Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2050

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ



Студент должен обладать следующими компетенциями:

  1. Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1).

  2. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3).

  3. Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).

  4. Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

  5. Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

  6. Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2).

  7. Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*



1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА




1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина



Наука как социальное явление представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, а также итоги этой деятельности в виде системы знаний об объективном развитии материального мира, о существенных внутренних связях явлений природы и общества. Объективное единство материального и духовного мира обусловливает и единство науки.

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно принято подразделять на три основные группы (подсистемы): естественные, технические (точные) и гуманитарные (социальные), представляющие собой обществоведение (юриспруден-ция, история, политология, социология, экономика и др.). Подчеркнем, что, несмотря на различие объектов отражения, естественные, технические и гуманитарные науки тесно связаны между собой единой системой, проникают друг в друга и дополняют одна другую
, как и сами реальные явления материального мира и сознания.

Объектом познания (отражения) в обществоведении (гуманитарных науках), как это видно из названия, является человеческое общество (в центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и сознание). Поскольку государство и право – обществоведческие понятия, то все юридические науки, то есть науки о государстве и праве, – науки гуманитарные или общественные. В этой связи, теория государства и права является частью гуманитарных наук.

Государство и право неразрывно связаны между собой общностью причин возникновения, единством исторической типизации, взаимодействием в процессе функционирования и другими необходимыми взаимосвязями. В реальной действительности они не могут существовать раздельно. С этих позиций обосновывается как наименование самой отрасли научного знания о них, так и название вузовской учебной дисциплины – “Теория государства и права”. Объектом теории государства и права является государственно-правовая действительность, как особое явление социальной жизни, отличное от совокупности других социальных явлений, но имеющее нечто общее в истории многих стран и эпох. При этом теория государства и права вбирает в себя конкретный исторический материал: как базовый, являющийся специальным предметом изучения истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, истории политических и правовых учений, так и материал отраслевых юридических наук и других наук вообще.

Между тем государство и право развиваются не только в диалектическом единстве, но и по своим внутренним закономерностям (иначе не нужно было бы двух научных понятий: государство и право). В силу этого обстоятельства в целях более глубокого их изучения в теории государства и права выделяются “теория государства” (государствоведение) и “теория права” (правоведение). Государствоведение – раздел теории государства и права, изучающий вопросы теории государства.

Правоведение – раздел теории государства и права, изучающий вопросы теории права. Чаще всего выделяемый материал группируется в виде двух разделов внутри одной учебной дисциплины – “Теория государства и права”. Иногда, стремясь подчеркнуть важную роль права по отношению к “правовому государству”, курс именуют “Общая теория права и государства”. На отдельных кафедрах обособляется курс “Теория права”, хотя “в нем также освещаются некоторые проблемы теории государства” [11]. Однако опыт такого “раздельного преподавания” свидетельствует о значительных трудностях, которые дополнительно возникают у студентов при усвоении юридических понятий, определяемых вне связи с государством. Противоречит подобное разделение теории государства и права и требованиям единого Госу-дарственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации.

Учебная дисциплина “Теория государства и права” ставит перед собой задачу формирования первоосновы научного юридического мировоззрения студента, избравшего своей будущей профессиональной деятельностью юриспруденцию, формирования необходимой теоретической базы профессионального сознания юриста. Учебный курс в этом отношении отличается от соответствующей академической науки, специально и системно изучающей юридическую действительность и формирующей на этой основе юридические категории. Поэтому в теории государства и права как учебной дисциплине освещаются лишь основополагающие положения, наиболее существенные, узловые проблемы государства и права, принципиальные выводы о государственно-правовой действительности.

Отметим, что, как правило, по программам российских высших юридических учебных заведений изучение юриспруденции традиционно начинается с курса теории государства и права и завершается вузовская профессиональная подготовка юристов государственным (итоговым) экзаменом по этой же дисциплине.

Вузовский курс “Теория государства и права” в Современной Гуманитарной Академии в учебно-методическом отношении условно распределен на 6 юнит (частей). В каждой юните излагается ее содержание. Поскольку перед учебными пособиями (юнитами) не может ставиться задача полного изложения всей проблематики вузовского курса, то, естественно, юниты не охватывают всех вопросов учебной дисциплины “Теория государства и права”. Полноту содержания курса и его новизну призвано обеспечить изучение рекомендованной в каждой юните литературы, а также литературы, указываемой преподавателем курса на аудиторных занятиях и консультациях. К тому же, как писал французский просветитель,
философ и правовед
Ш. Монтескье (1689–1755), “никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не остается на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать” (Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955, с. 316).

Для более углубленного раскрытия теории государства и права как социальной науки необходимо охарактеризовать объект познания и предмет этой науки, ее методологию, а также показать ее место среди других юридических наук.



1.2 Объект и предмет теории государства и права



Следует иметь в виду, что объект познания как философская категория характеризует часть объективной реальности в той мере, в которой на нее направлена познавательная и иная деятельность “субъекта” – активно действующего и познающего, обладающего сознанием и волей человека.

С этих позиций объект познания позволяет классифицировать науки (научные дисциплины) лишь по принципу весьма широкого обобщения: один и тот же объект может быть сферой приложения различных конкретных наук. Так, например, государство выступает объектом изучения не только теории государства и права, но и философии (науки о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления), социологии (науки об обществе как целостной системе и об отдельных социальных образованиях, процессах и группах, рассматри-ваемых в их связи с общественным целым), политологии (видящей свою главную задачу в изучении власти, политики, политических процессов, политических партий, движений, систем), истории, экономики и других наук.

Исходя из этого, для более четкой классификации научных дисциплин в науковедении используется понятие “предмет науки”. Под предметом науки понимается какая-то часть, сторона, свойства и отношения объекта познания, исследуемая данной наукой с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Следовательно, предметом науки является часть непознанных явлений и процессов, входящих в содержание объекта. Предмет познания, таким образом, объективен в смысле его принадлежности к объекту познания и независимости его содержания от субъекта познания. При этом предмет каждой конкретной науки (научной дисциплины) определяется таким образом, чтобы он в отличие от объекта не совпадал с предметом никакой другой науки (научной дисциплины). Иными словами, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не должен совпадать с предметом другой; каждая конкретно взятая наука имеет свой, только ей одной присущий предмет изучения.

Укажем и на такой подход к различию объекта и предмета познания