Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2031
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Государственные предприятия – хозяйственные образования, производящие какую-либо продукцию, оказывающие услуги или выполняющие иную работу в целях извлечения прибыли.
Государственные служащие – особый слой людей, выполняющих функции государ-ственного управления.
5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА
В научной литературе форма государства часто определяется как организация политической власти. Однако при таком подходе внимание уделяется не столько форме государства, сколько политической власти, т.е. только одному из признаков государства. Вместе с тем форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
Если категория “сущность государства” отвечает на вопрос: в чем заключается главное, определяющее в государстве, то категория “форма государства” – кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
Формы государства, так же как его сущность и содержание, никогда не оставались неиз-менными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических факторов они менялись и развивались. Менялось и представление о формах государства. За всю историю развития государства по этому вопросу были высказаны десятки различных суждений.
Например, Платон исходил из того, что лучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших и благородных людей, т.е. аристократия, которая может вырождаться в тимократию – господство наиболее сильных воинов, последняя, в свою очередь, – в олигархию – строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых. Демократия, как власть народа, в силу “опьянения” последнего свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность – тиранию – самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие.
Аристотель, рассматривая форму государства как систему верховной власти в государстве, определял ее, в зависимости от числа властвующих, как монархию, аристократию или демократию. Эти формы государства рассматривались им как “правильные”, каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую “неправильную” форму – тиранию, олигархию, охлократию.
Значительное внимание исследованию форм государства уделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единого толкования этого понятия до сих пор нет. Наиболее распространенным является следующее определение:
форма государства – это структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
5.1 Форма правления государства
Форма правления – это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования.
В зависимости от того, принадлежит ли власть одному лицу или коллективному выборному органу, различают две основных формы правления: монархию и республику.
Монархия (от греч. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства – монарха и передается по наследству.
Признаками монархии являются:
– передача власти, как правило, по наследству;
– бессрочность правления;
– независимость монарха от населения.
Среди монархий различают абсолютную и конституционную.
Абсолютная монархия – это форма правления, характеризующаяся высокой степенью централизации государственной власти, т.е. монарх единолично издает законы, руководит правительством, контролирует правосудие.
Основными признаками абсолютной монархии являются:
– неограниченная, никому не подотчетная власть монарха;
– отсутствие представительных учреждений.
Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия – форма правления, при которой глава государства представляет и светскую и религиозную власть (например Ватикан).
Конституционная монархия – форма правления, при которой в силу особого правового
акта – конституции – имеет место распределение верховной власти между монархом и выборным органом – парламентом.
Конституционная монархия может быть парламентарной и дуалистической.
Парламентарная монархия – форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Монарх выполняет представительские функции, а также формально утверждает состав правительства и подписывает законы, принятые парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания).
Дуалистическая монархия – форма правления, при которой разделение государственной власти между монархом и парламентом имеет формально-юридический характер. Исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная – парламенту, однако, последний фактически также подчиняется монарху (Марокко, Иордания).
Республика – форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей.
Признаками республики являются:
– выборность власти;
– срочность (ограниченность срока пребывания у власти);
– зависимость от избирателей.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, различают парламентские, президентские и смешанные республики.
Парламентская республика – форма правления, для которой характерна ответственность правительства перед парламентом либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Для парламентской республики характерна должность премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера победившей на выборах партии. Парламент может вынести вотум недоверия и отправить правительство или отдельных его членов в отставку. Власть президента в парламентской республике довольно слабая и, хотя он формально наделен определенными полномочиями, осуществлять их может с согласия правительства, а исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу только после утверждения их парламентом или одобрения правительством (Италия, Австрия, ФРГ).
Президентская республика – форма правления, при которой президент формируется правительство, которое ему подотчетно, может наложить вето на законы, принимаемые парламентом, а в ряде случаев обладает полномочиями главы государства и главы правительства.
Существуют две модели президентской республики: 1) президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства (США, Мексика). Президент является главнокоман-дующим и вправе объявить военное или чрезвычайное положение. Однако президент не может распустить парламент, а парламент может отстранить президента от власти путем импичмента в случае злоупотребления властью, совершения преступления или грубого нарушения конституции; 2)
президент является главой государства, но не является главой правительства.
Смешанная республика сочетает признаки парламентской и президентской республики. Например, Президент России, не являясь формально главой правительства, тем не менее выполняет многие его функции: определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, решает узловые кадровые вопросы, назначает с согласия Государственной Думы председателя Правительства и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях правительства. С другой стороны, как глава государства, он выполняет представительские функции, назначает выборы в Государственную Думу, имеет право ее роспуска, обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы, подписывает международные договоры и т.д.