Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2036
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
9 правовое государство
Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания государственной власти с помощью права.
Правовое государство включает три компонента: собственно правовой компонент; ин-дивидуально-правовой компонент (права и свободы граждан); организационно-правовой ком-понент.
Правовой компонент выражается в таком правосознании, для которого характерны различение права и закона и создание на основе этого правосознания правовых законов. Отличительным признаком права является принцип формального равенства, справедливость. Поэтому правовые законы закрепляют справедливость и начала равенства, а не произвол властей и привилегии. Отличительной чертой правового государства по сравнению с так называемым “государством законности” является разработка, принятие и реализация правовых законов, а не законов, легализующих произвол, бесправие, несправедливость.
Индивидуально-правовой компонент состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между государством и гражданами. Такой характер взаимоотно-шений основан на установлении взаимных прав и обязанностей государства и граждан. При этом права и свободы граждан рассматриваются не как продукт воли и усмотрения государства, а как объективно складывающиеся отношения, сохранение которых является обязанностью государства.
Организационно-правовой компонентвключает в себя факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть сосредоточение ее в руках одного лица или государственного органа. Такими факторами являются:
– конституционная регламентация деятельности государственных органов;
– разделение властей на законодательную
, исполнительную и судебную;
– конституционный контроль за деятельностью всех ветвей власти.
Отличительными признаками правового государства, которые более подробно будут рассмотрены ниже, являются:
– наличие гражданского общества;
– верховенство закона;
– реальность прав и свобод граждан;
– разделение властей;
– взаимная ответственность государства и личности;
– политический и идеологический плюрализм;
– высокий уровень правосознания и правовой культуры и др.
9.1 История идей правовой государственности
Идеи правового государства всегда волновали передовых мыслителей древности, средневековья и современности. Философы, юристы, историки пытались и пытаются понять сущность и содержание правового государства, определить его основные признаки и назначение.
Смысл и содержание идеи правового государства разными мыслителями определялись по-разному. Одни считали, что правовое государство основано на богатстве определенных слоев общества, на использовании чужого труда, другие, как например, известный гуманист Т. Мор, считали, что при частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества. Однако все без исключения мыслители связывали существование правового государства с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости.
Зачатки теории правового государства прослеживаются еще в рассуждениях философов, писателей, юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, знаменитый древнегреческий математик и политический деятель Пифагор наихудшим для всех злом считал беззаконие, безвластие, анархию, а высшей добродетелью – соблюдение законов. Платон полагал, что там, где закон не имеет силы, неизбежна близкая гибель государства; наихудшим государственным устройством является царство беззакония, произвола и насилия. Аналогичные идеи содержались в работах Аристотеля. Являясь защитником прав индивида и частной собственности, он полагал, что там, где отсутствует власть закона, там нет места какой-либо форме государственного строя. Древнегреческий историк Полибий выступал за разделение властей, чтобы ни одна власть не преобладала над другой.
С идеями передовых мыслителей Древней Греции перекликаются взгляды древнеримских философов и общественных деятелей. Так, Цицерон понимал государство как соединение людей, связанных между собою согласием в вопросах права, как “общий правопорядок”. Право, по его мнению, должно основываться на разуме и справедливости; при этом он был убежден, что права и свободы человека принадлежат ему по самой природе, а не устанавливаются и не даруются кем-то. Цицерон сформулировал принцип, согласно которому под действие закона должны подпадать все, а не только избранные,
призывал к свободе и справедливости, гуманному отношению государственных органов ко всем гражданам и даже рабам. Согласно учению одного из крупнейших древнеримских писателей и философов Сенеки все люди равны между собой, так как находятся во власти судьбы. Поэтому рабы являются такими же людьми, как и все остальные, и обращаться с ними следует как с равными. Подобные гуманистические идеи, преобразовавшиеся впоследствии в соответствующие государственно-правовые взгляды, развивались также в Древней Индии и Китае. Например, утверждалось, что в государстве должен царить порядок, основанный на законе; государь, если хочет дожить до старости и не подвергаться опасности, должен быть справедлив.
Приведенные государственно-правовые идеи стали первоосновой последующего процесса развития теории правового государства. Особенно много для этого было сделано в XVII–XX вв. Так, английский философ-материалист Дж. Локк разработал принципы взаимодействия отдельных частей власти в целях предотвращения ее узурпации одним лицом (теория разделения властей). Приоритет отдается законодательной власти, но она не является абсолютной: исполнительная и судебная оказывают на нее активное воздействие. Он считал, что предотвратить опасность тирании может применение народом силы против несправедливости. Суверенитет народа он ставил выше суверенитета государства. Французский философ-просветитель Монтескье довел до логического завершения теорию разделения властей. Он справедливо полагал, что стабильный механизм государственного управления возможен только на основе взаимных сдержек и противовесов. Великий немецкий философ И. Кант неоднократно подчеркивал необходимость для государства ориентироваться на право. Если же государство отклоняется от этого принципа, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан.
Идеи правового государства нашли значительное освещение и развитие в работах современ-ных зарубежных юристов, политологов и социологов, а также закрепление в законодательстве и конституциях западных государств. Так, ст. 1 Конституции Испании провозглашает, что Испания – это “социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм”.
Большой вклад в совершенствование теории правового государства вложили отечественные ученые. Основное внимание они уделяют не только характерным признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования. Однако необходимо заметить, что в доперестроечных работах концепция правового государства рассматривалась лишь в критическом плане. Доказывалось, что данная концепция призвана идеализировать власть буржуазии, представить любое западное государство как выразителя и защитника всех без исключения слоев общества, стража справедливости, законности и правопорядка, коим оно далеко не всегда является. При этом из поля зрения упускались общечеловеческие ценности, нашедшие свое отражение в рассматриваемой теории, не учитывался факт ее применения против единоличной власти и произвола, чрезмерного вмешательства государства в различные сферы общественной и частной жизни.
В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, однако необходимо признать, что ее основные положения всегда отражали общечеловеческие ценности и интересы.