Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 1978

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ


в 509 г. до н.э. осуществил реформы, которые привели к окончательной ликвидации остатков родового строя. Он разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся администра-тивных округов. Целью реформы было смешение населения, разъединение родов и ослабление власти их родовой знати. Таким образом, реформы Солона и Клисфена характерны для афинской формы возникновения государства.

Формированию государства древних римлян способствовала более чем 200-летняя борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся поначалу к управлению делами общества. Реформой Сервия Туллия (578–534 гг. до н.э.) плебеи были введены в состав римской общины. Все римские граждане, как патриции, так и плебеи, по имущественному признаку были поделены на 6 классов и связаны обязанностью нести воинскую службу. Причем голоса богатых и самых богатых классов заведомо составляли большинство на общем собрании римского народа, так что голоса остальных уже не имели значения. Население города было распределено по территориальному признаку на четыре административных округа. Реформы Сервия Туллия разрушили общество, основанное на кровном родстве, и вместо него создали государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, на имущественном различии и территориальном делении населения. “Публичная власть сосредото-чилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишенных вооружения”.

Возникновение государства у древних германцев ускорилось с завоеванием огромной территории Римской империи, для господства над которой родовая организация не была приспособлена. Имущественная дифференциация и социальное расслоение германских племен привели постепенно к формированию по преимуществу прафеодального общества (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как личную свободу, так и собственность на землю). Примерно таким путем шло развитие и многих других государств на территории Европы: в Древней Руси, Ирландии и других.

При этом представляется важным отметить
, что более развитый рабовладельческий способ производства в ранних европейских государствах, возникших позже восточных, позволил им в короткий исторический срок обогнать в своем развитии древневосточные государства. Западное общество затем на долгое время стало “локомотивом истории” и в решающей степени влияло на весь ход человеческого прогресса.



4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах



Неравномерность государствообразования, растянувшегося в различных регионах мира на тысячелетия, делает весьма трудноуловимыми качественные переходы от негосударства к той или иной степени зрелости рабовладельческого или прафеодального государства.

В связи с этим выдвигается концепция раннеклассовых первичных, вторичных, третичных государств. Ее суть в том, что первичные государства-города, крупные поселения, укрепленные центры общинных союзов складываются прежде всего там, где условия для сравнительно более быстрого, чем в иных местах, роста общественного производства оказались более благоприятными. В таких зонах раньше, чем в других, складывались центры классообразования и государствообра-зования, распространявшие в дальнейшем отношения эксплуатации, формы ее обеспечения, иное свое влияние, в том числе через войны и товарообмен, на окружавшие соседские общины. Это приводило к ускорению процессов заимствования государственных форм, общему ускорению образования у “соседей” вторичных государств, у соседей этих “соседей” – третичных и так далее.

Раннеклассовые города-государства знаменовали собой переход от кровнородственной к территориальной организации населения, численность которого возрастала значительными темпами по мере хозяйственных успехов общества, обеспечивавших качественно новый уровень жизни его членов.

Раннеклассовое государство привело к новой структурной организации общества: из общества выделился особый слой людей, основным специальным и профессиональным занятием которого стала организационно-управленческая деятельность, государственное управление через соответствующие властные институты, отличные от имевшихся в доклассовом обществе.

Положение менялось по мере развития производительных сил, появления и роста прибавочного продукта. Появление прибавочного продукта позволило за счет его присвоения сначала отдельным людям (вождям, жрецам, старейшинам), а затем и господствующему в обществе меньшинству не заниматься непосредственно особенно тяжелым и порой опасным производительным трудом. Эти люди профессионально стали исполнять наиболее квалифици-рованную работу, требующую длительной и специальной подготовки, определенных умственных способностей и природных физических данных, наконец, известного материального положения: наличия земли и скота, рабочих и боевых животных,
оружия и доспехов, сырья и орудий труда, особых познаний, умений и навыков, владения письменностью, наконец, обладания иным богатством и возможностями приобретения всего прочего. Дальнейшее усложнение организации производственной деятельности, управленческих функций и военного дела способствовало более глубокой социальной дифференциации: происходило отделение верхушки общества от основной массы производителей. Так формировались внутренние условия первичного расслоения раннеклассового общества и закабаления одними других, дополняемые внешними – завоеванием соседних племен и их территорий, покорением и подчинением их другими способами.

Образовавшееся таким образом крупное поселение, в котором живут свободные общинники (а, возможно, уже и рабы), утратившие в той или иной мере кровнородственные связи, выделяется из группы соседних селений в укрепленный от внешнего нападения хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный, военный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. Здесь постоянно проживают вожди со своим окружением и воинскими отрядами, жрецы. Здесь проходят заседания советов и собраний.

В городе-государстве организуются, чаще всего, три центра управления, административного и идеологического руководства: городская община, дворец и храм. Храмы начинают выступать не только как религиозные, но и как организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы: они владеют обширными землями, многочисленным скотом, рабами, в экономической зависимости от них находятся многие общинники. Город начинает выполнять по отношению к прилегающим и зависимым селениям функции государственного управления. Многочисленные функции города-государства привели уже на первых порах его возникновения к созданию разветвленного бюрократического аппарата: в некоторых древнейших небольших городах-государствах IV–III тыс. до н.э. насчитывалось, по письменным источникам, от
80 до 130 должностей и управленческих профессий.

Недостаточное развитие “силовых” государственных структур (армии, полиции, фискальных служб) компенсируется, как правило, теократическими формами ранней государственной власти.
Правитель в раннеклассовом обществе, чаще всего, соединяет светскую и верховную религиозную власти, считается посредником между предками и народом, между населением и высшими религиозными силами (существом). В раннеклассовых государствах сакральный (лат. sacer (sacri) – священный) характер носит в значительной мере не только власть правителя, но и зарождающиеся правовые предписания с их санкциями. Как верно отмечает А.Б. Венгеров, “классовая природа первичных государств четко определилась лишь с течением времени, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлением его к своим интересам, нуждам” [2]. Наибольшее развитие города-государства получили в Древних Афинах.