Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2005

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

нравст-венных позиций общего блага, добра и справедливости, должного поведения в усложнившихся общественных отношениях. Поскольку нормы, вытекающие из обычаев, расценивались как ниспосланные свыше, а потому заведомо правильные, у многих народов за их содержанием стали закрепляться такие наименования как “правда”, “право” – jus (отсюда лат. justitia – справедли-вость, законность, правосудие); right, recht (“право” – на латыни, английском, немецком, аналогич-ные наименования при возникновении правопонимания имели место во многих восточных языках).

В этом смысле, если под правом понимать зарождающееся правосознание как форму общест-венного сознания, очевидно, что такое право (правосуждение) предшествует возникновению собственно государства. Обеспечение реализации положений правосудия в самой общественной жизни (как, впрочем, и зарождающегося политического сознания, непосредственно отражающего идеологические истоки государствообразования) было одной из сопутствующих причин образо-вания государства, призванного придать этим идеологическим требованиям юридический смысл и значение, обеспечить их исполнение своей организованной и материальной силой, авторитетом и государственным принуждением.

Развитие первобытного общества привело к его расслоению. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактиче-ским собственником средств производства (власть-управление), либо класс, обративший эти средства в частную собственность (власть-собственность). В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц уже не казалась справедливой. Участились случаи нарушения таких обычаев, размывался и разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов и социальных групп, в руках которых оказалась не только собственность (общественная или частная, а нередко и та, и другая), но и создаваемая ими публичная власть. Отражающие интересы этих социальных групп и классов обычаи одобряются (санкционируются)
от имени государства, обеспечиваются и охраняются всеми его средствами. Так появляются правовые обычаи.

Правовые обычаи, поддерживаемые религией, содействовали упрочению верховной (государ-ственной) власти на основе утверждения ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, на религиозные основы.
С появлением письменности правовые обычаи стали записываться и систематизироваться, перерастать в обычное право. Так, поддержка религией и государством наиболее значимых в раннеклассовом обществе обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств – правового обычая и обычного права.

Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие, прежде всего, интересы имущих классов и привилегированных каст, сословий. Судебные функции от жрецов перешли к верховному правителю и назначаемым им судебным органам (в республиках особые судебные органы создавались, как правило, выборным путем). Все это способствовало созданию судами правовых норм, то есть возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при подобных обстоятельствах. С появлением письменности наиболее важные судебные прецеденты также стали систематизироваться в качестве источника права, что привело к образованию в ряде государств прецедентного права.

По мере усиления публичной власти, роста численности формирующегося государственного аппарата, его специализации и обособления от общества, основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний. С появлением письменности такие предпи-сания получают свое выражение в третьем и основном источнике права – законах верховной государственной власти: монарха, народного собрания, сената либо другого республиканского коллегиального органа, где главенствующее положение занимали представители высших слоев – родовая знать, духовная аристократия, военная и торгово-производственная верхушка.

Складывающаяся система права постепенно усложняется как в содержательном, так и структурном отношениях, обрастает подзаконными нормативными актами чиновничьего аппарата; юридические прецеденты, помимо судебных, дополняются административными; появляются нормативные договоры, собрания или сборники нормативных актов.



Во всем этом многообразии можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений: Поучение Птахотепа – в Древнем Египте, Законы Ману – в Индии, Коран –
в мусульманских странах и др. Исключение составляют законы шестого царя Вавилона Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), которые в отличие от восточных кодификаций не содержат специальных положений религиозного или морализующего характера.

В обществе же, основанном, главным образом, на частной собственности, которая обусловли-вала необходимость равенства прав собственника, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью юридической формализации и определенности законодательство, прежде всего, гражданское, регулирующее усложнившуюся систему имущест-венных отношений. Некоторые из этих древнейших правовых положений (например, частного римского права) на многие века пережили время своих создателей. Наконец, заметим, что государственное объединение племен способствовало правовой защите их интересов и во внешнеполитических связях с населением других государств. С процессами становления государственности и юридического внутригосударственного права возникают и зачаточные нормы и отношения международного права.

Закономерность появления и ценность права вытекает из тех функций, которые право выполняет уже на первых этапах своего становления в раннеклассовом обществе. Сложность здесь в том, что функции права имеют изначально двоякий характер: во-первых, они вытекают из социального назначения права; во-вторых, будучи обусловленными этим назначением, они характеризуют также основные направления воздействия права на общественные отношения и общественное сознание. Дело в том, что, несмотря на органическую взаимосвязь права и государства, предопределяемую потребностями общественного развития, процессы возникновения государства и права в силу их качественных различий идут параллельно.



6.3 Признаки и определение права



Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулирование во взаимосвязи с теми социальными нормами, из которых оно выросло. Тем не менее, обобщая закономерности возникновения и развития права, элементы его отличия от иных социальных норм, можно сформулировать следующие признаки права.

Прежде всего отметим, что в широком понимании право сочетает в себе три важнейших элемента: правовые идеи и переживания (правосознание), нормы права (собственно право в юридическом, позитивном качестве), действия и ими образуемые отношения (регулируемые нормами права деяния и возникающие из этого правоотношения). Нормы (правила) поведения выступают в указанном сочетании этих трех элементов права в качестве образующего, связу-ющего и определяющего их единство компонента. Такой подход характеризует нормативность права. Нормативность есть исходное и основополагающее свойство права, придающее ему качество специфического регулятора, координатора деятельности и отношений людей.

Право представляет собой систему правил (норм) поведения, установленных или санкционированных государством.

Право всегда выражает государственную волю как свою творческую основу. Явный прио-ритет права над другими социальными нормами объясняется, прежде всего, тем, что оно устанав-ливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества.

Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в государственных нормативно-правовых актах и иных письменных источниках. Формально-логическая непротиворечивость и согласованность норм права обеспечиваются соблюдением принципа иерархической соподчиненности нормативно-правовых актов.

Все нормы права имеют официальный характер. По справедливому мнению видного отечественного юриста академика В.Н. Кудрявцева, “профессиональному юристу... должна быть присуща четкая и определенная позиция: никакое пожелание, убеждение или мнение не могут рассматриваться как правовая норма, коль скоро они не выражены в юридическом акте, принятом надлежащим образом” [8].

Неотъемлемым признаком права является его общеобязательность, означающая, что все лица, кого касаются нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать и исполнять. Эта обязательность проявляется в конкретных отношениях, действиях и поступках. При этом никто не может оправдывать неисполнение норм права тем, что не знал их или не считал нужным применять в данной ситуации.


Требования обязательного исполнения предписаний права были четко сформулированы еще в Древнем Риме: “Dura lex, sed lex...” (Закон суров, но это – закон...); “Ignorantia jures nocet...” (Незнание закона не является основанием (оправданием) его несоблюдения...); “Pereat mundum, fiat justitia...” (Пусть погибнет мир, но да свершится правосудие...).

Общеобязательность права вытекает и из его неперсонифицированности: если любое конкретное лицо, не обладающее экстерриториальностью, оказывается в условиях, предусмот-ренных структурой соответствующей нормы, то он оказывается адресатом правовой нормы.
С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, предусматривается государственное принуждение. Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы права.

В литературе приводятся и иные признаки права (например, социальность; формализм (юридический); процедурность; институциональность; объективность).

Итак, на основе обобщения приведенных основополагающих признаков права можно предложить общее определение понятия права. Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений.

В заключение отметим, что современная теория государства и права различает две категории теоретических воззрений. Одну – объясняющую происхождение государства и права, вторую – раскрывающую их сущность, описывающую их характеристики, дающую им определение. Первая рассматривалась в настоящем тематическом обзоре