Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2003

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА


При определении понятия государства необходимо учитывать не только субъективный фактор, заключающийся в неодинаковом восприятии разными людьми одних и тех же явлений, но и объективные обстоятельства. Поскольку государство – явление сложное и многогранное, неизбежны различные варианты определения этого понятия.

Так, в широком смысле государство обозначает общество как таковое или особую форму политической организации общества. В узком смысле термин “государство” нередко употреб-ляется либо для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним, либо нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

Неоднозначно определялось государство и на различных этапах его развития.

Например, Аристотель определял государство как “самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся и ни от кого другого не зависящих”.

Никколо Макиавелли, философ эпохи Возрождения, считал, что государство – “общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов”.

Английский философ XVI века Томас Гоббс определял государство как “единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех”.

На рубеже XVII–XVIII веков Джон Локк рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

В конце ХХ века на Западе наиболее популярным является определение государства как общности, в основе структуры которой лежит территория, народ и государственная власть1.

Российские юристы определяли государство как общественный союз свободных людей с предоставлением исключительного права принуждения только органам государства2; “союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти”3.

Несмотря на различия, все приведенные определения выражают общесоциальный подход к сущности государства, в рамках которого последнее выступает как средство для обеспечения общественных интересов.

Марксизм привнес в определение понятия государства классовый подход. Считая
возникновение классов и борьбу между ними неизбежными, Ф. Энгельс полагал, что постоянно растущий антагонизм между классами вызывает необходимость вмешательства государства.

Поэтому государство представляется как политическая организация господствующего класса. Первостепенное значение придается насильственной стороне государственной власти – классовой диктатуре. Главным в государстве признается административный аппарат, чиновники. Наиболее крайнее выражение эти признаки нашли в формулировках В.И. Ленина, который трактовал государство как организацию насилия для подавления какого-либо класса, машину для поддер-жания господства одного класса над другим4. В этой связи, с позиции марксистско-ленинского подхода сущность любого государства рассматривается через категорию “политическая власть”.

Сегодня в официальной идеологии России на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, поэтому государство вновь пытаются определить как организацию “всех и для всех”. Государство как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп, определяется именно в рамках общечеловеческого подхода к сущности государства.

Вместе с тем, как узкоклассовый подход к определению сущности государства, так и “общечеловеческий” являются односторонними. Отказываясь от одной крайности, приверженцы общечеловеческих ценностей впадают в другую, не менее искажающую действительность. Исходя из реальной жизни, при определении понятия государства необходимо учитывать как его классовые элементы, так и внеклассовые, “общечеловеческие” признаки.

Для более глубокого и разностороннего понимания сущности государства необходимо рассмотреть его признаки, отличающие государство от негосударственных институтов и общественных организаций.

Признаки государства:

1. Государство – политическая организация всего общества, а не какой-то его части. Население государства составляют либо граждане (в республике), либо подданные (в монархии), хотя социальная дифференциация всегда предполагается. Сюда не входят иностранцы, беженцы, лица без гражданства. В соответствии с конституциями многих стран население государства именуется народом.

2. Публичная власть

, которая стоит над обществом и предполагает его разделение на управляющих и управляемых. Публичной властью называют аппарат власти и управления, состоящий из особого слоя людей. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования. Наряду с аппаратом власти и управления в любом государстве существует аппарат принуждения, который также является элементом публичной власти.
Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки и т.д.,
а также принудительных учреждений (тюрем, лагерей и пр.). Публичная власть всегда и во всех государствах выражала прежде всего интересы господствующих кругов. Однако в последнее время очень остро ставится вопрос о легитимности любой государственной власти, под которой понимается такое его свойство как признание социальными массами этой власти и как способность убедить подвластных в справедливости своих притязаний.

3. Территориальное деление населения. Любое государство может существовать и функционировать только на определенной территории. Вся территория государства разбивается на административно-территориальные единицы: округа, провинции, земли, области, графства, районы и т.д. Их назначение – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

4. Суверенитет. Под государственным суверенитетом следует понимать верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее во внешнеполитической сфере. Верховенство означает способность государства самостоятельно устанавливать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций. Независимость выражается в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений и в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

5. Учреждение налогов – обязательных платежей, взыскиваемых с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ.

Кроме названных отличительных признаков государство имеет свою символику (флаг, герб, гимн), традиции, памятные даты и т.д.

Суммируя вышесказанное, можно определить
государство как суверенную политическую организацию общества, опирающуюся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории.



2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА



Типология государств – это их классификация на основе определенных критериев, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.


2.1 Формационный подход к типологии государств



Формационный подход к типологии государств основан на марксистском учении о смене общественно-экономических формаций. Каждой из них соответствует свой исторический тип государства – рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. В основе экономического развития любого государства лежит уровень развития материального производства. В этой связи в основу формационного подхода к типологии государства и права положены достижения экономики.

Главным критерием данного подхода к типологии государства выступают экономические отношения. Тип производственных отношений – базис – является решающим фактором общественного развития, который и обусловливает соответствующий тип надстройки – совокупности идеологических отношений, взглядов, учреждений, в том числе и таких ее элементов, как государство и право.

В отечественной и зарубежной литературе в последние годы этот критерий подвергся серьезной и в ряде случаев обоснованной критике. В частности, критиковалось само учение об общественно-экономической формации за претензию на абсолютную правильность и непогрешимость, за недооценку разнообразия связей и зависимостей в конкретных общественно-политических и экономических системах. К числу отрицательных сторон формационной типологии государств относят также недооценку духовных факторов – религиозных, национальных, культурных и т.д.

С точки зрения формационного подхода к типологии государств, можно определить тип государства как совокупность основных черт, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации.

Рабовладельческое государство в большинстве стран являлось исторически первым типом государства, возникшим в результате расслоения общества на классы.