Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 810
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
оздоровительного лагеря как объект организационно-методического сопровождения
Выводы по первой главе исследования
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА АПРОБАЦИИ
Рисунок 1. Состав учреждений дополнительного образования Ростовской области в 2015 году
Таблица 1 Направления реализуемых дополнительных образовательных программ в
Рисунок 3. Структура сети организаций дополнительного образования детей по направлениям
Условия реализации модели организационно-методического
Рисунок 7. Стабильность коллектива на первой неделе лагерной смены
Рисунок 9. Уровень адаптированности детей в группе на этапе констатирующего наблюдения
Рисунок 10. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ
Рисунок 11. Степень взаимодействия с педагогическим составом
Рисунок 12. Стабильность коллектива на второй неделе лагерной смены
Рисунок 14. Уровень тревожности детей на второй неделе лагерной смены
Рисунок 15. Уровень тревожности детей на третьей неделе лагерной смены
Рисунок 16. Уровень адаптированности детей в группе на второй неделе лагерной смены
Рисунок 18. Степень удовлетворенности условиями пребывания в ДОЛ на момент окончания лагерной смены
Рисунок 19. Степень взаимодействия с педагогическим составом на момент окончания лагерной смены
Выводы по второй главе исследования
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Методика «Диагностика интереса»
Анкета участников мероприятия или занятия
Методика «Поведение в конфликтах»
Методика «Определение индекса групповой сплочённости Сишора»
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе
отсутствии системного взаимодействия, слабости «обратной связи» центра с образованием и обществом в целом, необходимости расширения публичного пространства, нерациональном «распылении» сил и ресурсов» [67, с. 93]. Таким образом, объективно возникает необходимость поиска современных организационных форм детского досуга и отдыха в летний период, способных удовлетворить разнообразные потребности детей и запросы родителей.
Так, в настоящее время особенно востребованы среди родителей школьные лагеря дневного пребывания, особенно для детей младшего школьного возраста. Родители в силу разных причин боятся отпускать далеко от себя, как им кажется, маленьких детей. Поэтому данные лагеря являются хорошей альтернативой для детских оздоровительных лагерей, требующих
«отрыва» от родителей, так как располагаются и функционируют на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Деятельность детей в течение всего дня организована. Дети заняты в различных кружках и секциях, посещают музеи и выставки, активно отдыхают во время прогулок на свежем воздухе. «С целью развития многомерности и подвижности окружающего пространства предлагаются различные вариации средового дизайна летних пришкольных лагерей» [57].
В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют более 7000 загородных оздоровительных лагерей, санаторно- оздоровительных лагерей
и лагерей труда и отдыха. В частности, согласно официальным отчетным данным Министерства образования и науки Российской Федерации за 2015 год, в России насчитывалось 4200 лагерей труда и отдыха, 2400 загородных оздоровительных и 570 санаторно-оздоровительных лагерей. На сегодняшний день это цифра увеличилась примерно на 25%.
Некоторые исследователи, в частности, Б.В. Куприянов, полагают, что загородные детские оздоровительные лагеря (центры) занимают в системе летнего детского отдыха особое место. Автор мотивирует свою позицию тем,
что оздоровительно-образовательное пространство данного типа лагерей имеет несколько культурных форм, которые позволяют говорить о максимальной адаптируемости их к специфике разных видов деятельности. Исследователь рассматривает варианты организации лагеря как санатория, как дачи, как коммуны и как военного поселения [145].
Б.В. Куприянов опирается в своих рассуждениях на идеи системно- деятельностного и системно-событийного подходов и говорит о пространстве детского загородного лагеря, оперируя бинарными понятийными конструкциями «открытость – закрытость» и «диспозитивность – императивность». Оздоровительно-образовательное пространство каждой из форм загородного детского лагеря обладает определенными характеристиками. Так лагерь как военное поселение – императивен и открыт, лагерь-коммуна – открыт и диспозитивен, лагерь-санаторий – императивен и закрыт, а лагерь- дача – открыт и диспозитивен. При этом под императивностью автор понимает высокую регламентированность пространства, соответственно, под диспозитивностью – низкую. «Специфика оздоровительно-образовательного пространства
загородного детского лагеря характеризуется коллективным характером деятельности, общения, познания и досуга, доминированием коллективного характера активности над индивидуальным» [145, с. 73]. В целом закрытость и открытость пространства детского лагеря определяется спецификой его ведущей направленности: оздоровление детей, развитие имеющихся и формирование дополнительных навыков совместной деятельности, воспитание качеств личности и т.д. При этом специфика направленности может быть рассмотрена как условно непостоянная характеристика, которая может изменяться в зависимости от запроса основных интересантов услуг детского лагеря.
В контексте задач дополнительного образования важно учитывать то, что
«детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы»
[248, с. 355]. По мнению Н.М. Сухолаповой, С.С. Талзи и Т.Е. Румянцевой, обстановка детского лагеря во многом отличается от привычной для детей домашней обстановки. Совместное проживание с другими детьми, взаимодействие с наставниками, большая доля ответственности за свои действия и поступки, самостоятельность в деятельности и принятии решений создают условия для возникновения, так называемой, «зоны доверия». Детский оздоровительный лагерь является пространством, в котором дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни, укрепляют собственное здоровье, восстанавливают физические и душевные силы. Повышается уровень экологической культуры детей, что обусловлено активным общением с природой. Дети имеют возможность для неформального общения и отдыха,
занятий всевозможными хобби и развлечений, соответствующих их потребностям и интересам, что способствует раскрытию личностного потенциала и развитию новых навыков. Отдельно, на наш взгляд, среди преимуществ детского оздоровительного лагеря стоит отметить возможность для ребенка раскрыть себя в условиях «нового», кратковременного, коллектива, начать общение и позиционирование себя «с чистого листа». Нередки случаи, когда в таких условиях неуверенные в себе дети, не пользующиеся
«популярностью» и авторитетом в среде одноклассников, проявляли себя как активные лидеры и становились более уверенными в собственных силах и возможностях. Все эти возможности пространства детского оздоровительного лагеря могут быть использованы в процессе организации дополнительного образования детей.
Особое место среди учреждений дополнительного образования занимают загородные детские оздоровительные лагеря, являющиеся, по мнению В.А. Волгунова, целостным социальным механизмом. Социализация и воспитание происходят здесь не только в процессе контактной адресной работы педагога с ребенком, основным социализирующим элементом является особая среда, в которую погружается ребенок. Эта среда позволяет «удовлетворить
потребности ребенка в свободном общении, досуге и разнообразных видах коллективной, групповой и индивидуальной деятельности» [45, с. 83]. Автор полагает, среда загородного оздоровительного лагеря обладает значительным социализирующим потенциалом, который состоит в обеспечении условий для получения детьми социального
опыта, позволяющего раскрыть себя, определить свое место среди сверстников и взрослых, осознать и реализовать свои творческие потенциалы, получить признание окружающих и убедиться в адекватности личностных достижений. Использование этого потенциала возможно при условии качественной организации детского, в том числе образовательного, досуга, которая зависит от подготовленности администрации лагеря и педагогического состава к решению задач дополнительного образования. Мы поддерживаем мнение В.А. Волгунова и полагаем, что среда загородного оздоровительного лагеря дает каждому ребенку возможность ощутить себя, с одной стороны, важной частью единого социального механизма, с другой стороны, проявить свою индивидуальность и расширить границы самостоятельности в некоторых сферах жизнедеятельности, например, в бытовой.
Е.П. Шигаева также подчеркивает социализирующую роль среды оздоровительного лагеря, говоря о том, что отличительной особенностью лагеря является система педагогических, индивидуальных, социальных и медицинских связей. По мнению исследователя, «только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей, социального опыта в целом» [245, с. 111]. Мы разделяем мнение Е.П. Шигаевой, что детский оздоровительный лагерь как пространство характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, содействует продолжению