Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2068

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ

, которые выражают волю социальных сил, стоящих у власти.

Экономические функции заключаются в выработке и государственной координации основных направлений экономики. На разных этапах развития общества экономические функции проявляются по-разному: в одних случаях государство осуществляет организацию хозяйственной деятельности административно-командными методами, а в других – влияние государства на экономику ограничивается дифференциацией налоговой и инвестиционной политики, поддержкой стратегических и социально значимых производств. Разновидностью экономической функции государства является фискальная функция, которую выполняют налоговые органы государства.

Социальные функции – это направления деятельности государства, призванные обеспечить нормальные условия жизни всех членов общества. Социальные функции проявляются в обеспечении национальной безопасности, защите прав и свобод граждан, ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализации социальных программ, поддержке здравоохранения и т.д. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих функций может привести к ослаблению, распаду и даже гибели государства.

Идеологические функции состоят в целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации.

Внешние функции – это направления деятельности государства по отношению к другим государствам. Цивилизованные государства, воспринявшие оборонительную доктрину, осуществляют две внешних функции:

функция обороны – деятельность государства, направленная на укрепление вооруженных сил, повышение боеспособности и боеготовности армии, организацию гражданской обороны, охрану границ;

функция сотрудничества с другими государствами – деятельность государства, способ-ствующая укреплению мира и дружбы с другими государствами. Сотрудничество осуществляется в экономической, политической, научно-технической и культурной сферах.

Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, осуществляют функцию захвата чужих территорий.

По времени действия функции государства делятся на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства, например, социальные, экономические функции. Временные функции возникают на определенных этапах развития государства и в ходе эволюции отмирают. К ним можно отнести функцию подавления одного класса другим.


В зависимости от объекта государственного воздействия различают следующие функции государства:

охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности;

экономическая;

налогообложения;

социальной защиты;

экологическая;

культурная.

Помимо этой классификации, функции государства делятся по значимости на основные и не основные. Однако данное разграничение функций государства в науке встречается достаточно редко.

Под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы.

Правовые формы осуществления функций государства – это деятельность органов государства, связанная с изданием и применением правовых актов. К правовым формам относят:

правотворческую деятельность (по подготовке и изданию правовых актов);

правоприменительную (деятельность органов государства по реализации законов путем издания актов применения права);

правоохранительную (деятельность специальных органов по защите прав и свобод граждан, предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности виновных).

Организационные формы осуществления функций государства заключаются в однородной деятельности государственных органов по исполнению законов и решению вопросов управленческого характера. К ним относятся:

а) организационно-регламентирующая форма – деятельность, направленная на обеспечение функционирования органов государства: организация различных мероприятий, подготовка документов, подбор и расстановка кадров;

б) организационно-хозяйственная форма – деятельность хозяйственного характера, направ-ленная на материальное обеспечение выполнения государственных функций (экономическое обоснование, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения и сбыта и т.д.);

в) организационно-идеологическая форма – деятельность, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства: разъяснение законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения.



4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА



Механизм государства – это система специальных органов и иных государственных организаций, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Структурными элементами механизма государства являются: государственный аппарат, государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие.

Иногда в юридической литературе понятие “механизм государства” отождествляется с понятием “государственный аппарат”. Однако представляется, что под государственным аппаратом следует понимать лишь систему государственных органов, наделенных властными полномочиями, т.е. понятие “механизм государства” шире понятия “государственный аппарат”.

Государственный орган – это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности.

Признаками, отличающими государственные органы от государственных учреждений и негосударственных органов, являются:

а) наделение их полномочиями государственно-властного характера;

б) формирование государственных органов по воле государства;

в) осуществление ими своих функций от имени государства;

г) выполнение строго определенных законом видов и форм деятельности;

д) наличие территориального масштаба деятельности.

Государственные органы классифицируются по нескольким основаниям (таблица 1).
Таблица 1. Основание классификации государственных органов


Критерий

Виды государственных органов

1. Способ формирования

Представительные.

Назначаемые

2. Пространственные границы деятельности

Высшие (центральные).

Местные

3. Принцип разделения властей

Законодательные.

Исполнительные.

Судебные

4. Характер компетенции

Органы общей компетенции (правительство).

Органы специальной компетенции (министерства)

5. Правовые формы деятельности

Правотворческие.

Правоприменительные.

Правоохранительные

6. Сроки полномочий

Постоянные.

Временные

7. Порядок осуществления компетенции

Коллегиальные.

Единоначальные



По способу формирования различают представительные (Федеральное Собрание Российской Федерации) и назначаемые (все органы исполнительной власти) органы.

По пространственным границам деятельности государственные органы подразделяются на высшие или центральные (Правительство Российской Федерации) и местные (например, Правительство Калужской области).

По принципу разделения властей выделяют законодательные (Государственная Дума Российской Федерации), исполнительные (Правительство Российской Федерации) и судебные (Верховный Суд Российской Федерации) органы.

По характеру компетенции различают органы общей компетенции (правительства) и органы специальной компетенции (министерства, федеральные агентства).

По правовым формам деятельности государственные органы делятся на правотворческие (правительства), правоприменительные (судебные органы) и правоохранительные (органы внутренних дел).

По срокам полномочий – на постоянные (правительства) и временные (государственные комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций).

По порядку осуществления компетенции бывают коллегиальные (парламенты) и едино-начальные (министерства).

Представительнымиорганами являются центральные законодательные органы, а также орга-ны законодательной власти на местах, т.е. в субъектах государства (Московская Городская Дума).

Законодательные органы принимают законы, обязательные для исполнительной власти и составляющие основу деятельности судебной власти.

В демократическом государстве высшим представительным органом является парламент, который в разных странах называется по-разному (в России – Федеральное Собрание, в США – Конгресс, в Польше – Сейм). В федеративных государствах парламенты, как правило, состоят из двух палат – верхней и нижней. При этом нижняя палата избирается непосредственно населением, а верхняя состоит из представителей субъектов федерации. При парламентах образуются и действуют постоянные и временные комиссии, которые ведут работу по каким-либо направлениям, входящим в компетенцию парламента.

Наряду с законотворчеством парламент также рассматривает и утверждает бюджет, осуществляет контроль над деятельностью правительства, ратифицирует и расторгает между-народные договоры, может осуществлять импичмент.


Центральными органами исполнительно-распорядительной власти являются: глава государ-ства, правительство, министерства, ведомства и т.д. Центральным органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство России. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной Думы Российской Федерации, а решение об отставке Правительства РФ принимает Президент России.

Особое место в системе государственных органов занимает суд. Это независимый орган власти, осуществляющий правосудие по гражданским, административным и уголовным делам, опираясь только на закон и подчиняясь только закону.

Государственными органами являются также правоохранительные органы, обладающие государственно-властными полномочиями. К ним относятся органы прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, внешней разведки, налоговой полиции, таможенные органы и др.

Государственные органы действуют в соответствии с принципами (основополагающими идеями), которые определяют подходы к их формированию и функционированию. Такими принципами являются:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с которым государственные органы обязаны признавать, соблюдать и защищать их;

2) принцип законности, означающий, что все государственные органы обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты;

3) принцип разделения властей, предполагающий раздельное функционирование трех равных, независимых властей – законодательной, исполнительной и судебной и заключающийся в создании механизма, минимизирующего произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4) принцип гласности, обеспечивающий информированность о деятельности государственных органов;

5) принцип профессионализма,создающий условия для использования наиболее квалифици-рованных специалистов в работе государственных органов и гарантирующий высокий уровень качества их работы.

Структурными элементами механизма государства, как указывалось, являются также государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие.

Государственные учреждения – это учреждения, не обладающие государственно-властными полномочиями, осуществляющие практическую деятельность в различных сферах: экономик, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.