Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 817
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Музыкально-ритмическая работа открывает новые пути для полноценного развития речи детей. Это обусловлено и тем, что мозговыми структурами лучше воспринимается пение и ритм. Пение и ритм филогенетически и онтогонетически одни из самых древних форм выражения намного примитивнее и старше самого языка. Они были эмоционально человеку ближе, чем речь и имели свою аффективную форму выражения.
Известно, что для воспитания музыкального слуха и для способности репродуцирования, из всех музыкальных форм существенными являются такие элементы: ритм, мелодия, динамика, темп. А для развития правильного произношения и хорошей разборчивой речи ребёнка также важны основные структурные факторы речи: ритм, интонация, напряжение, время, пауза, усиление. Мы можем увидеть взаимосвязь музыкальных элементов с основными структурными факторами речи:
МУЗЫКА РЕЧЬ
ритм ритм
мелодия интонация
динамика усиление
темп время
формы (легатто, стокатто) напряжение
Музыкальная стимуляция – это ритм через движение, движение, свободное через музыку (не надо путать, в музыкальной стимуляции не идёт работа на развитие музыкального слуха, цель её – развитие речи). Почему через музыку? Да потому, что все эти формы есть в речи. Нет звука без движения. Голос и речь – результат движения. Человеческое тело чувствительно к низким частотам, оно переносит через них ритм и интонацию речи. В музыкальной стимуляции носителями ритма и интонации являются определённые структуры, основанные на ритме считалок. Ритм, интонация, пение очень близки ребёнку, а также необходимы для хорошего и правильного развития.
Ритм – организованная временная структура, которой свойственна периодичность и наличие ударения, сильной и слабой доли, изменение лёгкого и тяжёлого контраста. С рождения ребёнок вживается в ритм окружающей его жизни, создаёт собственные ритмические экспрессии. Дети играют, и в игре много ритма. Человеческая работа – это тоже ритм.
В музыке есть различные ритмы:
Односложные: - та-а-а-а
Двусложные: - та-а та-а
Трёхсложные: - та та та
Четырёхсложные: - та та та та
В речи – четыре основных музыкальных ритма:
Восьмушки
Четвертинки - та-те та-те
Шестнадцатые - та-фа-те-фе
Триоль - та-те-ти
Три основные функции музыкального ритма:
1. Показать разницу между каждым звуком речи (на иррациональных считалках), дать понять разницу в напряжённости и продолжительности времени; каждый звук имеет свой музыкальный ритм.
Например: па-ма-ба – по месту произношения одинаковые, но по напряжённости разные – отсюда разный ритм: па-кратко (форма стокатто 1/8), ба - (форма легатто 1/8, ј), , ј), ма - легатто.
2. Музыкальным ритмом корректируется ритм слова или предложения. Если есть ошибка в произносимом слова, можно дать помощь музыкальным ритмом считалки помогают коррекции слова, предложения.
3. Музыкальным ритмом коррегируется замена звуков на другие звуки. Ритмом дать нужное расслабление или напряжение. Если расслабленный – дать музыкальный ритм напряжённым (ритм совсем короткий). Если напряжённый – дать расслабленный (ритм длиннее).
По ритму каждого звука сделали:
- Иррациональные считалки ( считалки без смысла – слоги - для каждого звука есть своя считалка, которая имеет своё оптимальное напряжение, музыкальный ритм и место. Более напряжённые звуки – в начале слова, менее напряжённые – в середине и в конце слова.
- Полуиррациональные считалки. На иррациональный ритм накладывается полуиррациональный (слог + появившееся слово) – получается слово, предложение.
- Рациональные считалки (речевые) – основная база – ритм, интонация – нет движения на слог, только на слова. Здесь есть понимание считалки.
Мелодия в музыкальной стимуляции – пение.
Задачи:
1. Постановка звука, вызывание голоса.
2. Коррекция регистра (расслабленный – низкий; напряжённый – высокий фальцет)
3. Коррекция интонации в речи. Через мелодию скоррегировать интонацию речи.
Динамика в музыке – усиление в речи (коррегируется излишне громкое или тихое звучание речи).
Темп в музыке – время в речи (коррегируется скорость произношения).
Формы стокатто-легатто в музыке коррегируют напряжённость в речи.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела – наклоны вперёд, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы – повороты вправо, влево, вперёд, назад; движения рук – поднятие вверх, в стороны, вперёд, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног – сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и др.
Характер этих движений также различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.
Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т.п.
Все движения, подобранные для занятий, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Они повторяются синхронно с преподавателем несколько раз. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.
Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или её коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.
Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие.
Инструкции, которые даёт педагог в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются детям слухо-зрительно. Но на ряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно – сначала с движением, затем без них. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.
Все упражнения проводятся по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию.
Педагог должен сам:
*правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;
*ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;
*уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;
*видеть и исправлять характер движений у детей;
*стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и учащихся;
*слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;
*пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
Практическая часть
В практической части представлены комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике, пальчиковой гимнастике, музыкальной стимуляции с использованием материала по устному народному творчеству.
Каждый комплексрассчитан на работу в течение одного месяца, по одному занятию в неделю.
На первом занятии показ упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики проводит сам педагог, выполнение заданий идёт синхронно: дети и педагог
На втором занятии - показ может проводить педагог, а выполнять задания дети могут самостоятельно (с подсказкой педагога)
На третьем занятии – показ может проводить кто-то из детей (с подсказкой педагога) – а выполнять задания дети могут сами (с подсказкой ребёнка-ведущего).
На четвёртом занятии – и показ, и выполнение заданий могут проводиться только детьми
Сами упражнения и в артикуляционной и в пальчиковой гимнастиках проводятся по показу. Объяснения к упражнениям в комплексах написаны только для педагога.
И не стоит акцентировать внимание на назывании комплекса, его название даётся для педагога. Весь комплекс проходит как игра-сказка, без дополнительных объяснений, только по показу действий.
В музыкальной стимуляции:
На первом занятии педагог сначала пропевает попевочку, затем разучивает ритм этой попевочки, но уже с движениями и без слов (со слогами).
На втором и третьем занятиях – повторяется ритм с голосом и движениями , и далее задания можно усложнить: повторять только голосом ритм, без движений, или, наоборот, выполнять движения, без голоса.
На четвёртом занятии – повторить ритм в разных его проявлениях, затем проговорить слова попевочки, используя движения рук, а уж потом пропеть её, с движениями и без.
Движения рук при произнесении попевочки идут свободно в прсторе по качеству звуков (см. приложение)
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Как за алыми губами,
Да за белыми зубами,
Жил-был бравый мужичок,
Развесёлый Язычок.
В гости мы к нему пойдём,
Один день с ним проведём.
Язычок мы навестим,
У него мы погостим.