Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 805

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Департамент образования г. Москвы

Часть 3

2. Расставание с родным домом

3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками

4. Борьба и победа

5. Новые испытания

6. Счастливый конец

Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам

«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»

I этап (1 неделя) «в гости к сказке»

II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»

III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»

IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»

«В гостях у сказки»

I часть. Зачин

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 2часа

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа

Тематический план и содержание занятий

Тема 1. Природа и мы - 5 часов

Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов

Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов

Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов

Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа

Календарь природы

Осенняя песенка

* * *

Практическая часть

1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»

1. Артикуляционная гимнастика:

2. Музыкальная стимуляция.

Выгляни в окошечко. Где малолетки?

3. Пальчиковая гимнастика.

«В здоровом теле – здоровый дух».

Ростов-на-Дону «Феникс» 2002

Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.

Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.

Русская народная сказка «Репка»

1). Игра «Что изменилось?»

2). Игра «Кого не стало?»

3). Игра «Кто лишний?»

4). «Что случилось бы, если ... ?»

5). «Весёлые задачи».

6). «Загадки».

7). «Стихи».

Русская народная сказка «Колобок»

1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».

2). «Кругосветное путешествие».

3). «Сказка та же, герои другие...»

4). «Передай через рисунок своё отношение...»

1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.

Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа

1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».

2). "Что случилось бы …?

3). Игра "Загадай героя".

4). «Загадки».

5). Игра «Танграм».

6). «Весёлые задачи».

7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».

8). «Ориентирование в пространстве».

10). «Игровое упражнение с пальчиками».

11). «Жилища животных».

12). «Детеныши животных».

Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.

1). «Когда это бывает...»

2). «Снеговики»

3). «Загадки».

5). «Снежные комочки»

6). Игра «Времена года».

7). Игра «Разные снеговики».

7). «Весёлые задачи».

8). «Физминутка»

Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.

1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»

2). Игра «Складываем медвежат».

3). «Загадка».

4). Игра «Геометрическая мозаика».

5). «Весёлые задачи».

6). «Задачи про грибы».

7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»

8). «Незадачливый математик».

9). «Стихи». Медвежонок

Медвежонок

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1). Игра "Сделаем фильм"

2). "Сделай цветным"

3). «Антонимы»

4). Игра «Что раньше, что потом»

5). «Яблоки растут на ветках»

«Музыкальные сказки»

Программа музыкального воспитания

Для детей дошкольного возраста

Пояснительная записка.

Общая характеристика содержания программы

Новизна программы

Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:

К 4 - 5 годам ребенок должен:

К 5 - 6 годам ребенок должен:

К 6-7 годам ребенок должен:

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки

III раздел

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

Программное содержание и тематический план

Тема 2. Лесное эхо.

Тема 3. Во саду ли, в огороде

Тема 4. Осень листьями шуршит

Тема 5. Капли осеннего дождя.

Тема 6. Ходит ветер у ворот

II раздел «в гостях у красавицы зимы»

Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка

Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом

Тема 3. Свищут по лесам метели

Тема 4. Пришла Коляда

Тема 5. Поздравляем с Рождеством

Тема 6. На тройке

Тема 7. Заискрился в поле снег

Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся

Тема 9. Подарим мамам песенки.

III раздел

Тема 5. Жаворонок звонкий.

Тема 6. Поющая синева

Тема 7. Вальс цветов

С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка

Основное содержание курса

Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)

Тема 2. Балалайка-прима (1 час)

Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)

Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)

Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)

Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)

Тема 7. Аккордеон (2 часа)

Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)

Тема 9. Гусли (2 часа)

Тема 10. Домра малая (2 часа)

Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)

Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)

Тема 13. Гитара (2 часа)

Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)

Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)

«Рисуем сказку»

8. «Улитка на грибочке»

Русская народная сказка «Репка» - 8 часов

Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов

Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов

6. «Зимние деревья»

7. «Зимняя сказка» - 1 час

8. «Летят, летят снежинки» - 1 час

Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов

1. «Портрет Снегурочки» - 1 час

2. «Еловая ветка» - 1 час

3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа

4. «Снегурочка ожила» - 1 час

5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час

6. «Снеговик» - 1 час

Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов

1. «Заюшкина избушка» -2 часа

2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час

3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа

5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа

Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов

1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа

2. «Ромашки» - 1 час

3. «Бабочки» - 2 часа

4. «Открытка в подарок» - 1 час

5. «У самовара» - 1 час

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

2. «Сундук для медведя» - 1 час

3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час

5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа

«На зеленом лугу» - 5 часов

1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час

2. «Майское небо»

3. «Первые листочки» - 1 час

4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа

Календарно-тематический план

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов

Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов

Часть 3. Сценарии комплексных занятий, тематических досугов, праздников и развлечений для детей дошкольного возраста

«Кто покрасил осень в рыжий цвет»

Ход занятия:

Игра-викторина по теме “Птицы”.

Инсценировка “Тит”

«Осенняя ярмарка»

Игровые поляны:

Торговые ряды:

«В гостях у красавицы Зимы»

«Теремок в природе»

Ход занятия:

Физминутка “Лес”

«В гостях у красавицы Весны»

«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье

«Путешествие на Лосиный остров»

Ход занятия:

Конкурс “Лесники”.

I этап.

IIэтап.

«В гостях у красавицы Лето»

«В гостях у сказки»

Картинка 1 «Летучий корабль»

Картинка 2 «Бременские музыканты»

Картинка 3 «Кот Леопольд»

Картинка 4 «Мультяшная викторина»

«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»

Сцена 1 “Кот Леопольд и мыши”.

Сцена 2 “Бабки-Ежки”

Сцена 3 “Про Машеньку”.

Сцена 4 “Буратино и Мальвина”.

Ярко стало и красиво.

Посмотрите, всем на диво!

Дом, как будто, новым стал,

Чистотою засиял.

«Кончил дело – гуляй смело!»

2. Пальчиковая гимнастика

Пальцы в домике сидят

И на улицу глядят.

Раздаётся в двери стук:

Гости едут: «Тук-тук-тук»

«Гости» – русская народная игра.

-Мама, мама! - Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

-Что, что, что? - Три раза постукивают друг о друга указательные

пальцы.

-Гости едут! - Постукивают мизинцы.

-Ну и что? - Постукивают указательные.

-Здрасьте, здрасьте! -Средний безымянный пальцы дважды

перекрещиваются с теми же пальцами другой руки,

обходя их то справа, то слева.

-Чмок, чмок, чмок! - Средний и безымянный пальцы постукивают по тем

же пальцам другой руки.

- Последние слова и движения повторяются дважды

(Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок…)

3. Музыкальная стимуляция.

Посмотри-ка, Язычок.

Гостем стал и светлячок!

Приговорка: Чок, чок! Светлячок!

Посвети-ка в кулачок! – 2 раза

Ритм: чо чо чача чо

чачачача чача чо

чо чо чача чо

чачачача чача чо

5 комплекс упражнений

«Братцы, не пора ли прогуляться!»

1. Пальчиковая гимнастика

«Братцы» –

русская народная игра ( показ и игра с педагогом)

Засиделись в избушке братцы. - снять руку, ладонь выпрямлена, пальцы

сомкнуты

Захотел меньшой прогуляться. - Отвести мизинец вбок (строго в плоскости

ладони) и задержать его в этой позиции на

2-3сек.

Да скучно ему гулять одному. -Мизинец чуть покачивается, затем

возвращается на исходную позицию.

Зовёт он братца вдвоём прогуляться.

- Вбок отвести два прижатых друг к другу

пальца: мизинец и безымянный; задержать


2-3сек.

Да скучно им гулять двоим. - Пальцы чуть покачиваются, затем – в

исходную позицию.

Зовут братца втроём прогуляться.

- Вбок отвести три прижатых друг к другу

пальца: мизинец, безымянный и средний; задержать.

Грустно старшим сидеть в избе. - Большой и указательные пальцы четыре

раза соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе. - Все пальцы соединяются в щепоть, рука

расслабляется.

При повторении игры работает вторая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

2. Артикуляционная гимнастика.

Вслед за братцами

И Язычку бы прогуляться.

Много он ведь потрудился,

Теперь может веселиться.

Горка во дворе стоит,

Язычок по ней скользит.

Быстро вниз спускается,

Снова поднимается.

«Горка»рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15сек.

Вот весёлые качели.

Сели мы и полетели.

Вверх и вниз летим легко,

Видно всё нам далеко.

«Качели» – высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

«Сели мы на карусели,

На качели пересели,

Сто знакомых встретили,

На поклон ответили»

3. Музыкальная стимуляция.

Дальше полем мы пошли

И берёзоньку нашли.

Под берёзкой посидели,

В лес пойти мы захотели.

Попевочка:

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла.

Люли, люли, стояла.

Ритм:

вововово ва вово ва ва

вововово вововово ва ва

ва.во ва вово ва ва

ва.во ва вово ва ва

6 комплекс упражнений

«Ходим-бродим по дорожкам»

1. Артикуляционная гимнастика.

Дальше путь мы продолжаем,


Вместе по лесу шагаем.

Ходим-бродим по дорожкам,

А в руках у нас лукошко.

«Грибочек, грибок, масляный бок,

серебряная ножка, прыгай в лукошко!»

Посмотрите, под сосной

Гриб стоит, прикрыт листвой .

С красной шляпкой, белой ножкой.

Положим мы его в лукошко?

Посмотрите в домик-рот,

Что-то там произойдёт.

Язычок к нёбу прилип

И стоит, как белый гриб.

Так давайте и мы с ним

Как грибочки постоим.

Шляпка есть? И ножка есть?

Грибов в лесу не перечесть

«Грибок» – рот раскрыть. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

На полянке посидите

И немножко отдохните.

Хочу загадку загадать.

Кто её сможет отгадать?

«Всё время стучит, деревья долбит,

но их не калечит, а только лечит: д-д-д».

Молодцы! Конечно дятел

деревья клювом конопатил.

И мы как дятлы постучим.

Всех вокруг мы удивим.

«Дятел» – рот открыт, губы в улыбке, широкий язычок поднят к верхним зубам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Напряжённым кончиком язычка многократно отчётливо постучать в бугорки-альвеолы над верхним зубами, произнося: «д-д-д». Темп постепенно, по мере овладения упражнением, увеличивается. Следить, чтобы зубы были видны, нижняя челюсть не смыкалась с верхней, звук «д» произносился чётко, ощущалась толчкообразная выдыхаемая воздушная струя.

2. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите-ка, на ветке

Сидит сорока, а с ней детки.

Птенцы кушать захотели,

К своей маме прилетели.

«Сорока-белобока»

русская народная игра.

Сорока, сорока, сорока-белобока - По ладошке левой руки водят

указательным пальчиком правой руки.

Кашу варила, на порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали, кашки не едали.

Всё своим деткам отдала.

Этому дала на блюдечке, - Указывая на каждый палец руки,

начиная с большого

Этому на тарелочке,

Этому на ложечке,

этому поскрёбушки.


А этому нет ничего.

А ты, мал маленек, за водицей не ходил,

Дров не носил, кашки не варил.

Птенцы кашку поели,

Фить-фить, и улетели.

2. Музыкальная стимуляция.

А на нашу на лужайку

Скачет добрый серый зайка.

Посмотрите, как хорош!

Краше зайки не найдёшь.

Попевочка:

Зайчик, ты зайчик!

Коротеньки ножки,

На этих ножках

Сафьяны сапожки.

Ритм: на ноно на на

ноно ноно на на

ноно ноно на на

7 комплекс упражнений

«Язычок спешит домой»

Нагулявшись, в том лесу,

Насмотревшись на красу:

На деревья, на цветы,

Да на ягоды, грибы,

И на птиц, и на зверей,

Домой отправились скорей.

По тропинке, по дорожке

Топают ребяток ножки.

С Язычком спешат домой.

До свиданья, лес густой!

1. Артикуляционная гимнастика

Вот он дом,

А вот крылечко.

Сидит кошечка на печке.

По двору индюк идёт,

Тихо песенку поёт.

Станем все мы индюками.

С Язычком играем сами,

Дружно будем повторять,

Ни за что не отставать!

«Индюк» – рот приоткрыт, кончик языка скользит по верхней губе вперёд-назад с добавлением голоса.

Цок-цок-цок стучат копытца. Как лошадки мы поскачем.

По двору лошадка мчится. Впереди нас ждёт удача.

«Лошадка» – присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную уздечку.

«Цок, цок, цок, цок! Я лошадка - серый бок!

Я копытцем постучу, если хочешь – прокачу!

Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива.

Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!»

3. Музыкальная стимуляция.

Стало тихо во дворе. Петушка мы позовём,

Спит собака в конуре. Песню для него споём.

Попевочка:

Петушок, петушок,

Золотой ты гребешок.

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Ритм: па - па по

па - па па


папа папа

па - па по

4. Пальчиковая гимнастика.

Песню петушок поёт,

На блины ребят зовёт.

Маша в гости приглашает

Всех блинами угощает.

«На блины» -

русская народная игра

(при повторении игры руки меняются ролями).

Стала Маша гостей собирать: - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука

сверху.

-И Иван приди, - Кончик полусогнутого указательного пальца

правой руки зацепляет

-И Степан приди, по очереди кончики полусогнутых пальцев

левой руки, начиная

-Да и Андрей приди, с большого, и мягко покачивает их.

-Да и Матвей приди.

А Митрошечка, да ну пожалуйста!

- Указательный палец правой руки четыре раза

настойчиво покачивает мизинец левой.

Стала Маша гостей угощать: - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука

сверху.

-И Ивану блин, и Степану блин, - Левая рука поворачивается ладонью вверх,

Да и Андрею блин, большой палец правой нажимает на

подушечки каждого пальца, начиная с

большого, как бы кладя блин.

Да и Матвею блин, - Большой палец правой нажимает на

подушечки каждого пальца, начиная с

большого, как бы кладя блин.

А Митрошечке – мятный пряничек!

- Большой палец правой руки нажимает на

мизинец четыре раза.

Стала Маша гостей провожать:

- Пальцы правой руки загибают пальцы левой

ладони, начиная с большого.

-Прощевай, Иван! Прощевай, Степан!

Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!

А, Митрошечка, моя ты крошечка, - Три первых пальца правой руки ласково

Да ты побудь со мной ещё немножечко! оглаживают мизинец левой сверху

донизу.

8 комплекс упражнений

«Как у Маши угощенье»

1. Артикуляционная гимнастика.