ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 1316

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сибирская пляска приобретает более динамичный характер с возникновением жанра русского песенного народного творчества – частушки. Частушка принесла с собой новые ритмы – острые и своеобразно плавные. Так, более современные пляски такие, как «Саратова», «Табора» исполнялись под гармонь с частушками, когда исполнители лихо отплясывали дроби, присядки. Иногда пляска сопровождалась хлопками в ладоши.

С появлением в Сибири музыкальных инструментов таких, как гармонь, баян, балалайка, бубен и т.д., пляска стала отделяться от песни. Это обогащало мелодическую основу пляски, подчёркивало её ритмический рисунок, меняло темп. Всё это имело большое значение для дальнейшего развития пляски.

В сибирских селах во время свадьбы, семейных гуляний создавались для сопровождения плясок импровизированные оркестры (в состав его входили гармонь, ложки, крышки, стиральная доска и т.д.). Иногда пляску сопровождали «игрой на губах», имитируя игру на балалайке или гармошке. Такая игра, как «тим-тир-дори» подражает игре на балалайке, а игра «гына-кыр-гыр» – игре на гармошке. Зрители ритмично выговаривают «ай, чи-чи-чи чи-чи-чи-чи» – исполнители в это время выкрикивают «ах, ах» или «тю-сю, тю-сю». Такое сопровождение поднимало эмоциональный настрой исполнителей.

Сольная сибирская пляска в своей основе отражает индивидуальность исполнения, будь то мужчина или женщина. Зритель всегда чутко реагирует на мастерство исполнителя. Помогая приплясом, выкриками, хлопками в ладоши. Сольная пляска всегда неповторима по своим движениям, т.к. основана она на импровизации исполнителя, неповторимости его индивидуального настроения.

Перепляс как вид русской пляски распространен в Сибири повсеместно и является одной из любимых плясок во время гуляний, свадеб, вечёрок. В переплясе участвуют два человека. В основном мужчины, но во время вечёрок, когда съезжались в одно место несколько сёл, на улице в переплясе принимали участие и девушки.

Участники перепляса соревновались до тех пор, пока один из них не выйдет из круга. Танцоры состязались в основном по количеству движений. Победителем признавался исполнитель, показавший наибольшее количество различных по набору движений. Соревнование в переплясе вызывало особый интерес у зрителей тогда, когда плясуны были изобретательны, техничны, когда их исполнительское мастерство отличалось эмоциональностью и неповторимостью.

Особенность сибирского перепляса состоит ещё и в том, что не каждый мужчина или женщина могли выступить в круг, чтобы переплясать своего соперника. Исполнители готовились заранее в одиночку в доме, в бане, в стайке, в амбаре, в лесу, т.е. в безлюдном месте, «от сглазу». По характеру сибирские старожилы консерваторы, и поэтому, сочиняя новые коленца, старались сохранить их в секрете.


Сибирский перепляс, как правило, исполняли в сопровождении гармошки, баяна, балалайки. Зрители могли подпевать частушки. Сначала шла мелодия в медленном темпе, т.к. нужно было показать «выходку», затем музыка нарастала по темпу, а значит, и движения технически усложнялись.

Массовая пляска как вид русской народной хореографии в Сибири исполнялась только в период календарных праздников, обрядов, в период проведения свадеб и других семейных праздников. В массовой пляске количество участников не ограничено, как неограничен и возрастной состав. Исполнители импровизируют по ходу исполнения, танцуя свои любимые коленца, стараясь достойно показать себя в пляске. Сибирская массовая пляска – это творчество русского человека, его самовыражение и самоотдача.

В настоящее время сибирская массовая пляска сохранила своё традиционное содержание, но частично изменилась лексика, характер и манера исполнения. Она исполняется под те же мелодии, что и сольные пляски. Определённых названий массовых плясок не существовало, название шло от мелодии: «Подгорная», «Барыня», «Сербияночка».

Групповые пляски в Сибири создавались в своей основе на общерусских традициях, с учётом местных особенностей манеры исполнения. В каждой групповой пляске есть своё содержание. Лексически групповые пляски не усложнялись виртуозными движениями, были просты, и доступность исполнения обеспечила их долголетие.

В Сибири групповые пляски обычно исполнялись мужчинами и женщинами. Встречаются пляски, в которых участвуют только одни девушки.

Групповые пляски, привезённые в Сибирь русскими переселенцами, не только сохранились, но и благодаря одарённым, талантливым плясунам из народа отшлифовывались, приобретали новое звучание, стали традиционными.

В быту русского человека кадриль появилась позднее других видов русской хореографии. Литературные источники свидетельствуют, что кадриль ведёт своё происхождение от салонного французского танца. В России кадриль, пройдя через светские салоны, получает распространение среди простого народа в начале XIX века. Русский народ, имея богатый багаж традиций танцевальной культуры, подчинил её своей национальной манере, стилю и характеру исполнения. Малое количество участников, деление на фигуры, позволяет отнести кадриль как вид народной хореографии к групповым пляскам и рассматривать её как самостоятельный вид русской народной пляски.


В отличие от кадрилей западных областей России сибирская кадриль проста по композиционному построению. Основными рисунками являлись – круг, малый круг, линия, диагональ, «воротца».

Название кадрилей шло от количества исполнителей, не обязательно чётное число. Исполнялись сибирские кадрили одними девушками, а также смешанным составом.

(С-1) Каждое событие в жизни людей: свадьба, рождение младенца, похороны человека – сопровождалось пляской. При этом свадьба была наиболее богатым танцами семейным торжеством.

Порядок проведения свадеб в деревне отличался строгим соблюдением старинных традиций, которые требовали присутствия на свадьбу лица хорошо знающего все тонкости обряда и способного руководить точным его выполнением. Таким распорядителем был дружка – большой (т.е. главный) - от его искусства зависел успех свадебного гулянья. Он должен был быть песенником и музыкантом и острословам и поэтом и плясуном. Опытного дружка - большого - очень ценили в народе и зачастую приглашали на свадьбу из отдалённой деревни. Он пользовался всеми свадебными угощениями и помимо этого вознаграждался за свою работу подарками и даже деньгами. Иными словами исполнитель обязанностей дружки - большого - как получающий плату за свой труд был уже полупрофессионалом.

Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах знатоки шуток поговорок и присказок - появились мастера-исполнители. В народе их называли «плясец», «игрец», «ваган», «ломака», «сопельник», «дудочник». Так возникали родоначальники будущих славянских скоморохов. (С-2)

Скоморошество появилось на Руси в VIII - XI веках. В то время народ считал, что скоморохам присущ особый дар и рассматривал их как существ отмеченных богами, а само искусство - служение божеству. В былинном эпосе скоморох именуется «вещим» и «святым».


Впоследствии после крещения Руси изображение скоморохов, по старой памяти, иногда помещалось в притворе христианского храма (софийский собор в Киеве (С-3) , а некоторые из них были причислены к православным святым.

В начале своей профессиональной деятельности скоморох был «синтетическим» исполнителем, мастером на все руки. Но по мере развития искусства скоморохов на Руси стало делиться на жанры. Так возникли отдельные группы: бахарей и сказителей (сочинителей и рассказчиков сказок и былин), музыкантов и гудошников (представителей инструментального искусства), медвежатников (дрессировщиков зверей), певцов (авторов и исполнителей песен), плясунов и, наконец, глумотворцев (носителей сатирического жанра). (С-4)

Подобная специализация вызвала образование коллективов скоморохов – «ватаг», в которые входили представители разнообразных жанров. Эти ватаги и стали давать сценические представления, носившие название позорищ (зрелищ).

Во времена Киевской Руси скоморошество достигает большого расцвета. Былины повествуют о присутствии скоморохов всех жанров на пирах киевского князя Владимира, где они выступали как носители чисто национального искусства. Стенная роспись входа в Софийский собор в Киеве свидетельствует о том, что эти выступления носили форму представления, в котором танец занимал значительное место. На росписи изображена примитивная сценическая установка с занавесом. Костюмы скоморохов, так же как и музыкальные инструменты, возможно, византийского происхождения. Однако пляски, безусловно, русские. В этом убеждают нас позы танцующих – двое музыкантов идут «ползунком», а передняя пара исполняет дуэтный танец: один скоморох, переодетый женщиной, пляшет с платочком, другой – вприсядку. Эти танцевальные ходы очень характерны именно для русской пляски.

Сначала каждый и танцевал, и пел, и на каком-то инструменте играл, и по-разному забавлял публику. Но публика ждёт от вновь прибывающей в город труппы всё большего совершенства, и в борьбе за него лучшим средством, естественно оказывается разделение труда. И среди жонглёров, и среди скоморохов кто-то посвящает себя, прежде всего танцу, и снова, хоть и на иных началах, чем когда-то в античности, начинают свой путь профессиональные танцовщики. Они набираются умения. Неведомыми путями до них доходит опыт античных танцовщиков и акробатов. Жонглёры бывали виртуозами и нередко владели приемами, отличающими ныне профессиональный классический танец от бытового. Они выворачивали ноги, вытягивали носок, умели при прыжке задерживаться в воздухе. Их танец был, как теперь говорят, техничным, в нём было немало акробатических движений.


Скоморошьим искусством занимались не только мужчины, но и женщины, их называли плясицами. Основой выразительных средств их пляски составляли различные присядки, дроби и другие русские движения. Русские пляски требовали большой ловкости.

Наряду с «прохожими» (гастролирующими) скоморохами существовали и группы осёдлых скоморохов. Они обитали при княжеских и боярских домах. Они были желанными участниками забав при дворе московских царей. В 1571 году был объявлен набор весёлых людей для обслуживания двора Ивана IV. Осёдлые скоморохи обслуживали государственную «потешную» палату. Она была предшественницей придворного театра.

Среди других в «потешной» палате Михаила Романовича был канатоходец – плясун Иван Ладыгин. Он обучил 5 своих учеников и за это получил государево жалование. Он стал первым учителем танцев на Руси.

Искусство скоморохов вошло в верхние слои федерального общества. Приближённых ко двору скоморохов числилось немного, в основном они странствовали по Руси. Часто в своих плясках скоморохи начали проявлять недовольства в адрес помещиков. Недаром скоморохи стали участниками крестьянских волнений и бунтов. А в 1606 году немало их находилось в рядах мятежного войска И. Болотникова. Скоморохи были выразителями сокровенных дум и настроений людей, поэтому они пользовались популярностью. До сего времени сохранилась былина «О Вавиле и скоморохах», былина о новгородском гусляре «Садко».

Русское танцевальное искусство в то период находилось на достаточно высоком уровне и обещало ещё более пышный расцвет. Однако нашествие монголо-татар, которому подверглась в XIII веке Русь, на два с половиной столетия затормозило развитие отечественной культуры.

Объединение Руси вокруг Москвы и окончательное свержение монголо-татарского владычества в конце XV века возродили страну и открыли путь для дальнейшего развития русского искусства.

В XVI веке иностранцы получили широкий доступ в Москву. С этого времени в танцевальных представлениях начинает фигурировать маска («машкара») (С-5), завезённая, по-видимому, венецианцами. До этого при святочных играх употреблялись хари – маски, изображающие животных, и личины, изменявшие лицо человека, - мочальная борода, парик из пакли (С-6) и т.д. Как хари, так и личины стремились реально подражать природе, иноземная же маска носила условный карикатурный характер.

В своей борьбе с последними крупными феодалами за утверждение абсолютной монархии Иван Грозный пользовался и сатирическим искусством скоморохов. На своих пирах он лично принимал участие в их выступлениях, которые вызывали особое возмущение со стороны старой феодальной боярской верхушки. Князь Курбский упрекал царя в своих письмах в том, что он «упившись, начал со скоморохами в машкарах плясать и сущие пирующие с ним». Упоминание о «машкарах» позволяет предположить конкретную направленность этих выступлений против определенных лиц. (С-7)