Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1979
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
В-шестых, нормы в нормативном правовом акте группируются по определенным струк-турным образованиям. В структуру нормативного правового акта входят статьи, главы, разделы.
Многие ученые-правоведы считают, что нормативный правовой акт как источник права или как форма права имеет преимущество перед другими источниками права.
Во-первых, нормативный правовой акт является наиболее распространенным источником права вообще в современном мире, а для стран с системой “писаного права” – классическим и первостепенным. Именно в нормативных правовых актах закрепляется большинство норм права, регулирующих наиболее значимые стороны общественной жизни. Иные же источники права общерегулятивной значимостью не обладают.
Во-вторых, статьи нормативных правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения, тогда как нормы права, выраженные в иных источниках, могут иметь казуистический характер (как, например, юридический прецедент) или носят не всегда определенный характер (как правовой обычай).
В-третьих, с помощью изменений, вносимых в нормативные правовые акты (в законода-тельство) право при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям, чем, например, путем изменений в прецедентном или обычном праве. Так, после создания СССР, единовременно была запрещена кровная месть в его южных республиках путем непризнания государственной властью этого национального обычая и установления за его совершение юридической ответственности как за преступное деяние.
Основаниями деления нормативных правовых актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др.
По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.
В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.
По объему и характеру действия нормативные правовые акты подразделяются на: акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
акты ограниченного действия, которые распространяются только на часть терри-тории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; акты исключительного (чрезвычайного) действия, регулятивные возможности которых реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативные правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
По содержанию нормативные правовые акты классифицируются в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативных правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Наряду с отраслевыми нормативными правовыми актами (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство) действуют и акты комплексного характера. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Примером таких комплексных нормативных правовых актов является хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство.
В этой связи рассмотрим виды и систему нормативных правовых актов в Российской Федерации более подробно.
Высшей юридической силой среди нормативных актов обладает Конституция Российской Федерации, которая определяет организацию государственной власти, закрепляет основы консти-туционного строя, федеративных отношений, основные права, свободы и обязанности граждан.
Конституция Российской Федерации представляет собой юридическую базу для всего действующего законодательства. Основополагающие положения Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, от какого бы органа не исходили, должны соответствовать Конституции. В противном случае любой нормативный акт или его часть признается неконституционным и недействующим. Так, в случае несоответствия законов Конституции РФ, международным обязательствам Российской Федерации они могут быть признаны неконституционными и отменены Конституционным Судом РФ.
Вторыми по значимости нормативными актами являются законы. Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами Российской Федерации, ее субъектов, а также могут быть приняты народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые считаются подзаконными и не могут противоречить закону.
Как уже отмечалось выше, по юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Закон является главным и преимущественным нормативным правовым актом современного государства.
Из данного определения вытекают признаки закона как основного источника права, как нормативного правового акта, обладающего высшей юридической силой:
1) законы принимаются представительными (законодательными) органами государства или самим народом в результате референдума;
2) законы принимаются по основным, наиболее важным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативным правовым актам;
4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон или отдельные его положения, принятые парламентом, неконституционным, после чего законодательный орган должен их отменить;
5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативных правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативных правовых актов по отношению друг к другу.
В законах выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, наиболее важных вопросов экономического и политического развития и т.п.
К законам как к особым нормативным правовым актам предъявляются следующие требования:
– законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
– они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
– их соблюдение должно быть непререкаемым.
С точки зрения юридических качеств законы обладают высшей юридической силой. Все подзаконные нормативные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им; в случае расхождения подзаконного акта с законом действует последний. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
Ко второй группе нормативных правовых актов относятся подзаконные нормативные правовые акты.
Подзаконные нормативные правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.
8.2.2 Юридический прецедент как источник права
Юридический прецедент – это решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному юридическому делу, имеющее обязательное значение нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем.
Таким образом, юридический прецедент – своего рода “эталон”, “клише” для решения спора, созданный не правотворческим органом, а непосредственно судьей во время осуществления им процесса отправления правосудия. По образу и подобию данного решения должны рассматриваться впоследствии сходные юридические ситуации и другими судьями.
Таково классическое понимание юридического прецедента, хотя практика применения прецедентов в различных странах неодинакова. Этот вопрос будет освещен ниже.
Юридический прецедент является источником права в тех странах, которые признают его таковым. Это один из наиболее распространенных источников права в мире. Страны, опирающиеся на юридический прецедент как на основной источник права, относятся к англо-саксонской системе права. Среди них Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Австралия, Новая Зеландия, Канада и др. Родиной юридического прецедента по праву считается Англия.
Возникает вопрос о природе юридического прецедента. Он создается судом, как уже говорилось, в процессе отправления правосудия. Не могут же судьи осуществлять правосудие, вовсе не опираясь на какие-либо нормативно-правовые обобщения? Это так. В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как источнике права. Однако законы, которыми располагают судьи в странах англо-саксонской системы права, носят настолько обобщенный характер, что на основе только лишь этих законов решить конкретное юридическое дело не всегда представляется возможным.
Уже подчеркивалось, что в разных странах даже одной правовой семьи (семьи общего права) юридический прецедент применяется по-разному.
В Англии, например, практика применения прецедента связана следующими правилами: 1) решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны для всех судов; 2) решения, принятые апелляционным судом, обязательны для него самого и для нижестоящих судов (кроме уголовных дел). Кроме того, в консервативной Англии авторитет юридического прецедента тем выше, чем старше его возраст.
В США, в силу особенностей федеративного устройства страны, правило прецедента не действует так строго: во-первых, Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям и могут менять практику; во-вторых, штаты независимы, и каждый имеет собственную судебную систему, а следовательно, прецедентную практику.
Итак, неверно было бы полагать, что источником права может стать прецедент любого суда. По общему правилу общеобязательными являются только юридические прецеденты судов высших инстанций.
Приведем пример юридического прецедента.
Обеспечению конституционного равноправия мужчин и женщин в США послужил судебный прецедент по делу Ролисон (1977). Ролисон не была принята на работу тюремным надзирателем, так как, по мнению соответствующего тюремного начальства, не подходила для этой работы по своим физическим параметрам (вес около 54 кг, рост 160 см). Кроме того, окружной суд, отказывая Ролисон в иске к тюремному начальству, указал, что она как женщина может провоцировать заключенных к нападению на нее на сексуальной почве. Верховный Суд США удовлетворил иск Ролисон, указав, что окружной суд ошибся, разделив дремучий предрассудок. Если заключенные будут нарушать правила распорядка, нападать на надзирателей – их следует наказывать, но на этой основе нельзя дискриминировать женщин.
Что касается применения данного источника права в странах романо-германской правовой системы то, как известно, господствующий источник права в странах романо-германской правовой системы – нормативно-правовой акт. Статьи нормативно-правового акта представляют собой обобщенные правила, рассчитанные на неопределенное количество случаев. Однако жизнь часто оказывается сложнее и богаче, чем установленное нормативно-правовым актом правило. Суд может оказаться в затруднении примерно в следующих случаях: 1) если невозможно подобрать соответствующую или даже сходную по предмету правового регулирования норму в нормативно-правовых актах для решения ситуации; 2) если существует коллизия (столкновение и противоречие) норм права в законах, регулирующих данное общественное отношение; 3) если понятия в нормативно-правовом акте, на которые опирается судья, носят оценочный характер.