ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.05.2024

Просмотров: 1317

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фея Зачарованного сада исполняет быстрые па в оживлённом темпе; музыка увлекает её в стремительные пируэты, которые неуклонно ускоряются. Для танца феи Лесных полян характерны негромкие, сдержанные пиццикато. Конёк этой феи – плавность движений, дополненная смелыми узорами танца: она движется вперёд, стоя на одной ноге и вытянув другую перед собой. Со сдержанной грацией вытянутая нога переносится назад и на головокружительный миг девушка замирает в арабеске. Эта же фраза повторяется с движением вперёд. Затем танец становится искромётным, быстрые движения на пуантах придают ему лёгкость. Фея заканчивает свою вариацию, встав на пуанты, широко разведя руки и дерзко вскинув ногу перед собой.

Фея Канареек в ярко-жёлтом костюме танцует под быструю, позванивающую мелодию, жестами подражая движению крыльев в полёте, поворачивая голову в ликующем ритме. За ней на сцену выходит фея Золотистого винограда, для танца которой характерны отрывистые движения головы и указательных пальцев обеих рук – это так называемая «вариация пальцев». Темп музыки резко ускоряется, блистательная фея вращается, чтобы внезапно сделать остановку.

Фея Сирени отступает в глубину сцены. Оркестр начинает великолепный мелодичный вальс; фея Сирени сопровождает его плавные фразы открытыми, широкими движениями, в которых описывает в воздухе круги носком туфельки. Затем она вращается в арабеске, на миг замирая каждый раз, когда оказывается обращённой в профиль к зрителям. Замысловатость движений и музыкальная насыщенность музыки феи Сирени как бы затмевают своим великолепием танцы остальных фей.

Затем начинается танец кавалеров. Фрейлины присоединяются к ним, дополняя танец лёгкими и точными движениями. Феи собираются у рампы. Кавалеры поддерживают их в аттитюде. Подарки фей подносят королю и королеве. Королева встаёт с трона и с восторгом разглядывает подарки. За сценой слышен рокочущий звук, подобный шуму землятресения. Некоторые придворные считают, что это гром, но король настораживается. Королева боится за ребёнка, церемониймейстер съёживается. Вбежавший паж возбуждённо и беспомощно жестикулирует перед королём, указывая налево. Внезапно сообразив, в чём дело, король подбегает к Каталабюту и требует показать ему список приглашённых. Бегло просмотрев список, король в ярости швыряет свиток на пол. От наказания Каталабюта спасает появление двух огромных крыс, танец которых напоминает крадущиеся шаги. Вскоре. Вскоре крысы убегают, но прежде, чем придворные успевают прийти в себя, возвращаются вместе с другими крысами, везущими громадную чёрную повозку. На ней в величественной позе стоит горбатая фея Карабос, одна из крёстных принцессы Авроры, которую забывчивый Каталабют не пригласил на крестины. В ярости злая фея размахивает руками, её чёрная колесница объезжает вокруг сцены, придворные поспешно расступаются перед ней.


С помощью четырёх хвостатых прислужниц Карабос выходит из колесницы. В музыке звучит негромкое предостережение. Лицо злой феи – страшная голубовато-белая маска с пятнами плесени и таинственными блёстками. Её длинное чёрное платье покрыто пылью и изорвано, однако Карабосс носит его, словно горностаевую мантию. Опираясь о клюку, Карабосс подходит к королю и жестами вопрошает: «Почему про меня забыли? Неужели ты не понял, что обрёк своё дитя?» король напуган. Он спешит свалить вину на Каталабюта. Карабос приближается к коленопреклонённому церемониймейстеру. Тот разводит руками, умоляя о пощаде, но Карабос протягивает руку с похожими на когти пальцами и срывает с Каталабюта парик, который тут же швыряет прожорливым крысам. Церемониймейстер пытается спастись бегством.

Вскинув клюку, фея Карабос ударяет его по спине, опрокидывая на пол. Она гладит крыс, окруживших её квадратом, беспечно танцует, а потом обращается к царственной паре, указывая на колыбель: «Ваша дочь вырастет и станет прекрасной принцессой… самой прекрасной из всех принцессе, а потом…» - Карабос громко стучит клюкой по полу, в музыке слышны раскаты грома – «…потом она умрёт!... Уколет палец веретеном, никто не сумеет остановить её. Она станет прекрасной мёртвой принцессой!» злая фея злорадно смеётся, король пытается утешить перепуганную королеву. Он повелительным жестом гонит Карабос прочь, но злая фея не уходит, смеясь над встревоженным королём. Под звуки арфы она кружится, расправив огромный чёрный плащ.

Вперёд выходит фея Сирени. Карабос пытается приблизиться к колыбели, чтобы повторить проклятие. С безмолвным вызовом фея Сирени поднимает волшебную палочку; Карабос пятиться. Остальные феи окружают колыбель, чтобы защитить принцессу. Карабос грозит им клюкой, но добрые феи неустрашимы. Страшные крысы окружают Карабос, она отплясывает неистовую джигу, в конце которой торжествующим жестом вскидывает руку. Забравшись в колесницу, она застывает под балдахином из чёрных перьев, грозя кулаком всем придворным. Крысы послушно увозят колесницу прочь, гром утихает.

Королева плачет в объятиях короля, и он не в силах утешить её. К ним подходит фея Сирени. Прелестная музыкальная тема этой доброй феи наполняет зал. Фея Сирени указывает на колыбель и пантомимой объясняет: «Ваша дочь, принцесса, будет красавицей. Она и вправду уколет палец и упадёт замертво… Но на самом деле она просто погрузится в сон, и проспит сто лет вместе со всеми придворными… А потом появится прекрасный принц и разбудит её… Она проснётся от поцелуя, и все будут счастливы».


Король и королева кланяются фее Сирени и благодарят её. Узнав, что проклятие Карабос не падёт на принцессу, придворные приходят в восторг. Все феи кланяются королю и королеве и поворачиваются к колыбели принцессы Авроры. Королева склоняется над дочерью, фрейлины в знак уважения опускаются на колени, феи застывают в оберегающих аттитюдах. Занавес падает.

ПЕРВЫЙ АКТ

Именины. Декорации изображают дворцовый сад. Огромные колонны. Увенчанные древними статуями, огибают большой фонтан и поддерживают гигантскую каменную арку, видную в глубине сада. Справа стоят троны короля и королевы. Слева широкие каменные ступени ведут во дворец. Поодаль видны отдыхающие крестьяне. Фрейлины с кавалерами прогуливаются по саду, восхищаясь его красотой и предвкушая праздник. Сегодня принцессе Авроре исполняется шестнадцать лет, король распорядился устроить бал в честь дня её рождения. Он пригласил на праздник всех придворных, чтобы развлечь четырёх чужеземных гостей – принцев Англии, Индии, Италии и Испании, проделавших долгий путь, чтобы познакомиться с юной принцессой.

Три старухи в чёрном и капюшонах, закрывающих лица, склоняются над прялками, опасливо оглядываясь по сторонам. Входит Каталабют. За последние шестнадцать лет он постарел, но не утратил привычку поигрывать плащом и тростью. Старухи в танце пытаются ускользнуть. Каталабют с подозрением оглядывает их, а затем быстро догоняет. Вырвав из рук старух веретёна, он угрожающе застывает над ними. Женщины съёживаются у ног церемониймейстера, который напоминает, что ещё шестнадцать лет назад, после проклятия злой феи Карабос, король велел унести все веретёна подальше от принцессы Авроры. Речь Каталабюта прерывает появление короля и королевы, за ними следуют четыре принца. Старухи поспешно убегают в угол.

Король приветствует Каталабюта и спрашивает, что он держит в руке, которую прячет за спиной. Каталабют нехотя показывает злополучные веретёна. Потрясённый король гневно спрашивает, откуда они появились. Каталабют указывает на виновниц, король велит им подойти и заявляет, что за нарушение королевского указа их ждёт смертная казнь. Как же иначе он сумеет защитить дочь от чар феи Карабос? Старухи падают к ногам короля, умоляя о помиловании. Но король непреклонен. Звучит крещендо оркестра, королева подходит к мужу и просит помиловать старух. В конце концов, сегодня день рождения Авроры, а старухи искренне раскаиваются. Улыбнувшись, король уступает.


Король и королева садятся на троны, увитые свежими гирляндами цветов. Входит группа крестьянских девушек. Они низко кланяются господам. На ступенях лестницы собираются придворные, четыре принца стоят в стороне. Девушки начинают плавный вальс. Они кружатся в танце, сплетая и расплетая гирлянды, становясь в круг, разбегаясь по сцене в разные стороны. После окончания танца Каталабют благодарит крестьянок; те кланяются королю и королеве.

Входят четверо музыкантов с золотыми инструментами, за ними следуют восемь девушек – подруги принцессы. Четверо чужеземных принцев готовятся приветствовать героиню праздника. В музыке сквозит нетерпеливое ожидание. Четверо принцев оглядываются на сад, всматриваются в сторону колоннады, надеясь заметить принцессу издалека. Музыка звучит негромко и робко. Вдалеке, под аркой, мы видим прелестную девушку в розовом платье с серебряным шитьём. На миг замерев, она исчезает, как видение, а затем под взрыв музыки выпархивает на сцену и радостно танцует, выплёскивая в движениях ликование невинной юности. К ней приближаются четыре принца. Принцесса подходит к матери, заключает её в объятия. Король целует дочь в лоб и представляет её четырём низко кланяющимся принцам. Принцесса мило отвечает на приветствие. Арфа исполняет стремительную каденцию, все остальные инструменты выжидательно молчат; затем наступает краткая пауза, мгновенный подготовительный интервал, словно рассчитанный вздох певицы перед началом великолепной арии. Начинается «розовое адажио». (С-18)

Четверо принцев выстраиваются в линию у рампы. Один за другим они поддерживают в танце принцессу Аврору в мягких и широких подготовительных па. Затем она отступает назад, замирает в аттитюде и приветствует первого принца. Держа принцессу за правую руку, принц вращает её в грациозной позе. Описав полный круг, принцесса поднимает обе руки над головой, чтобы удержать равновесие; затем второй кавалер выступает вперёд и берёт её за правую руку. Хореографическая фраза повторяется. И, наконец, отпустив руку последнего принца, принцесса вытягивается в арабеске и в такой позе удерживает равновесие на протяжении захватывающего мгновения.

Один из поклонников играет роль партнёра Авроры, которая скромно демонстрирует своё искусство. Судя по всему, принцесса считает, что ничем не отличается от любой юной девушки, которая хороша собой и умеет танцевать. Милым жестом поднеся ладони к щеке, принцесса наклоняется вперёд. Её поднимают высоко в воздух, опускают на пол, и она продолжает танцевать в середине небольшого круга. Жесты её рук эхом повторяют мелодию, шаги на пуантах подчёркивают ритм.


Каждый из влюблённых принцев дарит Авроре свежую розу. Гобой негромко ведёт музыкальную тему. Один из принцев поддерживает Аврору, остальные друг за другом выходят вперёд со своими дарами. Каждый раз, принимая цветок, принцесса делает быстрый пируэт. С очаровательной улыбкой покинув поклонников, она передаёт цветы королеве, отступает вглубь сцены и в танце продвигается вперёд. Держа в руках новые розы, принцы склоняются к её ногам и поочерёдно протягивают ей цветы; после каждого пируэта принцесса останавливается, чтобы принять очередную розу. На миг она прижимает цветы к груди, а затем подбрасывает их в воздух и продолжает танец. (С-19)

Музыка приближается к кульминационному моменту. Один из принцев держит за руку принцессу, замеревшую на одной ноге в аттитюде. Он отпускает её, и принцесса без видимого труда сохраняет равновесие. Затем она берёт за руку второго принца, приготовившись ещё дальше балансировать во второй позе. Её уверенность в себе нарастает по мере приближения финала адажио. Когда четвёртый принц отпускает руку принцессы, она удерживает равновесие в последней позе до тех пор, пока не прозвучит финальный аккорд. Выпрямившись, принцесса убегает в сад.

Восемь подруг принцессы Авроры танцуют под звенящую, беспечную мелодию. Вскоре принцесса возвращается. Четверо принцев вновь уговаривают её потанцевать. Она оглядывается на мать, которая поощряет её улыбкой. Принцесса начинает pas seul. После грациозных аттитюдов и арабесков она отбегает в угол сада и движется вперёд по диагонали, балансируя на одной ноге и демонстрируя идеальную точность движений. С каждым шагом она сгибает правую ногу в колене и касается ею опорной ноги. Завершив проход по диагонали, она возвращается на прежнее место в вихре пируэтов, каждый из которых заканчивается грациозной, идеальной позой. Принцесса кружится по саду, набирая скорость, а потом покидает сцену.

Когда подруги начинают танцевать, принцесса вновь появляется среди них. (С-20) Она пересекает сцену высокими широкими прыжками, в которых выбрасывает вперёд ногу – это движение придаёт её танцу новый оттенок. Она снова обегает сцену широкими свободными поворотами. Темп музыки нарастает одновременно с радостью принцессы, наслаждающейся танцем.

В правом углу сцены, в толпе, появляется старуха в чёрном. Некоторое время она наблюдает за принцессой, а затем, когда Аврора приближается к ней, протягивает ей свой подарок. Не останавливаясь, Аврора берёт странный предмет и продолжает танцевать, восхищаясь им. Старуха подарила ей веретено! Вскочив в ужасе, король созывает придворных. Все пытаются остановить Аврору и отобрать у неё веретено. Но наивная, порывистая девушка настолько очарована непривычной игрушкой, что никак не может наиграться с ней. Внезапно она укалывает веретеном палец и мгновенно падает.