёлки, гудут, гудут.
Пчёлки, пчёлки, медок несу.
Пчёлки, пчёлки в поле идут.
Пчёлки с поля медок несут.
Ритм: дада до до дада до до до
дада до до дада до до до
до до до дада до до до
до до до дада до до до
9 комплекс упражнений
«Как у нашего кота»
1. Артикуляционная гимнастика.
Все поели и попили.
Бабушку благодарили
За кисель и за варенье,
И за вкусненькое угощенье.
«А коток, коток, коток, кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок и запрятал в уголок.
А бабушка догнала и за ушко подрала».
Кот на бабушку сердит,
Выгнул спину и стоит.
Покажите мне, ребята,
Как спина его горбата?
«Котик сердится» – рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх, затем опускается.
Жалко на него смотреть,
Кота надо пожалеть.
Погладим котика немножко.
Бедный, бедный котик-крошка.
«Пожалеем котика» - зубами «скользить по «сердитой киске» (по языку) сверху вниз.
«Как у нашего кота шубка очень хороша.
Как у котика усы удивительной красы.
Глаза смелые. Зубки белые.
Выйдет котик в огород – всполошится весь народ.
И петух, и курица с деревенской улицы
Станут котю в гости звать, станут котю угощать».
Молочка ему налейте.
Да смотрите, не жалейте.
Кушай, котик, не сердись,
Да на печку заберись.
«Котик лакает» – рот открыт, губы в улыбке, широкий распластанный язык выдвигается на нижнюю губу, затем, приподняв боковые края и кончик, образует «чашечку». Чашеобразный язык втягивается в рот, к центру твёрдого нёба.
2. Музыкальная стимуляция.
«Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл.
На печи калачи, как огонь горячи.
Пряники пекутся, коту в лапки не даются».
Попевочка:
Цыть, цыть, не плачь.
Несёт котик калач.
Недалечко на мостике
Несёт калач на хвостике.
Ритм: ци ци ци ци
цоцо ци ци ци
цоцо цоцо цоцоцоцо
цоцо цоцо цоцоцоцо
3. Пальчиковая гимнастика.
Язычок наш отдыхает
В горнице сидит вздыхает.
Тишина кругом стоит.
Маменька на печке спит.
«На постой» – русская народная игра.
Ладони сомкнуты. Мизинцы – дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы – мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы – папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы – солдаты (говорят басом) скрещенные большие пальцы – порог избы.
Раздаётся стук.
Солдаты: - Тук-тук! - Указательные пальцы постукивают друг о
друга.
Дети: - Кто там? - Постукивают друг о друга мизинцы.
Солдаты: - Два солдата пришли переночевать!
- Постукивают указательные пальцы.
Дети: - Спросим у мамы. Мама! - Постукивают мизинцы.
Мама: - Что дети? - Постукивают безымянные.
Дети: - Два солдата пришли переночевать!
- Постукивают мизинцы.
Мама: - Спросите у папы! - Постукивают безымянные.
Дети: - Папа! - Постукивают мизинцы.
Папа: - Что, дети? - Постукивают средние пальцы.
Дети: - Два солдата пришли переночевать!
- Постукивают мизинцы.
Папа: - Впустите! - Постукивают средние пальцы.
Дети: - Входите! - Постукивают мизинцы.
Солдаты: - Ах, какая благодать, нас пустили ночевать!
- Указательные «пляшут», совершая
перекрёстные движения.
Солдаты: - Войдём! - Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами
к груди. Затем следует быстрый полуоборот
рук так, чтобы соприкоснулись тыльные
стороны ладоней. Руки вытягиваются вперёд.
10 комплекс упражнений
«Смотрит месяц к нам в окошко»
1. Артикуляционная гимнастика.
Ночь сменяет светлый день.
Ложится к нам на землю тень.
Смотрит месяц к нам в окошко.
Да, устали мы немножко.
Солдат мама уложила,
Язычку спать предложила.
Язычок прощается
В кроватку собирается.
«Язычок прощается» – рот открыт, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15сек.
«Ходит сон у окон. Ты входи-ка, Дрёма, в дом,
Ходит к Дрёме на поклон. Напусти нам угомон»
Язычок уже в кроватке.
Спит теперь он сладко-сладко.
Видит добрые он сны.
И ребята спать должны.
«Язычок спит» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.
«Ай, люлю, люлю, люлю,
Подольше спать тебе велю.
Спи-ка, детка, без пробуду,
Я мешать тебе не буду.
Спи-ка, деточка, подольше,
Наберёшь ума побольше».
2. Пальчиковая гимнастика.
Да и пальчики устали,
Целый день они играли.
Пальцам тоже спать пора.
Спокойной ночи, детвора!
«Пальчики устали» – русская народная игра.
Раз, два, три, четыре, пять! - Руки сжаты в кулаки. По одному на счёт
отгибаются пальцы обеих рук.
Хотят пальчики все спать. - Пальцы обеих рук то прячутся в кулаки,
то резко выпрыгивают вверх.
Этот пальчик – хочет спать, - Левой рукой убирать в кулак по одному пальцу
Этот пальчик – лёг в кровать. правой руки.
Этот пальчик – чуть вздремнул.
Этот пальчик – уж заснул.
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите! - Указательный палец левой руки поднести к губам.
Пальчиков вы не будите. - Левая рука «качает» правый кулачок.
Утро ясное придёт. - Кисти обеих рук движутся вниз, пальцы
растопырены, перебирают вверх-вниз.
Солнце красное взойдёт. - Кисти обеих рук движутся вверх,
пальцы растопырены, перебирают вверх-вниз.
Будут пальчики вставать, - Пальцы обеих рук то прячутся в кулаки,
Наших деток одевать. то резко выпрыгивают вверх.
3. Музыкальная стимуляция.
Наступила тишина,
Даже муха не слышна.
Все заснули в нашем доме.
Бодорство уступит дрёме.
Лишь над речкой соловей.
Он выводит свою трель.
Надо соловушку просить
Никого не разбудить.
Попевочка:
Не летай, соловей,
У окошечка.
Ты не пой, соловей,
Громко песенки.
Ритм: сосо са сосо са
сосо са са са
сосо са сосо са
сосо са са са
Использованная литература:
Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина
«Основы логопедии»; Москва «Просвещение» 1989
М.А.Поваляева «Дидактический материал по логопедии – Сказки о весёлом Язычке»;