Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2023

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ




ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ



Студент должен обладать следующими компетенциями:

  1. Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3).

  2. Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

  3. Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

  4. Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*


1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА




1.1 Понятие политической системы общества



Основополагающие идеи о политической системе общества были сформулированы в теории государства на рубеже 60— 70-х гг. XX в. В последнее время наука добилась существенных успе­хов в развитии теории политической системы и в анализе ее практики. Осуществляется разработка общих вопросов, углуб­ляются научные представления о целостности этого образова­ния, анализируются элементы политической системы, исследу­ются политические партии, полити-ческие нормы, политический режим, политическая идеология, особенности прямых и обрат­ных связей с социальной средой, социальным окружением сис­темы.

Наиболее распространено представление о политической системе как об инструменте, механизме принуждения, власти в различно понимаемых социально значимых целях: интеграции, адаптации общества и т.п. Тем самым на политическую систе­му в той или иной мере переносится понятие государства. По­литическая система есть механизм преобразования идущих от общества социальных импульсов в политические решения и дей­ствия. Но как различить, где механизм, а где окружающая его социальная среда?

Как и многие другие, понятие "политическая система" при­шло из социологии. Не делая экскурсов в давнюю историю по­литико-правовой мысли со ссылками на Аристотеля, Платона или Гоббса, уподоблявших общество живому организму — ор­ганической системе, назовем
Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, в ра­ботах которых присутствует ряд категорий социальной теории системы, таких как институт, функция, регулятивная система общества, политическое управ-ление. Однако свои концептуаль­ные очертания понятие "политическая система" обрело в рабо­тах американских исследователей Д. Истона и Г. Алмонда.



Политическая система общества — сложное, многогран­ное явление, анализируемое специ-алистами в различных областях государства и права, социологии, философии и т.п. В частности, ученые в области теории государства и права ис­следуют ее с помощью системного и структурно-функциональ­ного анализа, с точки зрения ее относительной статики и не­прерывной динамики, соотношения политической системы об­щества как целого с ее отдельными элементами, прежде всего выясняя место и роль государства в этом образовании, его но­вые качества, особенности, грани. Важной особенностью систе­мы является наличие в ней интегральных качеств, не свойст­венных образующим ее частям, и ее относительная самостоя­тельность, которая, однако, не исключает се связи с внешней средой.

Под структурой понимается способ связи элементов в це­лостное системное образование как совокупность устойчивых отношений между элементами системы. Таким образом, система — это целостное единство элементов и структуры, которое функционирует по определённым объектив-ным законам, а структура — спо­соб упорядочения элементов, характеризующийся устойчиво­стью.

Политическая система связана с особой сферой деятельно­сти людей — политикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, партиями, социальными группами, коллек-тивами, личностями по поводу государственной власти. Анализируя политическую систему общества, следует под­черкнуть, что в ее основе лежат политические отношения, по­литика, которая формируется в государственно-организован­ном обществе. На первых порах она характе-ризуется неразви­тостью, хотя уже с появлением государства возникают первые формальные и неформальные жреческие объединения, партии.

Политической именуется универсальная управляющая сис­тема государственно-организо-ванного общества, компоненты которой связаны отношениями власти и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общно­стями государственной власти, обладает внутренней упорядо­ченностью (организационный критерий) и политической направ­ленностью деятельности (полити-ческий критерий); она должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, про­граммах, положениях, отражающих цель создания политиче­ской организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер основных задач и функций, особенно­сти их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (программный критерий).


Особо следует подчеркнуть значение второго критерия, который для того или иного инсти-тута политической системы означает способность во-первых, выражать политические ин­тересы определенного класса, группы или любой иной социаль­ной общности; во-вторых, быть участником политической жиз­ни и носителем политических отношений; в-третьих, иметь не­посредственное или опосредованное отношение к государствен­ной власти — ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно в форме взаимодействия с государст­венными органами, но и противостоя им; в-четвертых, руково­дствоваться в своей повседневной деятельности нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

В зависимости от этого критерия к числу собственно поли­тических организаций относят: государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерный их признак — прямая связь с политикой, а непосредственной за­дачей их создания и функци-онирования является достижение определенной политической цели, которая обязательно закреп­ляется в уставах и заключается в формировании и осуществ­лении внутренней и внешней политики на разных этапах раз­вития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные существующие в обществе слои и классы, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти общества в целом.

К несобственно политическим организациям относятся та­кие, которые возникают и развива-ются в силу экономических и других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные орга­низации, которые свою деятельность осуществляют в произ­водственной, социально-бытовой, культурной и иных сферах жизни общества, причем они не закрепляют в своих уставах задач активного политического воздействия на государствен­ную власть. Это, разумеется, не принижает их роли и значения в политической системе общества, ибо речь идет лишь об от­сутствии доминирующего политического аспекта в их деятель­ности, а не в отрицании его как такового.

Отдельную группу составляют организации, которые воз­никают и функционируют на основе индивидуальных склонно­стей и интересов того или иного слоя людей (общества филате­листов, нумизматов, автолюбителей и т.п.). Политический отте­нок они приобретают лишь как объекты воздействия государ­ственных и иных политических органов и организаций, но от­нюдь не как субъекты — носители политической власти и со­ответствующих отношений.


Третий критерий — программность — дает возможность определить степень участия той или иной организации в поли­тической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а следовательно, включить в политическую систему общества.

Существуют различные подходы в исследовании полити­ческой системы, однако несмотря на их многообразие представ­ляется, что она выступает сложным комплексом отношений между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, личностями и их полити-ческими институтами.

Институциональный подход к исследованию политической системы заключается не только в опре­делении и выделении формирующих политическую систему (организацию) общества институтов, но и в анализе ее элемент­но-структурных, субъектно-институциональных и отчасти формально-юридических сторон. Функциональный подход к исследованию политической системы связан с рассмотрением полити­ческой системы с позиции направлений ее деятельности, осо­бенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее отдельными институтами или группами институтов.

Регулятивный подход к исследованию политической системы отражает особенность функциони­рования политической системы общества на основе всего ком­плекса нормативного регулирования (обычаев, традиций, прин­ципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.п.). Идеологический подход к исследованию политической системы отражает особенность взглядов, идей, представлений тех или иных исследователей на пробле­му бытия политической системы общества и направлен на фор­мулирование конкретной политической теории. Коммуникативный подход к исследованию политической системы представляет собой анализ по­литической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами. В качестве самостоятельного следует выделить личност­ный подход при исследовании политической системы, тем бо­лее что в философском понимании первичным элементом сис­темы считается человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Личность в политической сис­теме выступает в разных политико-правовых состо-яниях.