Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2013
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Правотворчество.
Стадии правотворческого процесса.
Систематизация нормативных правовых актов.
Законодательная и юридическая техника.
Правовые отношения. Понятие, признаки и виды правоотношений. Содержание правоотношений.
Субъекты правоотношения.
Объекты правоотношения.
Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения.
Юридические факты.
Юридические презумпции и преюдиции.
Юридические фикции.
Реализация нормы права, ее формы.
Применение как особая форма реализации права.
Основные стадии правоприменительной деятельности.
Характерные черты акта применения нормы права.
Толкование норм права. Понятие и значение толкования норм права.
Способы и виды толкования норм права.
Пробелы в праве и способы их восполнения.
ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенными конституционными законами РФ от 30.12.2008
№ 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] кодекс от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.06.2009) // СЗ РФ. 2009. № 25. Ст. 2954.
Учебные издания
1. Барихин, А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь [Текст] / А. Б. Барихин – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Книжный мир, 2006.
2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права [Текст] : учебник для юрид. вузов
/ А. Б. Венгеров – 6-е изд., стереот. – М. : Омега-Л, 2009.
3. Керимов, Д. А. Методология права : предмет, функции, проблемы философии права [Текст] / Д. А. Керимов – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : СГА, 2003.
4. Матузов, Н. И. Теория государства и права [Текст] : учебник / Н. И. Матузов,
А. В. Малько. – М. : Юрист, 2009.
5. Морозова, Л. А. Теория государства и права [Текст] : учебник / Л. А. Морозова – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Эксмо, 2009.
6. Общая теория государства и права [Текст] : в 3 т. : акад. курс / Под ред.М. Н. Марченко –
3-е изд., перераб. и доп. – М. : Норма, 2007.
7. Общая теория права и государства [Текст] : учебник / Под ред. В. В. Лазарева – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрист, 2007.
8. Перевалов, В. Д. Теория государства и права [Текст] : учебник / В. Д. Перевалов. –
М. : Высшее образование, 2008.
9. Радько, Т. Н. Теория государства и права [Текст] : учебник / Т. Н. Радько. – М. : Проспект, 2009.
10. Теория государства и права [Текст] : учебник / А. С. Пиголкин [и др.] ; под ред.
А. С. Пиголкина – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
11. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права [Текст] : учебник для вузов
/ В.Н. Хропанюк; под ред. В. Г. Стрекозова – 4-е изд., испр. – М. : Омега-Л, 2010.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
Студент должен обладать следующими компетенциями:
-
Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1). -
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3). -
Способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4). -
Способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8). -
Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9). -
Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2). -
Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*
1 правотворчествО
Нормативный правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой деятельность компетентных органов по принятию, изменению и отмене правовых норм. В правовой сфере правотворчество в принципе и главным образом является государственной деятельностью, завершающей процесс формирования права и означающей возведение государственной воли в закон.
Правом на издание нормативных актов обладают не все государственные органы. Например, в Российской Федерации такие акты могут издаваться лишь представительными и исполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию. Юридическая сила нормативного правового акта зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме, а также от объема его государственно-властных полномочий.
Изначально право формируется естественно-исторически, до и независимо от деятельности законодателя. Начальная стадия в процессе правообразования – возникновение объективно обусловленной потребности в юридическом регулировании общественных отношений. Эта потребность в конечном счете обусловлена экономическим базисом, но ближайшими факторами, ее питающими, являются социально-политические, классовые и иные общественные интересы.
На завершающей стадии правообразования большое значение приобретает специальная целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность, конституирующая правообразование в формально определенные предписания общего характера, и является правотворчеством.
Различают три способа такого правотворчества:
1) непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов. Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права уполномоченным органом государства в определяемом законом порядке;
2) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны негосударственными организациями (например кооперативами, общественными организациями). При этом нормы, создаваемые в результате санкционированного правотворчества, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством;
3) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума). Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативные правовые акты.
Такая форма правотворчества, как принятие нормативных правовых актов органами государства, является наиболее распространенной в Российской Федерации. Правом принятия нормативных правовых актов в РФ обладают Федеральное Собрание, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевых, областных, автономной области, автономных округов, органов власти городов Москва и Санкт-Петербург, а также органы местного самоуправления – районные, городские,
районные в городах, поселковые и сельские.
К числу правотворческих органов относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, федеральные агентства и иные ведомства Российской Федерации, президенты республик, входящих в состав федерации, главы администраций соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований, правительства, министерства и ведомства субъектов федерации. Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства. Например, Президент Российской Федерации, будучи главой государства, на основе Конституции и законов Российской Федерации издает указы, причем они могут быть и нормативного, и индивидуального, и оперативного характера. Правительство как орган исполнительной власти правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Федерации, постольку, поскольку они не входят согласно Конституции и законодательству в компетенцию Федерального Собрания и Президента Российской Федерации. Свои акты нормативного характера правительство обычно издает в форме постановлений.
Министерства, федеральные агентства и иные ведомства, будучи центральными органами государственного управления, руководят порученными им сферами управления. Обычно министерства, будучи органами единоличного руководства, издают приказы, инструкции и положения.
В пределах своих полномочий издают нормативные акты также органы законодательной и исполнительной ветвей власти субъектов Российской Федерации – республик в составе Федерации, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Органы местного самоуправления, издавая нормативные акты (обычно они именуются решениями), обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно в форме решений схода граждан (местного референдума) исходя из интересов населения на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Наконец, администрация объединений, предприятий, учреждений в пределах своих полно-мочий издает так называемые локальные нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих подразделений (например, принятие правил внутреннего трудового распорядка).