Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2009
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Основным источником еврейского религиозного права является Талмуд - кодекс религиозных, бытовых и правовых (Галаха) предписаний иудейства, составленный в период с
III в. до н.э. - V в. н.э. и основанный в свою очередь на Торе (Пятикнижии Моисееве).
Наконец, важным источником израильского права служат международные соглашения. Признано, что нормы международного права, одобренные большинством государств и не противоречащие законам, принятым парламентом, применяются в Израиле как действующее право.
В целом, по мнению большинства ученых, элементы английской правовой культуры доминируют в израильской системе права. Манера ведения процесса, способы доказательства и общий подход характеризуются чертами, которые присущи общему праву. То же самое можно сказать и об отношении судей, ученых-юристов и адвокатов к прецедентам, о роли судов и об их вкладе в развитие права.
Общие принципы права Израиля изучаются в качестве обязательного предмета на юридическом факультете Еврейского университета.
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОК-8. Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитар-ных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач
Этап формирования ОК-8. А. Глубоко изучить содержание основных юридических терминов теории государства и права и методологически правильно применить приобретённые знания в определении юридических категорий и обсуждении учебного материала
Задание 1 Раскройте содержание понятий «система права», «правовая система» и «правовая семья»
………………………………………………………………………………….…………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Задание 2 Перечислите основания классификации правовых семей современного мира
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3 Перечислите основные методы изучения правовых семей современного мира
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Этап формирования ОК-8. Б. Знать критерии классификации правовых систем современности
Задание 1 Покажите отличительные признаки между экономическими, политическими, идеологическими критериями
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 2 Покажите сходство и различие в подходах к вопросу о выделении основных правовых семей современности
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 3 Назовите основные причины необходимости системного и сравнительного методов познания правовых систем и правовых семей современного мира ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ОК-3. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
Этап формирования ОК-3. Знать основные черты, присущие правовым семьям современного мира
Задание 1 Назовите основные черты, присущие славянской группе романо-германской семьи ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 2 Назовите основные признаки правовой семьи обычного права
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
ГЛОССАРИЙ
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
| «Веды» | древнеиндийский памятник обычного права II тысячелетия до н.э. в Индии |
| Делегированное законодательство | наделение тех или иных органов исполнительной власти полномочиями на самостоятельное нормативно-правовое регулирование определенной сферы отношений |
| Идеологизация | подчинение всех сторон общественной жизни одной государственной идеологии |
| Иджма | общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама |
| Инквизиция | судебно-церковное учреждение для борьбы с ересями |
| Кальмарская уния | союз Дании, Норвегии и Швеции при господстве Дании (1397-1523 гг.) |
| Кияс | суждение по аналогии в вопросах права |
| Классификация | система распределения каких-либо однородных предметов или понятий по классам, отделам и т.п. на основе определенных общих признаков |
| Кнессет | парламент Израиля |
| Кодексы | кодифицированные нормативно-правовые акты, содержащие в системном изложении нормы права, относящиеся к какой-либо одной отрасли права и подлежащие непосредственному применению |
| Коран | священная книга ислама и основа мусульманского права; |
| Норма права | абстрактно-всеобщее правило поведения, регулирующее однородную совокупность общественных отношений |
| Общее право | совокупность судебных решений-прецедентов |
| Обычай | исторически сложившееся традиционное правило (норма) поведения, проверенное и закрепленное многократным повторением в ходе длительной общественной практики |
| Обычное право | совокупность норм, которые не устанавливаются органами государственной власти, а вырабатываются в течение длительного времени в какой-либо общественной среде и становятся юридическими, получив закрепление тем или иным способом со стороны органов государственной власти, обеспечивающих своей принудительной силой их соблюдение |
| Право | система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают государственную волю, обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни общества, ее общечеловеческий или классовый характер |
| Правовая классификация | распределение правовых объектов (фактов, явлений, процессов и т.д.) по классам (группам, разрядам) на основе их общих признаков, сходства и различий, отражающих связи между классами правовых объектов в единой системе правовой реальности |
| Правовая семья | группа стран близких по характеристикам национальных правовых систем, которые обладают общими чертами |
| Правовые традиции | элементы социального и культурного наследия, передаю-щиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени |
| Правотворчество | исключительная прерогатива государства устанавливать обязательные для всеобщего исполнения правовые нормы, издавать соответствующие государственные нормативные акты, законы, указы, постановления и т.п. |
| Реисламизации правовой системы | восстановление мусульманского права |
| Рецепция римского права | заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII в. и особенно в XV-XVI вв. |
| Системы права (правовой система) | внутренняя организация права, включающая многообразные элементы, их иерархию, а также связи между ними |
| Соционормативная система | система обычного права коренного населения Мексики - индейцев, сохранившаяся отчасти до сих пор, особенно в сфере организации и деятельности сельских общин |
| Статутное право | законы и подзаконные акты английского права |
| Судебный прецедент | превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при подобных обстоя-тельствах |
| Сунна | совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение |
| Талмуд | кодекс религиозных, бытовых и правовых ("Галаха") предписаний иудейства, составленный в III в. до н.э. - V в. н.э. и основанный в свою очередь на Торе (Пятикнижии Моисееве) |
| Чучхе | государственная идеология КНДР |
| Юридическая доктрина | теория права, научные работы по общим и конкретным вопросам правотворчества и правоприменения |
Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:
30 – приведенных понятий;
2 – компетенции.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
(КУРС 2)
ЮНИТА 8
Основные правовые семьи
и правовые системы современности
Ответственный за выпуск Е.Д. Кожевникова
Корректор Н.Н. Горбатова
Оператор компьютерной верстки А.И. Чернобай
_____________________________________________________________________________________
НАЧОУ ВПО "Современная Гуманитарная Академия"
Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
1Fischer Lexikon. Recht. Frankfurr am Main, 1987. C. 13–14.
2Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т.1. – СПб., 1902. С. 27.
3Хвостов В. Общая теория права. – М., 1914. С. 15.
4Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 24, 95–110.
1Назаренко Г.В. Теория государства и права: учеб. пособие. – М., 1998. С. 40.
Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
1Фарбер И.В. Правосознание как форма общественного сознания. – М., 1963.
Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
*Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
*Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.
Учебные издания, на основе которых составлен тематический обзор.
*Полужирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.