Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2070
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
На рубеже XX и XXI вв. Российское государство оказалось у опасной черты: была существенно ослаблена его экономическая основа, усиливалась социальная напряженность, возни-кла угроза распада Федерации, снижалась обороноспособность, росла преступность. Органы законодательной власти и особенно Президент и правительство теряли доверие народа (легитимность), а страна — управляемость.
В этих условиях проблема укрепления Российского государства приобрела стратегическое значение и вышла на передний план. В 2000 г. Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию обосновал необходимость построения сильного, уважаемого в мире Российского государства. Правда и раньше (в последнем десятилетии XX в.) укрепление государства провозглашалось важнейшей целью российской политики, но дальше деклараций дело не шло.
Однако почему в опасной ситуации на рубеже веков изменения должны были начаться именно с укрепления Российского государства? Как бы к нему ни относились, государство было и остается основной управляющей системой общества, призванной обеспечить ему безопасное существование и поступательное развитие.
В хорошо управляемом обществе нет места стихийности и самотеку, застою и кризисам, хаосу и произволу. Еще Аристотель утверждал, что государство создается не только ради того, чтобы жить, но чтобы в основном жить счастливо, однако горе тому народу, во главе которого стоят бездарные правители.
В слабом государстве преобразовательный процесс тормозится, может остановиться, а страна — остановиться на «мертвой точке». Слабое государство сводит на нет экономические и другие реформы, без укрепления государства нельзя решить ни одну общенациональную задачу.
Укрепление Российского государства — комплексная и весьма сложная проблема науки о государстве и праве, и практики государственного строительства и в то же время — властный императив, объективная необходимость. Данный процесс, несомненно, имеет самую широкую социальную базу, ибо в нем заинтересованы все граждане страны, все народы России, которым независимо от национальностей и региона проживания жизненно необходимы спокойствие, безопасность и гражданский мир. В укреплении государства заинтересованы многие партии и политические движения, все общественные организации и ветви власти. Только в сильном государстве партии и другие общественно-политические институты могут рассчитывать на гарантированную реализацию своих интересов, а органы государства — направить свою энергию на благо народа.
Лишь сильное государство, — утверждал Ж. Ж. Руссо, — способно обеспечить свободу своим гражданам. Только сильное, эффективное государство может надежно гарантировать права и свободы человека и гражданина, только оно способно обеспечить необходимый баланс интересов личности и общества, совместить личную инициативу и деловую предприимчивость с общенациональными задачами.
Для реального укрепления Российского государства необходимо в первую очередь выяснить и устранить причины и условия, вызвавшие его ослабление. Наше реформируемое общество уже сталкивается с результатами своей жизнедеятельности, прежде всего с глубоким и затяжным экономическим кризисом, поэтому без подъема, оздоровления экономики, пожалуй, все пути укрепления государства будут заблокированы. Исторический опыт показывает, что сила и эффективность функционирования государства во многом определяется степенью доверия и поддержки его гражданами страны.
Для упрочнения социальной основы государства необходимо вернуть ему доверие и подде-ржку народа. Но не очередными призывами, не пустыми обещаниями и посулами, а надежной защитой своих граждан от преступников, бюрократов и взяточников, подлинным служением гражданскому обществу, достижением реального улучшения жизни народа можно вернуть государству нравственный авторитет и народную поддержку.
Проблема укрепления Российского государства связана с совершенствованием политической системы российского общества. Важнейшими институтами этой системы являются государство и массовые политические партии. Без активно действующих партий невозможны ни проведение политики большинства, ни защита позиций меньшинства.
По общему правилу слабому государству выгодно иметь дело со слабыми партиями. Ему спокойнее и комфортнее жить по правилам политического торга. Сильное государство, напротив, заинтересовано в сильных, крупных и авторитетных партиях, способных конкурировать с государством на политической арене. Только при наличии политической конкуренции создаются благоприятные условия для уверенного развития государства. России необходимы политические партии, пользующиеся массовой поддержкой и устойчивым авторитетом, ей не нужны крикливые карликовые партии-однодневки. Такие партии у нас начинают складываться, а новый закон о политических партиях и партийной деятельности активизирует процесс формирования крупных политических партий.
Причем государству надлежит не только взаимодействовать с лояльными ему партиями, но и умело конкурировать с оппозиционными партиями и движениями. В целях более четкого определения правового статуса оппозиционных политических организаций было бы целесо-образно подготовить и принять специальный федеральный закон о правах оппозиции. Ведь феномен оппозиции — такое же объективное проявление плюралистической общественно-полити-ческой жизни, как и само государство.
Надежный путь укрепления государства — повышение профессионализма политической и правовой культуры и морально-этических качеств государственных служащих и должностных лиц всех уровней и рангов.
У сильного государства, естественно, должны быть сильными все ветви власти и соответ-ствующие им органы государственной власти — законодательные, исполнительные и судебные, сбалансированы (уравновешены) их властные полномочия.
И укрепление государства, и его продвижение по направлению к правовому возможны только при упрочении законности и государственной дисциплины.
Сегодня нам, как воздух, нужны всеобщее уважительное отношение к закону и сознательное законопослушное поведение. Законность — великая ценность как для общества, так и для личности. Всеобщее законопослушное правомерное поведение создает благодатные спокойствие и безопасность для всех и каждого.
С законностью напрямую связана законодательная власть, деятельность которой выражается в принятии законов, на языке закона она «говорит» с населением страны. Поэтому закон является первейшей субстанцией государственной власти, а утверждение высокого уровня законности укрепляет государство.
Неотторжима от государства и государственная дисциплина. Без строгой исполнительской государственной дисциплины все государственные решения, в том числе и законы, могут повиснуть в воздухе, превратиться в маниловские благожелания, государственное управление становится дряблым и неэффективным.
В последние десятилетия проблемы дисциплины наукой и практикой были преданы забвению. Увлекшись раннебуржуазным либерализмом, наше общество впало в крайность: на все лады прославляются в нем права и свободы, но напрочь забываются обязанности — юридическое выражение дисциплины.
Государство, вставшее на путь укрепления, должно с объективной неизбежностью взять курс на последовательное и неуклонное упрочение демократической законности и дисциплины в стране. Нет сомнения, что этот курс будет поддержан обществом, уставшим от беззакония и беспорядка.
Курс на укрепление государства соответствует и перспективам XXI в., когда складываются условия для информационного, технотронного и высокотехнологического общества, эффективно управлять делами которого можно, только существенно модернизировав организацию и деятель-ность государства. Управление должно быть рациональным, результативным, быстродейству-ющим, перспективным.
В начале нового столетия сделаны шаги по пути укрепления Российского государства: остановлены его дезинтеграция, угроза распада Федерации, реформирован совет Федерации, завершилось организационное становление федеральных округов. Федеральная власть реально стала ближе к регионам; создан активно действующий Государственный совет РФ; у России появились утвержденные законом государственные символы. На ближайшую перспективу поставлены задачи и цели: провести административную реформу государственного аппарата, выстроить четко работающую вертикаль исполнительной власти, добиться укрепления государственно-правовой дисциплины, сделать эффективно действующей судебную систему. Принята программа повышения обороноспособности страны. Проводится большая и важная работа по более четкому разграничению функций, властных полномочий, финансовых средств на федеральном, региональном и местном уровнях, следовательно, и по повышению ответственности, с тем чтобы единая суверенная власть народа была одинаково эффективна на территории всей страны. В этих целях готовится новый федеральный закон об организации государственной власти в регионах и о местном самоуправлении.
Для успешного укрепления российской государственности назрела необходимость разработать научно обоснованную, комплексную программу государственного строительства, рассчитанную на долгосрочную перспективу поэтапного развития государства. При ее разработке не надо забывать, что Российское государство всегда опиралось на державность, народность, патриотизм, православную духовность, на любовь и заботу россиян о своих вооруженных силах и ведущую роль русского народа в укреплении государства.
В практически-конкретном плане укрепление государства — это его более эффективное функционирование в интересах гражданского общества и личности.
Функции Российского государства
- это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, цели и задачи государства по управлению российским обществом в присущих ему правовых формах и правовыми методами.
Функции Российского государства вытекают из объективных потребностей российского общества и предопределяются ими. Поэтому для правильного определения функций государства и создания адекватного механизма их осуществления необходимо глубоко познать потребности общества, без которых оно ни существовать, ни развиваться не может. Ошибки в данном случае оборачиваются для общества разной остротой кризисных явлений. Функции Российского государства подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним функциям Российского государства относятся: экономическая, социальная, налогообложение и взимание налогов, духовно-идеологическая, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка, охрана природы и окружающей среды, обеспечение научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий.
В современных условиях для Российского государства первостепенное значение име-ет экономическая функция, так как устойчиво развивающаяся экономика — основа основ сильного и уважаемого в мире государства.
Экономическую функцию государство осуществляет в условиях многоукладной рыночной экономики, при этом главными субъектами в хозяйственно-экономической сфере являются свободные предприниматели, которые осуществляют свою деятельность, используя различные организационно-правовые формы (товарищества, общества, кооперативы). С ними и приходится взаимодействовать государству, им оно должно создавать благоприятные условия.
Вывести экономику на траекторию устойчивого развития может только расцвет в стране свободного предпринимательства и массовая деловая активность, предприимчивость и иници-атива граждан при активном участии государства. Главным направлением развития отечествен-ного предпринимательства должна стать сфера материального производства — промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, где производятся товары, услуги, работы.
Пока темпы развития предпринимательства в России не удовлетворяют потребности общества. На пути становления отечественного предпринимательства встает много различных препятствий: криминал, коррупция и др.