Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 1092

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Музыкально-ритмическая работа открывает новые пути для полноценного развития речи детей. Это обусловлено и тем, что мозговыми структурами лучше воспринимается пение и ритм. Пение и ритм филогенетически и онтогонетически одни из самых древних форм выражения намного примитивнее и старше самого языка. Они были эмоционально человеку ближе, чем речь и имели свою аффективную форму выражения.

Известно, что для воспитания музыкального слуха и для способности репродуцирования, из всех музыкальных форм существенными являются такие элементы: ритм, мелодия, динамика, темп. А для развития правильного произношения и хорошей разборчивой речи ребёнка также важны основные структурные факторы речи: ритм, интонация, напряжение, время, пауза, усиление. Мы можем увидеть взаимосвязь музыкальных элементов с основными структурными факторами речи:

МУЗЫКА РЕЧЬ

ритм ритм

мелодия интонация

динамика усиление

темп время

формы (легатто, стокатто) напряжение

Музыкальная стимуляция – это ритм через движение, движение, свободное через музыку (не надо путать, в музыкальной стимуляции не идёт работа на развитие музыкального слуха, цель её – развитие речи). Почему через музыку? Да потому, что все эти формы есть в речи. Нет звука без движения. Голос и речь – результат движения. Человеческое тело чувствительно к низким частотам, оно переносит через них ритм и интонацию речи. В музыкальной стимуляции носителями ритма и интонации являются определённые структуры, основанные на ритме считалок. Ритм, интонация, пение очень близки ребёнку, а также необходимы для хорошего и правильного развития.

Ритм – организованная временная структура, которой свойственна периодичность и наличие ударения, сильной и слабой доли, изменение лёгкого и тяжёлого контраста. С рождения ребёнок вживается в ритм окружающей его жизни, создаёт собственные ритмические экспрессии. Дети играют, и в игре много ритма. Человеческая работа – это тоже ритм.

В музыке есть различные ритмы:

Односложные: - та-а-а-а

Двусложные: - та-а та-а

Трёхсложные: - та та та

Четырёхсложные: - та та та та

В речи – четыре основных музыкальных ритма:


Восьмушки

Четвертинки - та-те та-те

Шестнадцатые - та-фа-те-фе

Триоль - та-те-ти

Три основные функции музыкального ритма:

1. Показать разницу между каждым звуком речи (на иррациональных считалках), дать понять разницу в напряжённости и продолжительности времени; каждый звук имеет свой музыкальный ритм.

Например: па-ма-ба – по месту произношения одинаковые, но по напряжённости разные – отсюда разный ритм: па-кратко (форма стокатто 1/8), ба - (форма легатто 1/8, ј), , ј), ма - легатто.

2. Музыкальным ритмом корректируется ритм слова или предложения. Если есть ошибка в произносимом слова, можно дать помощь музыкальным ритмом считалки помогают коррекции слова, предложения.

3. Музыкальным ритмом коррегируется замена звуков на другие звуки. Ритмом дать нужное расслабление или напряжение. Если расслабленный – дать музыкальный ритм напряжённым (ритм совсем короткий). Если напряжённый – дать расслабленный (ритм длиннее).

По ритму каждого звука сделали:

- Иррациональные считалки ( считалки без смысла – слоги - для каждого звука есть своя считалка, которая имеет своё оптимальное напряжение, музыкальный ритм и место. Более напряжённые звуки – в начале слова, менее напряжённые – в середине и в конце слова.

- Полуиррациональные считалки. На иррациональный ритм накладывается полуиррациональный (слог + появившееся слово) – получается слово, предложение.

- Рациональные считалки (речевые) – основная база – ритм, интонация – нет движения на слог, только на слова. Здесь есть понимание считалки.

Мелодия в музыкальной стимуляции – пение.

Задачи:

1. Постановка звука, вызывание голоса.

2. Коррекция регистра (расслабленный – низкий; напряжённый – высокий фальцет)

3. Коррекция интонации в речи. Через мелодию скоррегировать интонацию речи.

Динамика в музыке – усиление в речи (коррегируется излишне громкое или тихое звучание речи).

Темп в музыке – время в речи (коррегируется скорость произношения).

Формы стокатто-легатто в музыке коррегируют напряжённость в речи.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела – наклоны вперёд, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы – повороты вправо, влево, вперёд, назад; движения рук – поднятие вверх, в стороны, вперёд, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног – сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и др.


Характер этих движений также различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.

Упражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т.п.

Все движения, подобранные для занятий, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Они повторяются синхронно с преподавателем несколько раз. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение.

Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или её коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Для решения данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально – их слуховое восприятие.

Инструкции, которые даёт педагог в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются детям слухо-зрительно. Но на ряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно – сначала с движением, затем без них. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.


Все упражнения проводятся по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют детей к правильному естественному подражанию.

Педагог должен сам:

*правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы;

*ритмично и красиво двигаться под музыку и без неё;

*уметь сочетать движения с музыкой в различном темпе;

*видеть и исправлять характер движений у детей;

*стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих, так и учащихся;

*слышать недостатки в произношении детей и уметь их исправлять;

*пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Во всех случаях речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.


Практическая часть

В практической части представлены комплексы упражнений по артикуляционной гимнастике, пальчиковой гимнастике, музыкальной стимуляции с использованием материала по устному народному творчеству.

Каждый комплексрассчитан на работу в течение одного месяца, по одному занятию в неделю.

На первом занятии показ упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики проводит сам педагог, выполнение заданий идёт синхронно: дети и педагог

На втором занятии - показ может проводить педагог, а выполнять задания дети могут самостоятельно (с подсказкой педагога)

На третьем занятии – показ может проводить кто-то из детей (с подсказкой педагога) – а выполнять задания дети могут сами (с подсказкой ребёнка-ведущего).

На четвёртом занятии – и показ, и выполнение заданий могут проводиться только детьми

Сами упражнения и в артикуляционной и в пальчиковой гимнастиках проводятся по показу. Объяснения к упражнениям в комплексах написаны только для педагога.

И не стоит акцентировать внимание на назывании комплекса, его название даётся для педагога. Весь комплекс проходит как игра-сказка, без дополнительных объяснений, только по показу действий.

В музыкальной стимуляции:

На первом занятии педагог сначала пропевает попевочку, затем разучивает ритм этой попевочки, но уже с движениями и без слов (со слогами).

На втором и третьем занятиях – повторяется ритм с голосом и движениями , и далее задания можно усложнить: повторять только голосом ритм, без движений, или, наоборот, выполнять движения, без голоса.

На четвёртом занятии – повторить ритм в разных его проявлениях, затем проговорить слова попевочки, используя движения рук, а уж потом пропеть её, с движениями и без.

Движения рук при произнесении попевочки идут свободно в прсторе по качеству звуков (см. приложение)

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

Как за алыми губами,

Да за белыми зубами,

Жил-был бравый мужичок,

Развесёлый Язычок.

В гости мы к нему пойдём,

Один день с ним проведём.

Язычок мы навестим,

У него мы погостим.