Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 806

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Как у Маши угощенье –

Очень вкусное варенье!

Язычок пусть угощается,

Кушает и не стесняется.

И мы попробуем варенье

Машенькино угощенье.

«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить несколько раз.

«Ешь не тянись, а работай – не ленись».

В чашку чаю мы нальём

И варение запьём.

«Чашечка» – рот широко раскрыть, язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15сек.

«Чай пить – не дрова рубить».

2. Пальчиковая гимнастика.

Кто не хочет чай горячий,

Есть кисель у Маши яблочный.

Бабушка кисель варила

И ребяток угостила.

«Киселёк» – русская народная игра.

Бабушка кисель варила - Правая рука «помешивает кисель».

На горушечке, - Кончики пальцев рук соединяются, руки расходятся

углом.

В черепушечке - Округлённые ладони, смыкаясь, образуют горшок-

черепушечку.

Для Андрюшечки. - Ладонь правой руки ложится на грудь.

Летел, летел соколок - Ладони скрещиваются, большие пальцы рук

зацепляются.

Через бабушкин порог. - Скрещенные ладони помахивают, как крылья.

Вот он крыльями забил, - Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем

Бабушкин кисель разлил. - Вытягиваются вперёд и вниз, пальцы

растопыриваются.

Вот и нету киселька - Руки разводятся в стороны.

В черепушечке - Руки снова показывают горшок-черепушечку.

У старушечки

На горушечке. - Руки вновь показывают горку.

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!» - Руки «утирают» слёзы.

Не плачь, бабка, не рыдай! - Указательный палец правой руки грозит бабке.

Чтоб ты стала весела, - Правая рука снова «помешивает» кисель.

Мы наварим киселя

Во-о-от столько! - Руки расходятся широко-широко в стороны.

3. Музыкальная стимуляция.


А на наше на застолье

Прилетели пчёлки с поля.

Пчёлки нам медок несут,

И гудут, гудут, гулдут.

Попевочка:

Пчёлки, пчёлки, гудут, гудут.

Пчёлки, пчёлки, медок несу.

Пчёлки, пчёлки в поле идут.

Пчёлки с поля медок несут.

Ритм: дада до до дада до до до

дада до до дада до до до

до до до дада до до до

до до до дада до до до

9 комплекс упражнений

«Как у нашего кота»

1. Артикуляционная гимнастика.

Все поели и попили.

Бабушку благодарили

За кисель и за варенье,

И за вкусненькое угощенье.

«А коток, коток, коток, кучерявенький лобок,

Украл у бабушки клубок и запрятал в уголок.

А бабушка догнала и за ушко подрала».

Кот на бабушку сердит,

Выгнул спину и стоит.

Покажите мне, ребята,

Как спина его горбата?

«Котик сердится» – рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх, затем опускается.

Жалко на него смотреть,

Кота надо пожалеть.

Погладим котика немножко.

Бедный, бедный котик-крошка.

«Пожалеем котика» - зубами «скользить по «сердитой киске» (по языку) сверху вниз.

«Как у нашего кота шубка очень хороша.

Как у котика усы удивительной красы.

Глаза смелые. Зубки белые.

Выйдет котик в огород – всполошится весь народ.

И петух, и курица с деревенской улицы

Станут котю в гости звать, станут котю угощать».

Молочка ему налейте.

Да смотрите, не жалейте.

Кушай, котик, не сердись,

Да на печку заберись.

«Котик лакает» – рот открыт, губы в улыбке, широкий распластанный язык выдвигается на нижнюю губу, затем, приподняв боковые края и кончик, образует «чашечку». Чашеобразный язык втягивается в рот, к центру твёрдого нёба.

2. Музыкальная стимуляция.

«Кот на печку пошёл, горшок каши нашёл.


На печи калачи, как огонь горячи.

Пряники пекутся, коту в лапки не даются».

Попевочка:

Цыть, цыть, не плачь.

Несёт котик калач.

Недалечко на мостике

Несёт калач на хвостике.

Ритм: ци ци ци ци

цоцо ци ци ци

цоцо цоцо цоцоцоцо

цоцо цоцо цоцоцоцо

3. Пальчиковая гимнастика.

Язычок наш отдыхает

В горнице сидит вздыхает.

Тишина кругом стоит.

Маменька на печке спит.

«На постой» – русская народная игра.

Ладони сомкнуты. Мизинцы – дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы – мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы – папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы – солдаты (говорят басом) скрещенные большие пальцы – порог избы.

Раздаётся стук.

Солдаты: - Тук-тук! - Указательные пальцы постукивают друг о

друга.

Дети: - Кто там? - Постукивают друг о друга мизинцы.

Солдаты: - Два солдата пришли переночевать!

- Постукивают указательные пальцы.

Дети: - Спросим у мамы. Мама! - Постукивают мизинцы.

Мама: - Что дети? - Постукивают безымянные.

Дети: - Два солдата пришли переночевать!

- Постукивают мизинцы.

Мама: - Спросите у папы! - Постукивают безымянные.

Дети: - Папа! - Постукивают мизинцы.

Папа: - Что, дети? - Постукивают средние пальцы.

Дети: - Два солдата пришли переночевать!

- Постукивают мизинцы.

Папа: - Впустите! - Постукивают средние пальцы.

Дети: - Входите! - Постукивают мизинцы.

Солдаты: - Ах, какая благодать, нас пустили ночевать!

- Указательные «пляшут», совершая

перекрёстные движения.

Солдаты: - Войдём! - Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами

к груди. Затем следует быстрый полуоборот

рук так, чтобы соприкоснулись тыльные

стороны ладоней. Руки вытягиваются вперёд.

10 комплекс упражнений


«Смотрит месяц к нам в окошко»

1. Артикуляционная гимнастика.

Ночь сменяет светлый день.

Ложится к нам на землю тень.

Смотрит месяц к нам в окошко.

Да, устали мы немножко.

Солдат мама уложила,

Язычку спать предложила.

Язычок прощается

В кроватку собирается.

«Язычок прощается» – рот открыт, язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15сек.

«Ходит сон у окон. Ты входи-ка, Дрёма, в дом,

Ходит к Дрёме на поклон. Напусти нам угомон»

Язычок уже в кроватке.

Спит теперь он сладко-сладко.

Видит добрые он сны.

И ребята спать должны.

«Язычок спит» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.

«Ай, люлю, люлю, люлю,

Подольше спать тебе велю.

Спи-ка, детка, без пробуду,

Я мешать тебе не буду.

Спи-ка, деточка, подольше,

Наберёшь ума побольше».

2. Пальчиковая гимнастика.

Да и пальчики устали,

Целый день они играли.

Пальцам тоже спать пора.

Спокойной ночи, детвора!

«Пальчики устали» – русская народная игра.

Раз, два, три, четыре, пять! - Руки сжаты в кулаки. По одному на счёт

отгибаются пальцы обеих рук.

Хотят пальчики все спать. - Пальцы обеих рук то прячутся в кулаки,

то резко выпрыгивают вверх.

Этот пальчик – хочет спать, - Левой рукой убирать в кулак по одному пальцу

Этот пальчик – лёг в кровать. правой руки.

Этот пальчик – чуть вздремнул.

Этот пальчик – уж заснул.

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише, не шумите! - Указательный палец левой руки поднести к губам.

Пальчиков вы не будите. - Левая рука «качает» правый кулачок.

Утро ясное придёт. - Кисти обеих рук движутся вниз, пальцы

растопырены, перебирают вверх-вниз.

Солнце красное взойдёт. - Кисти обеих рук движутся вверх,


пальцы растопырены, перебирают вверх-вниз.

Будут пальчики вставать, - Пальцы обеих рук то прячутся в кулаки,

Наших деток одевать. то резко выпрыгивают вверх.

3. Музыкальная стимуляция.

Наступила тишина,

Даже муха не слышна.

Все заснули в нашем доме.

Бодорство уступит дрёме.

Лишь над речкой соловей.

Он выводит свою трель.

Надо соловушку просить

Никого не разбудить.

Попевочка:

Не летай, соловей,

У окошечка.

Ты не пой, соловей,

Громко песенки.

Ритм: сосо са сосо са

сосо са са са

сосо са сосо са

сосо са са са

Использованная литература:

  1. Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелёва, Г.В.Чиркина

«Основы логопедии»; Москва «Просвещение» 1989

  1. М.А.Поваляева «Дидактический материал по логопедии – Сказки о весёлом Язычке»;