Файл: Система этнохудожественного образования дошкольников.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 805
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Департамент образования г. Москвы
3. Выбор пути. Проверка на «доброе сердце». Встреча с помощниками
Календарно-тематическое планирование занятий по русским народным сказкам
«Сказка в гости к нам пришла, игры детям принесла...»
I этап (1 неделя) «в гости к сказке»
II этап (2 неделя) «Играем со сказкой»
III этап (3 неделя) «Рисуем сказку»
IV этап (4-5 неделя) «Играем в сказку»
Тематический план и содержание занятий
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 9часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 9 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 2 часа
Тематический план и содержание занятий
Тема 1. Природа и мы - 5 часов
Тема 2. В гостях у красавицы Осени - 7 часов
Тема 3. В гостях у красавицы Зимы - 11 часов
Тема 4. В гостях у красавицы Весны - 10 часов
Тема 5. Дорога к Лету Красному - 3 часа
1 Комплекс упражнений «Сказка о весёлом язычке»
1. Артикуляционная гимнастика:
Выгляни в окошечко. Где малолетки?
«В здоровом теле – здоровый дух».
Русская народная сказка «Репка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Колобок» - 3 часа.
Русская народная сказка «Курочка Ряба» - 3 часа.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа.
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
Русская народная сказка «Хаврошечка» - 4 часа.
Русская народная сказка «Репка»
4). «Что случилось бы, если ... ?»
Русская народная сказка «Колобок»
1). «Эх, дороженька, кривая без конца и края».
2). «Кругосветное путешествие».
3). «Сказка та же, герои другие...»
4). «Передай через рисунок своё отношение...»
1). Из геометрических фигур сложить персонажей сказки.
Русская народна сказка «Теремок» - 4 часа
1). См. Варианты упражнений 1, 2, 3 в сказке «Репка».
7). «Ориентирование на листе (доске, фланелеграфе)».
8). «Ориентирование в пространстве».
10). «Игровое упражнение с пальчиками».
Русская народная сказка «Снегурочка» - 2 часа.
Русская народная сказка «Три медведя» - 4 часа.
1). Игры: «Что изменилось ?», «Кого не стало?», «Кто лишний?»
2). Игра «Складываем медвежат».
4). Игра «Геометрическая мозаика».
7). Игра на сравнение: «Кто, где и какой?»
Русская народная сказка «Хаврошечка»
4). Игра «Что раньше, что потом»
Программа музыкального воспитания
Для детей дошкольного возраста
Общая характеристика содержания программы
Требования к уровню подготовленности детей: к 3-4 годам ребенок должен:
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Программное содержание и тематический план
II раздел «в гостях у красавицы зимы»
Тема 1. Кружится снежинка белая пушинка
Тема 2. Голубеет речка первым тонким льдом
Тема 3. Свищут по лесам метели
Тема 5. Поздравляем с Рождеством
Тема 7. Заискрился в поле снег
Тема 8. А мы Масленицу дожидаемся
Тема 9. Подарим мамам песенки.
С.А. Ермолова веселое семейство Пояснительная записка
Тема 1. Семейство русских народных инструментов (1 час)
Тема 2. Балалайка-прима (1 час)
Тема 3. Балалайка-прима и балалайка-контрабас (1 час)
Тема 4. Балалайка-прима и балалайка-секунда (2 часа)
Тема 5. Балалайка-бас и балалайка-альт (2 часа)
Тема 6. Гармоника и баян (2 часа)
Тема 8. Народные ударные инструменты (4 часа)
Тема 11. Домры -альт, -бас и -контрабас (2 часа)
Тема 12. Народные духовые инструменты (4 часа)
Тема 14. Ансамбли русских народных инструментов (2 часа)
Тема 15. Оркестры русских народных инструментов (3 часа)
Русская народная сказка «Репка» - 8 часов
Русская народная сказка «Жихарка» - 8 часов
Раздел 2. «в гостях у красавицы Зимы» Русская народная сказка «Рукавичка» - 8 часов
8. «Летят, летят снежинки» - 1 час
Русская народная сказка «Девочка–Снегурочка» - 7 часов
1. «Портрет Снегурочки» - 1 час
3. «Вокруг синички да снегири летают» - 2 часа
5. «Платочек для Снегурочки» - 1 час
Раздел 3. «в гостях у красавицы Весны» Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - 9 часов
2. «Пришла весна. Сосульки» - 1 час
3. «Шаль для лисы» (коллективная работа) - 2 часа
5. «Петушок - золотой гребешок» - 2 часа
Русская народная сказка «Соломенный бычок» - 7 часов
1. «Бычок ноками топ, топ» - 2 часа
4. «Открытка в подарок» - 1 час
Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов
2. «Сундук для медведя» - 1 час
3. «Ой, кулики-жаворонушки» - 1 час
5. «Встреча» (сюжетная картинка) - 2 часа
1. «Веселые лягушата» (оригами) - 1 час
4. «Игрушки–забавы» (оригами) - 2 часа
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 12 часов
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье зверей» - 11 часов
Русская народная сказка «Морозко» - 8 часов
«Кто покрасил осень в рыжий цвет»
Игра-викторина по теме “Птицы”.
«Светлое Христово воскресенье» Пасха – Велик День – Светлое Христово воскресенье
«Путешествие на Лосиный остров»
Картинка 2 «Бременские музыканты»
Картинка 4 «Мультяшная викторина»
«Как Иванушка за Великим Знанием ходил»
Ярко стало и красиво.
Посмотрите, всем на диво!
Дом, как будто, новым стал,
Чистотою засиял.
«Кончил дело – гуляй смело!»
2. Пальчиковая гимнастика
Пальцы в домике сидят
И на улицу глядят.
Раздаётся в двери стук:
Гости едут: «Тук-тук-тук»
«Гости» – русская народная игра.
-Мама, мама! - Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
-Что, что, что? - Три раза постукивают друг о друга указательные
пальцы.
-Гости едут! - Постукивают мизинцы.
-Ну и что? - Постукивают указательные.
-Здрасьте, здрасьте! -Средний безымянный пальцы дважды
перекрещиваются с теми же пальцами другой руки,
обходя их то справа, то слева.
-Чмок, чмок, чмок! - Средний и безымянный пальцы постукивают по тем
же пальцам другой руки.
- Последние слова и движения повторяются дважды
(Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок…)
3. Музыкальная стимуляция.
Посмотри-ка, Язычок.
Гостем стал и светлячок!
Приговорка: Чок, чок! Светлячок!
Посвети-ка в кулачок! – 2 раза
Ритм: чо чо чача чо
чачачача чача чо
чо чо чача чо
чачачача чача чо
5 комплекс упражнений
«Братцы, не пора ли прогуляться!»
1. Пальчиковая гимнастика
«Братцы» –
русская народная игра ( показ и игра с педагогом)
Засиделись в избушке братцы. - снять руку, ладонь выпрямлена, пальцы
сомкнуты
Захотел меньшой прогуляться. - Отвести мизинец вбок (строго в плоскости
ладони) и задержать его в этой позиции на
2-3сек.
Да скучно ему гулять одному. -Мизинец чуть покачивается, затем
возвращается на исходную позицию.
Зовёт он братца вдвоём прогуляться.
- Вбок отвести два прижатых друг к другу
пальца: мизинец и безымянный; задержать
2-3сек.
Да скучно им гулять двоим. - Пальцы чуть покачиваются, затем – в
исходную позицию.
Зовут братца втроём прогуляться.
- Вбок отвести три прижатых друг к другу
пальца: мизинец, безымянный и средний; задержать.
Грустно старшим сидеть в избе. - Большой и указательные пальцы четыре
раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе. - Все пальцы соединяются в щепоть, рука
расслабляется.
При повторении игры работает вторая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.
2. Артикуляционная гимнастика.
Вслед за братцами
И Язычку бы прогуляться.
Много он ведь потрудился,
Теперь может веселиться.
Горка во дворе стоит,
Язычок по ней скользит.
Быстро вниз спускается,
Снова поднимается.
«Горка» – рот приоткрыт. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15сек.
Вот весёлые качели.
Сели мы и полетели.
Вверх и вниз летим легко,
Видно всё нам далеко.
«Качели» – высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
«Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили»
3. Музыкальная стимуляция.
Дальше полем мы пошли
И берёзоньку нашли.
Под берёзкой посидели,
В лес пойти мы захотели.
Попевочка:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла.
Люли, люли, стояла.
Ритм:
вововово ва вово ва ва
вововово вововово ва ва
ва.во ва вово ва ва
ва.во ва вово ва ва
6 комплекс упражнений
«Ходим-бродим по дорожкам»
1. Артикуляционная гимнастика.
Дальше путь мы продолжаем,
Вместе по лесу шагаем.
Ходим-бродим по дорожкам,
А в руках у нас лукошко.
«Грибочек, грибок, масляный бок,
серебряная ножка, прыгай в лукошко!»
Посмотрите, под сосной
Гриб стоит, прикрыт листвой .
С красной шляпкой, белой ножкой.
Положим мы его в лукошко?
Посмотрите в домик-рот,
Что-то там произойдёт.
Язычок к нёбу прилип
И стоит, как белый гриб.
Так давайте и мы с ним
Как грибочки постоим.
Шляпка есть? И ножка есть?
Грибов в лесу не перечесть
«Грибок» – рот раскрыть. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
На полянке посидите
И немножко отдохните.
Хочу загадку загадать.
Кто её сможет отгадать?
«Всё время стучит, деревья долбит,
но их не калечит, а только лечит: д-д-д».
Молодцы! Конечно дятел
деревья клювом конопатил.
И мы как дятлы постучим.
Всех вокруг мы удивим.
«Дятел» – рот открыт, губы в улыбке, широкий язычок поднят к верхним зубам, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Напряжённым кончиком язычка многократно отчётливо постучать в бугорки-альвеолы над верхним зубами, произнося: «д-д-д». Темп постепенно, по мере овладения упражнением, увеличивается. Следить, чтобы зубы были видны, нижняя челюсть не смыкалась с верхней, звук «д» произносился чётко, ощущалась толчкообразная выдыхаемая воздушная струя.
2. Пальчиковая гимнастика.
Посмотрите-ка, на ветке
Сидит сорока, а с ней детки.
Птенцы кушать захотели,
К своей маме прилетели.
«Сорока-белобока»
– русская народная игра.
Сорока, сорока, сорока-белобока - По ладошке левой руки водят
указательным пальчиком правой руки.
Кашу варила, на порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали, кашки не едали.
Всё своим деткам отдала.
Этому дала на блюдечке, - Указывая на каждый палец руки,
начиная с большого
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
этому поскрёбушки.
А этому нет ничего.
А ты, мал маленек, за водицей не ходил,
Дров не носил, кашки не варил.
Птенцы кашку поели,
Фить-фить, и улетели.
2. Музыкальная стимуляция.
А на нашу на лужайку
Скачет добрый серый зайка.
Посмотрите, как хорош!
Краше зайки не найдёшь.
Попевочка:
Зайчик, ты зайчик!
Коротеньки ножки,
На этих ножках
Сафьяны сапожки.
Ритм: на ноно на на
ноно ноно на на
ноно ноно на на
7 комплекс упражнений
«Язычок спешит домой»
Нагулявшись, в том лесу,
Насмотревшись на красу:
На деревья, на цветы,
Да на ягоды, грибы,
И на птиц, и на зверей,
Домой отправились скорей.
По тропинке, по дорожке
Топают ребяток ножки.
С Язычком спешат домой.
До свиданья, лес густой!
1. Артикуляционная гимнастика
Вот он дом,
А вот крылечко.
Сидит кошечка на печке.
По двору индюк идёт,
Тихо песенку поёт.
Станем все мы индюками.
С Язычком играем сами,
Дружно будем повторять,
Ни за что не отставать!
«Индюк» – рот приоткрыт, кончик языка скользит по верхней губе вперёд-назад с добавлением голоса.
Цок-цок-цок стучат копытца. Как лошадки мы поскачем.
По двору лошадка мчится. Впереди нас ждёт удача.
«Лошадка» – присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную уздечку.
«Цок, цок, цок, цок! Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу, если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива, хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!»
3. Музыкальная стимуляция.
Стало тихо во дворе. Петушка мы позовём,
Спит собака в конуре. Песню для него споём.
Попевочка:
Петушок, петушок,
Золотой ты гребешок.
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Ритм: па - па по
па - па па
папа папа
па - па по
4. Пальчиковая гимнастика.
Песню петушок поёт,
На блины ребят зовёт.
Маша в гости приглашает
Всех блинами угощает.
«На блины» -
русская народная игра
(при повторении игры руки меняются ролями).
Стала Маша гостей собирать: - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука
сверху.
-И Иван приди, - Кончик полусогнутого указательного пальца
правой руки зацепляет
-И Степан приди, по очереди кончики полусогнутых пальцев
левой руки, начиная
-Да и Андрей приди, с большого, и мягко покачивает их.
-Да и Матвей приди.
А Митрошечка, да ну пожалуйста!
- Указательный палец правой руки четыре раза
настойчиво покачивает мизинец левой.
Стала Маша гостей угощать: - Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука
сверху.
-И Ивану блин, и Степану блин, - Левая рука поворачивается ладонью вверх,
Да и Андрею блин, большой палец правой нажимает на
подушечки каждого пальца, начиная с
большого, как бы кладя блин.
Да и Матвею блин, - Большой палец правой нажимает на
подушечки каждого пальца, начиная с
большого, как бы кладя блин.
А Митрошечке – мятный пряничек!
- Большой палец правой руки нажимает на
мизинец четыре раза.
Стала Маша гостей провожать:
- Пальцы правой руки загибают пальцы левой
ладони, начиная с большого.
-Прощевай, Иван! Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей!
А, Митрошечка, моя ты крошечка, - Три первых пальца правой руки ласково
Да ты побудь со мной ещё немножечко! оглаживают мизинец левой сверху
донизу.
8 комплекс упражнений
«Как у Маши угощенье»
1. Артикуляционная гимнастика.