Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 800
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
- в лес: пробуждение природы;
- к водоёму: изменения.
Практическая работа
Календарь природы.
Наблюдения:
- за распусканием веток тополя;
- цветение мать - и - мачехи.
Прощание с зимующими птицами ( почистить кормушку за окном).
Систематическая уборка мусора на участке.
Работа с родителями
Мероприятия, посвящённые дню Земли:
- изготовление открыток, игрушек из бросового материала;
- помощь в мытье окон;
- помощь в приобретении земли для посадок;
- окапывание деревьев и кустов.
2. Подготовка выносного материала.
- куклы, резиновые игрушки.
- для игр с песком: вёдра, совки, лопаты.
Приметы
Вороны купаются ранней весной - к теплу.
Если снег шершав - к урожаю, если гладок - к недороду.
Разлив рек большой - урожай хороший.
Если в апреле прогремит гром, то это недобрый знак, тогда ожидай «злые недуги».
Пословицы и поговорки
Земля заботу любит.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Накорми землю - она накормит тебя.
В поле свёз навоз - с поля хлеба воз.
Много воды - много травы.
Рощи да леса - родного края краса.
Растение - земли украшение.
Художественное слово
Стихи
Весна А. Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою.
* * * * * *
Зиме конец, летит скворец Мы вчера нашли подснежник
И громко распевает: На проталинке лесной.
«Пришла весна, ясна, красна Голубой цветочек нежный
Смотрите как всё тает!» Пахнет солнцем и весной.
Народные праздники
7 апреля - Благовещенье.
12 апреля - Иоанн Синайский.
16 апреля - Никитин день.
18 апреля - Федул - ветреник.
МАЙ - ТРАВЕНЬ
На Руси этот месяц назывался травень, травный, пролетень, ярец. Всё в мае наполняется силой, жизненной мощью. Даже роса наделялась способностью усиливать плодородие: «Майская роса - лучше овса». Полон май праздниками и трудами. На Руси считалось, что лишь тот , кто умеет по настоящему справить праздник - умеет и трудиться.
Наблюдения в природе
Деревья, кустарники - набухание почек, первые листочки, цветение.
Трава - цвет первой зелени, знакомство с травяными растениями: клевер, подорожник.
Отличие мать-и-мачехи от одуванчика.
Цикл наблюдений за одуванчиком.
Экскурсия в лес и на водоём.
Обратить внимание детей на обновление природы.
Животный мир. Птицы заняты заботой о потомстве.
Насекомые - поведение, для чего нужны. Цикл наблюдений за божьей коровкой.
Неживая природа:
- разнообразие облаков, весенние дожди (природа после дождя), грозы, лужи;
- вода в природе, процесс испарения (круговорот);
- солнце всё выше поднимается над линией горизонта;
- весенние ветры (тёплые, влажные).
10. Календарь природы.
Практическая работа
Труд на участке: оформление клумб, высадка рассады, посев семян, уход за посадками (прополка, рыхление , полив).
Рыхлить и поднимать песок в песочнице.
Собирать мусор на участке.
Работа с родителями
Помочь окопать деревья и кустарники.
Вскопать клумбу.
Отремонтировать песочницу
Оказать помощь в подготовке и проведении выпускного утренника.
Приметы
Поздно цветет рябина - к поздней весне.
Ласточки прилетели - скоро гром загремит.
Запел соловей - весна пошла на убыль, лето на прибавку.
На Козьму - сей морковку и свеклу.
На Макея мокро - все лето мокрое.
Если на Пахома теплый денек - все лето теплое.
Пословицы и поговорки
Майская роса - лучше овса.
Пришел Пахом - запахло теплом.
Апрель с водою - май с травою
Весенний дождь лишним не бывает.
Май леса наряжает - лето в гости ожидает.
Художественное слово
Загадки
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
Нос долог, голос тонок,
Летит - пищит, сядет - молчит. (Комар)
Синенькая шуба весь мир покрыла. (Небо)
Заклички, стихи
Солнышко-ведрышко, Солнышко-солнышко,
Выгляни в окошко, Взойди поскорей.
Ждут тебя детки, Освети, обогрей телят да ягнят,
Ждут малолетки. Да еще малых ребят.
И. Тютчев «Весенняя гроза».
И. Познанская «Воробушек качаться захотел».
Народные праздники
1 мая - Козьма-огородник.
6 мая - Егорий Вешний. Георгий Победоносец.
22 мая - Никола Вешний. Николай Чудотворец.
24 мая - Макей-мокрый.
28 мая - Пахом.
Н.В. Ульянова
«СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ...»
Система заданий и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста
Пояснительная записка
Актуальность. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать; мало того, усвоение этих знаний должно быть осмысленным. Поэтому созданы новые программы подготовки детей к школе в детских садах, новые программы обучения в школе.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. В школе ребятишек будут учить оперировать понятиями, воспитывать у них способность делать умозаключения. Это означает, что в школу они должны прийти хотя бы с элементарными, но достаточными знаниями об окружающем физическом мире, о животном и растительном царствах, о людях, с некоторыми эстетическими и нравственными понятиями – о красоте и безобразии, о добре и зле, о правде и лжи. И всё это становится доступно детям только через посредство речи.
Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.
Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.
Так, развитие речевого общения должно происходить не только на специально организованных занятиях, но и в ходе игр, рисования, лепки, конструирования и других видов детской деятельности. Комплексный подход к воспитанию детей подразумевает наличие взаимосвязи в работе всех сотрудников детского учреждения: логопеда, воспитателей, специалистов, врачей и, несомненно, важная роль отводится семье.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.
Организация специальных занятий по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.
Все возрастные «неправильности» произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.
Педагоги детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движением губ, язычка.
Параллельно с данной работой проводится артикуляционная гимнастика.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статистические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные. Но очень важно, чтобы дети их запомнили.
Во-первых, название вызывает у ребёнка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, не нужно всякий раз объяснять способы выполнения (комплексы артикуляционной гимнастики представлены в приложении).
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Это поможет ребёнку:
-сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
-подготовить руку к письму;
-предотвратить появление так называемого писчего спазма;
-развивать внимание, терпение, внутренний тормоз;
-стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
-ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Тренировка: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика (разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут).
Активные упражнения для пальцев рук с учётом возрастных особенностей (от катания пальцами шариков, бус, конструирования кубиков, собирания пирамидок, перекладывания карандашей, пуговок, спичек до застёгивания пуговиц, завязывания и развязывания узлов, шнурковки)
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения без речевого сопровождения.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. В стишках можно сгибать и разгибать пальцы, начиная то с большого пальца, то с мизинца, то на правой, то на левой руке (некоторые игры–потешки представлены в приложении).
Музыкально – ритмические стимуляции. Цель этих упражнений – нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.