Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2074
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
и т.п. Таким образом, принцип демократизмаозначает, что право, правовые предписания должны соответствовать воле народа, а не воле какого-то отдельного класса, правящей группы лиц.
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина составляют ядро правовой системы государства.
Принцип равноправия закрепляет равные конституционные права и единую для всех правосубъектность.
Принцип законности заключается в том, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Принцип разделения властей как общеправовой принцип означает, что государственная власть в стране делится на законодательную, исполнительную и судебную в целях недопущения узурпации государственной власти в руках одного человека или узкой группы людей.
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке.
Принцип социальной справедливости обеспечивает соответствие между практической ролью человека в жизни общества и его социальным положением, между его правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием. В последнем случае принцип социальной справедливости выражается в том, что при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания – в соответствии с характером содеянного.
Принцип гуманизма закрепляет и реально гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану чести и достоинства, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.
Принцип социальной свободы обеспечивает социальную защищенность личности, предоставляет реальные гарантии для свободной и обеспеченной жизни.
Принцип единства юридических прав и обязанностей как общий принцип прававыражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений.
Принцип ответственности за вину обеспечивает юридическую ответственность, если лицо виновно в нарушении правовой нормы.
Межотраслевые правовые принципы – руководящие начала, которые выражают особеннос-ти нескольких родственных отраслей права.Так, в частности, для таких отраслей, как уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, межотраслевыми принципами являются:
– коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел;
– гласность судебного разбирательства;
– состязательность в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.
Отраслевые принципы права – основные руководящие начала, характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права.
Так, отраслевыми принципами для гражданского права являются, в частности: принцип свободы договора, который закрепляет право граждан и юридических лиц свободно устанавливать свои права и обязанности на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора; принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав.
В числе отраслевых принципов уголовного права можно назвать презумпцию невиновности, индивидуализации уголовной ответственности и т.п.
7 ТИПЫ ПРАВА
Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции нескольких подходов.
В рамках первого, формационного подхода, главным критерием выступают социально-экономические признаки, и в этом случае под типом права понимается совокупность взятых в единстве существенных (типичных) черт и признаков, относящихся к одной и той же общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация выступает как исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования, в том числе в праве и в государстве. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии права и государства.
Понятие исторического типа связывается с установлением закономерной зависимости сущности права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе его развития. Исторический тип права выражает единство классовой сущности правовой надстройки всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства.
Тип права определяется на основании того, какой экономический базис это право защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе право приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве орудия экономически господствующего класса.
Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии права, выделяет три основных типа эксплуататорского права: рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право и последний исторический тип – социалистическое право, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.
В рамках другого (цивилизационного) подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют:
– национальные правовые системы – конкретно-исторические совокупности права, юриди-ческой практики и господствующей правовой идеологии отдельно взятого государства;
– правовые семьи – определенные совокупности правовых систем, выделяемые на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Различают следующие основные правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и другие (более подробно – в конце данной юниты).
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Правовое регулирование является составной частью социального регулирования – (целенаправленного воздействия на поведение людей в целях упорядочения общественных отношений, достижения согласования потребностей и интересов отдельного человека и сообщества людей) и осуществляется с помощью целостной системы способов и средств.
К средствам социального регулирования относятся: социальные нормы (правовые (юридические), моральные, корпоративные, религиозные, политические, экономические), индивидуальные предписания; властные веления; меры принуждения. Способами социального регулирования принято считать обязывание, дозволение, запрещение.
Правовое регулирование составляет особую часть социального регулирования, выступает в виде процесса целенаправленного воздействия с помощью юридических средств на развитие общественных отношений с целью их упорядочения.
Особая значимость последнего определяется, прежде всего, общеобязательностью правовых предписаний для всех лиц, проживающих на территории того или иного государства, и возможностью применения государственного принуждения в случае неисполнения положений правовых норм.
Правовое регулирование распространяется на общественные отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и общесоциальные, а также реализуются взаимные интересы их участников. Общественные отношения строятся на основе согласия выполнять определенные правила и признании общеобязательности этих правил, которая подкреплена мерами государственного принуждения.
Данным признакам соответствуют, как минимум, три группы общественных отношений, которые и подпадают под сферу правового регулирования.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями как материального, так и нематериального характера. Вторую – общественные отношения по властному управлению об-ществом. В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, призванные обес-печить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе.
Общественные отношения, входящие в эти группы, составляют предмет правового регулирования.
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия.
Метод правового регулирования – это совокупность юридических способов правового регулирования.
В зависимости от указанных различий в теории правового регулирования принято выделять два метода правового регулирования.
1. Метод децентрализованного регулирования – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении и применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих, в первую очередь, свои частные интересы, т.е. в сфере отраслей частноправового характера.
2. Метод централизованного (императивного) регулирования – базируется на отношениях субординации (подчинения) между участниками общественного отношения. При его помощи регулируются отношения, где приоритетным является, как правило, общесоциальный (общегосударственный) интерес.
Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях – конституционном, административном, уголовном праве.
Способ правового регулирования – это совокупность приемов правового регулирования общественных отношений.
Принято различать следующие основные способы правового регулирования:
– позитивное обязывание – возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению;
– дозволение – предоставление лицам права на свои собственные активные действия;
– запрещение – возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом;
– поощрение и рекомендации – дополнительные способы правового регулирования, явля-ющиеся стимулами к правомерному поведению.