Файл: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. Педагогическое общество России, 2005. 352 с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1303
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАИ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
1.4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Глава 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
2.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.3. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.4. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УМЕНИЯ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
2.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
ГЛАВА 3.ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА: СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА, ВЗАИМОСВЯЗЬ
3.1. СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.2.3. Эвристический компонент педагогической культуры
3.3. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА
4.1. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
4.2. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ
4.3. МОТИВЫ ВЫБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
4.5. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА
В связи с этим можно вести речь о разновидностях культур, связанных с различными сферами и направлениями человеческой деятельности: общения, мышления, управления, потребления, быта, питания, движения, физического и умственного труда, досуга и т.д. Когда говорят о воспитании культуры какой-то деятельности, то имеют в виду процесс приобщения личности ко всему тому лучшему, что наработано человечеством, наукой и практикой в данной области жизнедеятельности в конкретный период человеческой жизни. Понятие культуры жизнедеятельности в связи со сказанным всегда имеет конкретно-исторический, относительный характер.
Культура, как известно, в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к существующим в данном обществе ценностям, традициям, овладения присущими конкретному обществу и его культуре приемами и навыками деятельности. Человек, таким образом, является продуктом общечеловеческой культуры, ее представителем и носителем.
Педагогическая культура, являясь составной частью общей, также существует в материальной и духовной формах, причем, к материальным ценностям педагогической культуры относят средства обучения и воспитания, а педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально-этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры.
Разумеется, педагогическая культура и культура педагога — не тождественные понятия. Приступая к разговору о культуре педагога, нельзя не коснуться понятия «культура личности».
Культура личности понимается нами в двух аспектах.
Во-первых, это уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований.
Во-вторых, это совокупность компетенций:
♦ политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственнйм путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов;
♦ компетенций, касающихся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т.п. Культура личности формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием социальной среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании.
Взаимосвязь общей и профессиональной культуры вполне очевидна: педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия.
Общество определяет цели и содержание процесса воспитания и образования в общем аспекте социализации личности. По сути, педагог осуществляет интеллектуальную связь между поколениями, являясь носителем и распространителем (в определенном смысле пропагандистом) общественно-исторического опыта. Общественно-культурная целостность народа, всей цивилизации, преемственность поколений во многом обусловлены ролью образования как социального института и педагога как одного и: главных действующих в нем лиц.
Общая (базовая) культура педагога представляет собор совокупность зрелости и развитости социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. Культуру можно рассматривать и как результат личностного развития, показывающий степень освоения культурного опыта человечества отдельной личностью, уровень развития ее духовных сил и способностей, уровень интенсивности их проявления в практической деятельности, характер ценностных ориентации на конкретном этапе развития личности. Культурное развитие человека — это процесс качественной трансформации его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения.
Для педагога процесс общекультурного развития обязательно сопрягается с проявлением личной активности, стремлением к расширению своего кругозора и эрудиции, коррекцией через самовоспитание индивидуальной системы норм поведения, приведением ее в соответствие с социально значимыми культурными образцами и нормами. Возвращаясь к определению культуры личности как совокупности ряда компетенций (политических, социальных, поликультурных и пр.), логично предположить, что в содержание общей базовой культуры специалиста в сфере образования целесообразно включить: культуру умственного и физического труда; культуру самообразования и саморазвития, самоорганизации; культуру быта; культуру общения и культуру досуга.
Содержание базовой культуры современного педагога можно рассматривать и в аспекте отношений личности с окружающим миром. Если понимать жизнедеятельность человека как совокупность его разнообразных отношений с внешним миром, то следует выделить такие области:
♦ экологическую культуру (характеризующую взаимоотношения человека с окружающей природой);
♦ технологическую культуру (характеризующую разнообразные трудовые отношения и операционно-технологическую готовность к выполнению разных видов трудовой деятельности);
♦ правовую культуру (характеризующую правовые отношения с людьми и субъектами производства, государственными учреждениями);
♦ политическую культуру (отражающую особенности отношений с властью, партиями, объединениями и союзами, общественным строем и т.д.);
♦ культуру семейных отношений;
♦ коммуникативную культуру;
♦ гносеологическую и информационную культуру;
♦ экономическую культуру (отражающую специфику экономических взаимоотношений личности с другими людьми и субъектами собственности).
Таким образом, педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.
3.2. КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Педагогическая культура рассматривается нами как:
а) уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности;
б) системное образование, выступающее как сущностная характеристика личности педагога в сфере профессиональной деятельности.
К основным системным компонентам и показателям уровня сформированности педагогической культуры педагога, учителя можно отнести (по Е.В. Бондаревской):
♦ гуманистическую позицию педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;
♦ психолого-педагогическую компетентность и развитое педагогическое мышление;
♦ образованность в сфере преподаваемого предмета (для учителя, преподавателя) и владение педагогическими технологиями;
♦ опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую), способность разработать авторский образовательный проект;
♦ культуру профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения.
Признавая глубину и обоснованность системы компонентов педагогической культуры учителя, предложенной Е.В.Бондаревской, рассмотрим другую, более общую совокупность основных компонентов, включающих в той или иной степени перечисленные выше: аксиологический, технологический, эвристический и личностный.
Рассмотрим подробно каждый из этих компонентов педагогической культуры (рис. 16).
3.2.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
Название данной составляющей педагогической культуры происходит от термина «аксиология», т.е. философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. Следует отметить, что в современной педагогике аксиология определяет систему педагогических взглядов на основе таких человеческих ценностей, как смысл жизни, конечная цель и отношение к человеческой, в том числе и педагогической, деятельности.
Этот компонент профессиональной культуры педагога содержит в себе усвоение и принятие им следующих ценностей педагогического труда:
♦ профессионально-педагогические знания (психологические; историко-педагогические; закономерности целостного педагогического процесса; знание особенностей детского возраста; правовая культура и др.) и мировоззрение;
♦ культура умственного труда, включая научную организацию труда, учет биоритмов, культуру чтения, культуру мышления, в том числе методологического, и пр.;
♦ свобода личности всех участников педагогического процесса, предполагающая уважение личности ребенка, следование нормам общей и педагогической этики и пр.
Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее мировоззренческий компонент, представляющий собой процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения педагогом своих интересов, предпочтений, ценностных ориентации в образовательной сфере. Педагог заинтересован в активном включении в процессы рефлексии, профессионального самосознания, результатом которого становится формирование и становление его профессиональной направленности, позиций, установок.
Формирование у будущих педагогов культуры умственного труда предполагает работу с ними по таким направлениям:
♦ самовоспитание и воспитание учащихся;
♦ использование элементов научной организации труда;
♦ усвоение правил техники безопасности, гигиены и санитарии;
♦ учет биоритмов в работе;
♦ знание и применение различных способов и средств восстановления работоспособности и повышения мотивации труда;
♦ учет в педагогической деятельности психологическую механизмов и свойств внимания, памяти, мышления, воображения, закономерностей и механизмов формирования знаний, умений и навыков, отношений, творческих способностей;
♦ овладение приемами учебной деятельности и мыслительными операциями.
Необходимо учить будущих педагогов приемам экономии времени, поиска, систематизации и классификации информации, рационализации записей, приемам конспектирования лекционных материалов и реферирования научной литературы.
Для будущих педагогов важно научиться ритмично работать в течение учебного дня, недели, семестра, учебного года, всего периода обучения; правильно чередовать умственные и физические нагрузки; вести записи лекций с повышенной скоростью за счет сокращений и структурирования записей, выделять в материале главное, приоритетное, представлять информацию в свернутом, лаконичном виде и развернутом, с пояснениями, примерами и комментариями.