Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 1992

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

, проживающее на его территории;

– обладает монополией на правотворчество;

– располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

– обладает системой юридических средств воздействия на общественные отношения;

– является единственным носителем суверенитета, основным источником реализации полити-ческой власти.

Занимая особое место в политической системе общества, государство может подменить эту систему, что, собственно, и происходит в государствах с тоталитарным и фашистским режимом. Чрезмерное вмешательство государства в политическую жизнь общества приводит к беззаконию и произволу. Поэтому важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его влияния те политические отношения, которые должны быть свободны от государственного регулирования и вмешательства.

Нормальное функционирование политической системы обеспечивается правовым регулиро-ванием деятельности политических партий и общественных организаций, которое сводится к следующему:

– никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо партию или общественную организацию;

– партии и общественные объединения свободно создаются на основе уставных документов и регистрации в установленном законом порядке;

– деятельность партий и общественных объединений не должна ущемлять основные права и свободы граждан;

– решения политических партий не имеют обязательной силы для органов государства;

– создание организационных структур политических партий не допускается в государствен-ных органах;

– действия государственных органов и должностных лиц, ведущие к незаконному ограни-чению деятельности партий, запрещены законом;

– не допускается деятельность партий и общественных объединений, призывающих к сверже-нию конституционного строя или проповедующих национальную, социальную и религиозную рознь.

По мере развития экономики изменяются и представления о роли современного государства. Например, влияние государства на деятельность предприятий и корпораций ограничивается преимущественно дифференциацией налоговой политики и целенаправленным размещением выгодных государственных заказов. Рыночные политические системы современных государств основываются на идеологии свободного предпринимательства и товарно-денежном распределении материальных благ. Повышая налоговые ставки на ту часть прибыли, которая
предназначается на личное потребление предпринимателя, и снижая на ту ее часть, которая идет на расширение производства и заработную плату наемным работникам, государство стимулирует экономический рост и не допускает дисбаланса между спросом и предложением, нарушение которого является главной причиной экономических кризисов.

Размещая среди фирм и корпораций выгодные заказы, государство обеспечивает ускоренное развитие отдельных сфер хозяйства, гарантируя при этом реализацию таких программ, как космические, военные, социальные и т.д. С этими изменениями в понимании роли государства в регулировании экономических отношений связана идея о “государстве благоденствия” или так называемом социальном государстве, в котором должна проводиться политика полной занятости, обеспечиваться гарантированный уровень жизни, уменьшаться различия в зарплате и т.д. Эти идеи нигде не были реализованы в полной мере и отражают лишь тенденции государственной социальной политики на Западе.



7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА



Гражданское общество – совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетво-ряются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества включает в себя:

– негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

– общественные объединения;

– политические партии и движения;

– сферу воспитания и негосударственного образования;

– негосударственные средства массовой информации;

– семью;

– церковь и т.д.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом в истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было “гражданским обществом”. Последнее возникает в результате отделения государства от социальных структур. В сословных обществах государственная регламентация охватывала многие стороны экономической, бытовой, религиозной, духовной жизни общества. Гражданское же общество складывалось в процессе и в результате ликвидации сословного неравенства и разгосударствления общественных отношений. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков, но до настоящего времени этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом сообществе. Гражданское общество – это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденных от лишних запретов и административной регламентации.

Характеризуя современное гражданское общество, можно выделить три уровня общественных отношений.

Первый уровень связан с воспроизводством самого человека и охватывает сферу семьи, быта, культуры, образования.

Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен. Субъектами отношений здесь выступают: индивиды; социальные группы, образующие социальный состав гражданского общества; различные объединения индивидов (профессиональ-ные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.д.). Все эти субъекты устанавливают разнообразные по своему характеру связи, которые позволяют обеспечить гармоническое развитие гражданского общества без вмешательства государства.


Третий уровень связан с политической жизнью членов общества. Субъектами политического процесса являются граждане, их политические объединения (партии, движения, союзы и т.д.) и государство.

Поскольку государство является основным элементом политической системы общества, соотношение понятий “гражданское общество” и “политическая система” следует рассматривать, прежде всего, как взаимоотношения государства и гражданского общества.

Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом, что ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Верховенство государства по отношению к личности проявляется в сокращении массовых движений, партий, объединений, гражданских инициатив, увеличении обязанностей граждан перед государством в ущерб правам и свободам. В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления.

С развитием гражданского общества в структуре государственных органов появляются и устанавливаются общенациональные представительные учреждения парламентского типа. Современное представительное государство официально признает юридическое равенство граждан, их права и свободы. Всеобщее равенство перед законом – основа гражданского общества. Однако правовое равенство – это не фактическое равенство, а равенство возможностей.

Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражается в различии их структур, принципов организации и строения.

Государство организовано как вертикальная система государственных органов и должност-ных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества. Главная цель государства – охрана общества и управление им.

В отличие от государства гражданское общество представляет собой горизонтальную систему связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Эти связи основаны на равенстве и личной инициативе. Цели гражданского общества разнообразны и изменчивы в соответствии с интересами индивидов.


Государственные органы создаются и действуют строго на основе права. Жизнь гражданского общества правом не предопределена. Создание и деятельность объединений граждан может регулироваться законом, но создаваться и существовать эти объединения могут только по доброй воле их участников.

Отношения между гражданами и их объединениями строятся на началах равенства и свободы, основываются на соглашениях и договорах. Должностные лица и государственные органы связаны отношениями субординации.

К настоящему времени ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей к торговым и финансовым корпорациям. Организованный в профессиональные союзы рабочий класс сформировался во внушительную силу, с которой вынуждены считаться предприниматели и в защиту которого выступают влиятельные политические партии. Все большее место в деятельности государства занимают такие функции, как социальное обеспечение, образование, здравоохранение. Современное гражданское общество ряда развитых стран трудно назвать буржуазным. Многие социологи относят капитализм к уже изжившей себя первой фазе индустриального общества и отмечают, что наметился переход к постиндустриальному обществу с экологически чистой технологией производства, научно-техническим прогрессом, заменой отраслей тяжелой промышленности наукоемкими отраслями. Главной тенденцией гражданского общества является устранение всех видов неравенства, сближение народов на основе общемирового рынка, возрастание значения международных пактов о правах человека, повышение роли международных организаций, повсеместное развитие демократии.

Вместе с тем история развития человечества знает не только рывки вперед, но и стремительные откаты назад. Гражданское общество не гарантировано от разрушения горизонтальных связей индивидов и превращения их в вертикальные, зависимые от государства. Главным врагом гражданского общества является тоталитаризм и фашизм, опасность которых исходит не только от реакционных или люмпенизированных слоев общества. Нередко антидемократические режимы расцениваются как выход из кризисов, административные, военные и казарменные средства предлагаются как средства решения острых социальных проблем. Для антидемократических программ характерны идеи защиты подлинных интересов нации, необходимости применения крайних мер при отсутствии якобы других способов спасения. При этом обосновывается необходимость ограничения или отмены завоеванных гражданским обществом прав и свобод, запрета какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли.