Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 633
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»
Принципы рационального питания.
Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические
Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей
«Семиотика поражений органов пищеварения у детей»
1. | 1, 2, 4 | | | | |
2. | 1, 3, 4, 6, 7 | 5. | 1, 2, 3 | 7. | 3, 1, 4, 2, 6, 5, 10, 8, 7, 9 |
3. | 2, 3 | | | | |
4. | 2, 4 | | | | |
| | 6. | 1, 2, 4, 5, 7, 8 | | |
| | | | | |
Ситуационные задачи по теме
«Семиотика поражений органов пищеварения у детей»
Задача № 1
Больная Катя В, 8 лет, поступила в детское отделение с жалобами на боли в околопупочной области и правом подреберье ноющего характера, возникающие чаще после приема жирной пищи. Девочку часто беспокоит тошнота, иногда бывает рвота. Аппетит постоянно снижен.
Из анамнеза: девочка от 1 беременности, протекавшей с токсикозом 1 половины. Родилась с массой 3000,0, длиной 50 см, на 8 баллов по шкале Апгар. К груди приложена через 2 часа. На естественном вскармливании до 3 месяцев, затем на искусственном, неадаптированными смесями.
Перенесенные заболевания: кишечная инфекция протейной этиологии по типу энтерита на 1 году, ОРВИ 2-3 раза в год, ветряная оспа, краснуха, бронхит.
Наследственность: у матери хронический гастродуоденит, холецистит, бабушка по линии матери страдает желчекаменной болезнью.
Аллергологический анамнез: девочка не переносит шоколад, цитрусовые.
Объективно: рост 125 см, масса 22 кг, кожные покровы бледные, суховатые. Зев не гиперемирован. Миндалины гипертрофированы, рыхлые. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца громкие, ритмичные. ЧСС - 92 в 1 мин. Д - 23 в 1 мин. Язык обложен белым налетом. Живот мягкий, болезненный при глубокой пальпации в правом подреберье. Печень + 1,5 см из-под реберной дуги, край эластичный, ровный, умеренно болезненный. Симптомы Кера, Ортнера положительные. Селезенка не пальпируется. Стул 1 раз в 2-3 дня оформленный.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни, выделите факторы риска.
2. Оцените данные объективного исследования ребенка (физическое развитие, ЧСС, ЧД).
3. Поражение какой системы имеется у ребенка?
4. Выделите основные синдромы поражения у данной больной.
5. Какие дополнительные методы исследования, по Вашему мнению, следует провести?
Задача № 2
Больная Лена Н, 12 лет, обратилась к врачу с жалобами на ноющие боли в надчревной области, возникающие чаще натощак, уменьшающиеся после приема пищи. Иногда беспокоит изжога. Боли отмечаются около 1,5 лет, последние 2 месяца участились (беспокоят почти ежедневно) и усилились.
Из анамнеза жизни: девочка от 1 нормально протекавшей беременности, 1 срочных родов. На естественном вскармливании до 2 месяцев, затем на искусственном из-за гипогалактии у матери. На 1 году перенесла желудочно-кишечное заболевание. В 5 лет пневмонию, лямблиоз кишечника в 7 лет. Наследственность: у отца язвенная болезнь желудка, бабушка по линии матери страдает хроническим холециститом.
Объективно: состояние средней тяжести, рост 150 см, масса 33 кг, быстро устает, язык обложен белым налетом. В легких везикулярное дыхание, тоны сердца громкие, ритмичные, ЧСС - 88 в 1 мин. Живот мягкий, болезненный в эпигастрии, в области пупка. Печень не пальпируется. Стул - 1 раз в 3 дня, оформленный.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни с выделением факторов риска.
2. Оцените объективные данные (физическое развитие, ЧСС).
3. Поражение какой системы имеется у ребенка?
4. Выделите основные синдромы поражения.
5. Какие дополнительные методы исследования Вы бы провели данной больной?
Задача № 3
Больная Лена К, 13 лет, обратилась к врачу с жалобами на плохой аппетит, утомляемость, недомогание, периодически - тошноту, тяжесть в правом подреберье, особенно после приема в пищу жирного или жаренного.
Из анамнеза: девочка родилась от 2 нормальной протекавшей беременности, 2 срочных родов, в ягодичном предлежании, на 6 баллов по шкале Апгар, с массой 3000,0, длиной 50 см. К груди приложена на 3 сутки. На естественном вскармливании до 4,5 месяцев. Перенесенные заболевания: ОРВИ 3-4 раза в год, ветряная оспа, краснуха, бронхит, вирусный гепатит 2 года назад. Страдает пищевой аллергией на цитрусовые и шоколад. Родители здоровы, у бабушки по линии отца остеохондроз, ишемическая болезнь сердца, у деда по линии матери - сахарный диабет.
Объективно: девочка правильного телосложения, рост 152 см, масса 39 кг. Бледная. отмечается субиктеричность склер. Язык умеренно обложен белым налетом. Есть кариозные зубы. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца громкие, ритмичные, ЧСС - 82 в 1 мин. Живот мягкий, при глубокой пальпации болезненный в правом подреберье, печень + 1,5 см из-под реберной дуги, край плотный, эластичный, гладкий. Симптом Кера положительный. Селезенка, почки не пальпируются. Стул часто неустойчивый.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни с выделением факторов риска.
2. Оцените объективные данные (ФР, ЧСС).
3. Поражение каких систем имеется у данного ребенка?
4. Выделите основные синдромы поражения.
5. Какие дополнительные методы исследования, с вашей точки зрения, необходимо провести данной больной?
Эталоны ответов к ситуационным задачам по теме
«Семиотика поражений органов пищеварения у детей"
Эталон к задаче № 1
1.Анамнез жизни отягощен.
Факторы риска в анамнезе жизни:
- токсикоз беременности у матери;
- кишечная инфекция у ребенка в раннем возрасте;
- отягощенная наследственность по патологии
пищеварительной системы
- пищевая аллергия;
- ранний перевод на искусственное вскармливание.
2. Данные объективного исследования: ФР нормальное, гармоничное (рост - 4 цент.кор., масса - 3 цент.кор.), ЧСС и ЧД в пределах возрастной нормы.
3. Поражена пищеварительная система.
4. Синдромы поражения: болевой, диспептический.
5. Дополнительные методы исследования:
- УЗИ органов пищеварения;
- дуоденальное зондирование с посевом желчи на флору;
- копрограмма;
- кал на дисбактериоз;
- клинический анализ крови на предмет анемии (девочка бледная).
Эталон к задаче № 2
1. Факторы риска в анамнезе жизни:
- раннее искусственное вскармливание;
- кишечная инфекция в раннем возрасте;
- глистная инвазия (лямблиоз) в 7 лет;
- наследственность отягощена по патологии пищеварительной системы.
2. ФР: нормальное, дисгармоничное (рост - 5 цент.кор., масса - 3 цент.кор.) ЧСС в пределах возрастной нормы.
3. Поражена система пищеварения.
4. Основные синдромы поражения: болевой, диспептический.
5. Целесообразно провести дополнительные методы обследования:
- УЗИ органов пищеварения;
- ЭГДС с РН-метрией;
- копрограмма, кал на лямблии;
- кал на дисбактериоз.
Эталон к задаче № 3
1. Факторы риска в анамнезе жизни:
- ягодичное предлежание плода;
- асфиксия легкой степени при рождении;
- позднее прикладывание ребенка к груди;
- раннее искусственное вскармливание;
- перенесла вирусный гепатит;
- пищевая аллергия;
- патология обмена веществ у родственников.
2. ФР: нормальное, гармоничное (рост - 4 цент.кор., масса - 3 цент.кор.) ЧСС в пределах возрастной нормы.
3. Поражены пищеварительная система, костная система (кариес).
4. Основные синдромы поражения: болевой, диспептический, интоксикации.
5. Целесообразно провести дополнительные методы исследования:
- УЗИ органов пищеварения;
- дуоденальное зондирование с посевом желчи на флору;
- клинический анализ крови;
- б/химический анализ крови (общий белок и белковые фракции, холестерин, В-липопротеиды, билирубин и его фракции, трансаминазы (АЛАТ, АСАТ);
- копрограмма;
- посев кала на дисбактериоз;
- соскоб на я/глистов.
Практическое занятие № 10
Тема: Лабораторные и инструментальные методы исследования органов пищеварения в детском возрасте
Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки:
1. Методы исследования системы пищеварения у детей и показания к их применению: УЗИ печени, желчного пузыря, поджелудочной железы.
2. Эдоскопические методы исследования: эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС) с биопсией слизистой и определением Helicobacter pylori в биоптате, колонофиброскопия, ректороманоскопия, лапароскопия.
3. Функциональные методы исследования органов пищеварения: интрагастральная РН-метрия, многомоментное дуоденальное зондирование, биохимия сыворотки крови в оценке состояния печени (общий белок, белковые фракции, протромбин, фибриноген, сулемовая проба, тимоловая проба, холестерин, b- липопротеиды, глюкоза, билирубин и его фракции, трансаминазы (АЛАТ, АСАТ), ЛДГ5, МДГ3.
4. Определение содержания панкреатических ферментов в крови (амилаза, липаза, эластаза-1, трипсин) и моче (амилаза, липаза).
5. Рентгенологические методы исследования: R-скопия (графия) пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки с сульфатом бария, ирригоскопия (графия), холецистография, компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная холангиопанкреатография.
6. Радиологические методы исследования: сцинтиграфия.
7. Копрологические методы исследования: копрограмма с определением рН кала, кал на я/глистов, кал на трипсин, определение содержания эластазы-1 в кале, кал на скрытую кровь, перианальный соскоб на я/гл.
8. Бактериологические методы исследования: посев из прямой кишки на дизентерийную группу, сальмонеллез, посев кала на диз. группу, сальмонеллез; посев кала на дисбактериоз; посев желчи на флору.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию