Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2066
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
Нормы права, закрепленные в статьях нормативных актов, имеют разные юридические конструкции и способы изложения, обусловленные спецификой отраслей права и особенностями законодательной техники.
Как уже подчеркивалось, норма права и статья нормативного акта не тождественны, во многих случаях они не совпадают. В связи с этим различают следующие варианты изложения правовых норм:
1) все три элемента логической структуры нормы права – гипотеза, диспозиция и санкция – включаются в одну статью нормативного акта;
2) элементы нормы права излагаются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;
3) элементы нормы права излагаются в нескольких статьях различных нормативных актов;
4) в одну статью нормативного акта включаются несколько правовых норм.
По характеру изложения правовых норм в статьях принято различать прямой, отсылочный и бланкетный способы.
При прямом способеизложения правовая норма полностью фиксируется в статье норма-тивного акта.
Отсылочный способзаключается в неполном изложении нормы в статье нормативного акта, при этом делается ссылка на другую статью или часть статьи этого же нормативного акта.
При бланкетном способе изложения правовых норм в статьях нормативных актов статья от-сылает к целому виду других нормативных актов. В данном способе изложения также имеет место неполное изложение правовой нормы, но при этом ссылка делается на другие нормативные акты.
По характеру нормативного обобщения различают абстрактный и казуистический способы изложения правовой нормы.
Абстрактный способ представляет собой изложение правовых предписаний в обобщенном виде, что позволяет применять нормы права к большому количеству сходных случаев.
Казуистический способ конструирования правовых актов предусматривает указание на особенные случаи, служащие основанием реализации соответствующих норм права. Например, подобным образом сконструирована статья УПК, в которой оговариваются случаи оглашения в судебном заседании показаний подсудимого, полученных на предварительном следствии: 1) при наличии
существенных противоречий между показаниями, данными в суде и на предварительном следствии; 2) при отказе подсудимого от дачи показаний в суде; 3) когда дело рассматривается в отсутствие подсудимого.
Юридический стиль правовых норм должен соответствовать их особому содержанию. Они должны быть лаконичными, четкими, ясными. В них недопустимы рекомендации, пожелания, призывы.
Разработка соответствующей юридической нормы предполагает выявление общественных отношений, которые подлежат правовому регулированию и закреплению. Если такие отношения не сложились, то преждевременно вести речь об их правовой регламентации.
5 СИСТЕМА ПРАВА
5.1 Понятие системы права
Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, со-стоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи.
Система права представляет собой совокупность норм права, правовых институтов и отрас-лей права, находящихся во взаимосвязи и обусловленных системой общественных отношений.
Системная организация права имеет важное значение как для законодателя, так и для правоприменителя. Принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично включить его в существующую систему права, не нарушая ее целостности. Правоприменителю это помогает правильно толковать и применять норму права. Системность права положительно влияет и на процесс упорядочения законодательства.
Основными чертами системы права являются следующие:
– система права – объективное свойство права, действующего в данном обществе, она обус-ловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культур-ными и историческими факторами;
– система права соответствует структуре общества, т.е. той системе общественных отноше-ний, которые закрепляются и регулируются правом, она не может создаваться по чисто субъек-тивному усмотрению людей;
– система права исторически изменчива
, она эволюционирует вместе с развитием общества;
– первичным элементом системы права выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты и отрасли права;
– элементы системы права внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целост-ность и единство;
– дифференцирующими признаками системы права выступают предмет и метод правового регулирования;
– входящие в состав системы права отрасли, будучи взаимосвязанными, не дублируют,
а наоборот, взаимно исключают друг друга. Объясняется это тем, что одна и та же норма не может регулировать два различных вида общественных отношений.
5.2 Отрасли и институты права
5.2.1 Отрасли права
Отрасль права – это относительно самостоятельная совокупность юридических норм, регулирующих качественно-однородные общественные отношения.
В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Под предметом правового регулирования понимается определенный круг качественно однородных общественных отношений, который регулируется соответствующей группой юридических норм. Так, например, отношения, связанные с имущественной сферой, регулируются нормами гражданского права, отношения в сфере управления – административным правом, брачно-семейные отношения – семейным правом и т.д.
Однако предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что общественные отношения чрезвычайно разнообразны и нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и различными способами.
Поэтому вторым критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет является материальным критерием и отвечает на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод, являясь формально-юридическим критерием, отвечает на вопрос: как, каким образом осуществляется правовое регулирование.
Под методами правового регулирования понимаются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли права.
Методы правового регулирования подразделяются на авторитарные и автономные.
Авторитарный метод правового регулирования (метод субординации) – это способ властного, императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Данный метод характерен для административного и уголовного права.
Автономный метод правового регулирования
(метод координации) – это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Автономный метод дает субъектам правоотношений возможность вступления в соглашение и выбора варианта своего поведения. Этот метод наиболее характерен для гражданского и семейного права.
К числу способов правового регулирования принято относить:
– дозволение – предоставление права на определенное поведение, например, на необходимую оборону;
– обязывание – возложение обязанности совершить определенные действия, например, уплатить налоги;
– запрещение – наложение запрета на совершение определенных действий, например, на похищение чужого имущества.
Все отрасли права, прежде всего, делятся на материальные и процессуальные. Материальные регулируют права и обязанности субъектов (уголовное, гражданское, трудовое право и т.д.). Процессуальные – порядок производства по уголовным и гражданским делам. Материальные и процессуальные отрасли права находятся в двусторонней и взаимной связи: первые, определяя правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений, вторые – закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. В форме уголовного процесса реализуются только нормы уголовного права, а в форме гражданского процесса разрешается большинство конфликтов, возникающих в области не только гражданского, но и семейного, трудового, земельного права.
В российской системе права в настоящее время можно выделить следующие отрасли:
– конституционное право – отрасль права, нормы которой закрепляют основы государст-венного и общественного строя, порядок формирования и компетенцию органов власти и управления, основные права и обязанности граждан;
– муниципальное право – отрасль права, регулирующая отношения в организации и деятель-ности местного самоуправления и территориально общественного самоуправления;
– административное право – отрасль права, которая регулирует отношения, складывающиеся в сфере государственного управления;
– финансовое право – совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распре-делению государственных финансов;