Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2012
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
4 Законодательная и юридическая техника
При выработке правовых норм, издании нормативных актов и последующей их система-тизации используется ряд правил для обеспечения совершенства законодательства. Совокупность средств, правил и приемов подготовки законов образует законодательную технику. От соблюде-ния правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных актов, высокий уровень учета и систематизация законодательства.
К форме готовящихся проектов предъявляются следующие требования:
– логическая последовательность изложения, взаимосвязь нормативных предписаний, поме-щаемых в акте;
– отсутствие противоречий внутри нормативного акта, в системе законодательства;
– максимальная компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отраже-ния их содержания;
– ясность и доступность языка нормативных актов;
– точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве;
– сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов.
Если к названным правилам присовокупить правила, средства и приемы формулирования, выяснения и обработки индивидуальных правовых актов, получим юридическую технику. Юридическая техника – совокупность средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Некоторые ее требования (например целесообразность, законность, грамотность, правильная форма, рациональная структура, наличие внешних атрибутов и т.п.) являются общими как для нормативных, так и для правоприменительных (индивидуальных) актов.
Уровень юридической техники в первую очередь свидетельствует о юридической культуре, во многом обусловливает и соблюдение законности
, и эффективность права. При издании правовых актов важно так их сформулировать, изложить и разложить, чтобы воля законодателя стала ясной и доступной, чтобы истинный смысл ее не расходился с текстуальными формулировками, чтобы не было двусмысленности и пробельности актов. Юридическая техника как раз и связана в основном с организацией правового материала, его внешним изложением.
В юридической технике большое значение имеет терминология. Наиболее общими правилами использования терминов являются: единство и тождественность использования терминов в разных правовых актах, использование общепризнанных терминов, стабильность и устойчивость принятых обозначений. Используются три вида терминов – общеупотребительные, специальные юридические, специальные неюридические.
К средствам юридической техники, наряду с терминологией, относятся юридические конструкции. Это построения нормативного материала по особому типу связей составляющих его элементов.
Точность, лаконичность и строгость стиля являются характерными чертами языка нормативных актов. Законодательному тексту не свойственны эмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка.
В качестве юридической техники выступает текст документа с его реквизитами. Для нормативных актов характерны единые унифицированные стереотипы, формальные реквизиты, заранее установленные структурные части. Без таких официальных атрибутов, как указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного акта, его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов и порядкового номера издания, не может быть нормативного акта как официального документа. Большое внимание уделяется и структуре документа. При издании больших кодифицированных актов обычно выделяют общую и особенные части.
Важную роль в юридической технике отводят средствам и правилам построения правовых актов. Правила требуют включения в нормативный акт только однородного материала. Правилами диктуется издание вначале норм материального права, а затем процессуальных; сначала – общих норм, затем – конкретизирующих и т.п.
Законодательные акты обычно делятся на статьи – это первичная структура текста с ее подразделениями (абзацами, пунктами, частями). Правила требуют однородности ее содержания. Поэтому в статье чаще всего выражена одна правовая норма. Значительные по объему акты (кодифицированные) делятся на главы, разделы, части. Некоторые снабжаются преамбулами, приложениями. Статьи,
главы и разделы снабжаются заголовками, нумерацией и т.п.
5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
Важнейшей категорией теории права является правоотношение. Норма права сама по себе никаких изменений в реальной жизни не порождает. Изменения наступают лишь в том случае, если люди вступят в правоотношения с целью реализации своих субъективных прав и юриди-ческих обязанностей.
Большинство правоведов определяют правоотношения как отношения между людьми, урегу-лированные правом. Однако существует множество форм взаимодействия между людьми, которые правом не регулируются. При этом их свойства таковы, что они принципиально не могут быть объектом юридического воздействия. Например, отношения любви, дружбы, добрососедства стро-ятся в соответствии с нормами морали и не нуждаются в правовом регулировании. Поэтому право-отношения нельзя определять как любые межличностные, бытовые отношения между людьми.
Правоотношения обладают следующими признаками.
1. Правоотношения – это отношения общественные, т.е. отношения между социальными субъектами, имеющие общественную значимость. Только став социально необходимыми, отношения между людьми начинают регулироваться юридическими нормами.
2. Правоотношения всегда индивидуализированы. Они возникают только между конкретно определенными участниками. Например, участниками трудовых правоотношений являются конкретный работник А и работодатель Б.
3. В правоотношениях четко определены юридические права и обязанности субъектов, кото-рые возникают при наступлении определенных юридических фактов.
4. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые вы-ступают нормативной базой их возникновения. Общие требования правовых норм индиви-дуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся.
5. Правовые отношения носят волевой характер. Для их возникновения необходима воля участников правоотношений, в том числе и воля государства. Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов.
6. Правоотношения обеспечиваются возможностью государственного принуждения.
Таким образом, правоотношения можно определить как индивидуализированные волевые общественные отношения, взаимные права и обязанности участников которых определены юридическими нормами и обеспечиваются возможностью государственного принуждения.
Правоотношения многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
По предмету правового регулирования правоотношения подразделяются на государственно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовыеи т.д.
По специфике правового регулирования различают материально-правовые отношения(содержание которых составляют права и обязанности субъектов) и процессуальные(возникающие на основе процессуальных норм).
По функциональной роли правоотношения делятся на регулятивные (связанные с определенными юридическими фактами и предполагающие наличие у их участников субъективных прав и обязанностей) и охранительные(связанные с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности).
В зависимости от поведения обязанной стороны различают правоотношения активные(в которых обязанная сторона совершает действия, обеспечивающие реализацию субъективных прав противоположной стороны) и пассивные(в которых обязанная сторона воздерживается от действий, препятствующих реализации субъективных прав другой).
По степени индивидуализации различают абсолютные правоотношения (в которых индивидуализирована лишь управомоченная сторона, носитель субъективного права, а все остальные субъекты обязаны воздерживаться от нарушения этого права; примером могут служить правоотношения собственности) и относительные(в которых все участники точно определены, например, отношения купли-продажи).
По составу участников правоотношения делятся на простые (возникающие между двумя субъектами) и сложные (возникающие между несколькими субъектами).
По продолжительности действия