Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1962
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
По направленности неблагоприятных последствий санкции можно разделить на личные и имущественные.
Личные санкции применяются, когда воздействие касается непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, смертная казнь и т.д.).
Имущественные санкции – санкции, сопряженные с определенными материальными потерями (конфискация имущества, штраф и т.д.).
3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ
Виды юридических норм исключительно разнообразны, в основе их классификации лежит множество критериев.
По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.
Нормы-декларациизакрепляют правовые принципы, цели, задачи.
Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий.
Хотя нормы-декларации и нормы-дефиниции прямо правил поведения не устанавливают, они являются полноценными правовыми нормами. Из определения Российского государства следует, что все, вступающие с ним в официальные отношения, обязаны называть его Российской Федерацией или Россией, рассматривать его как суверенное государство с федеративным устройством и не покушаться на его независимость, территориальную целостность, принципы федерализма. Соблюдение этих правил обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в международном, уголовном и других отраслях права.
По целевому назначению нормы права распадаются на регулятивные и охранительные.
Регулятивные нормы – нормы, которые непосредственно устанавливают права и обязанности участников правоотношений. Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции, закрепляющий права и обязанности граждан.
Охранительные нормы – нормы, которые регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью, возникающей вследствие нарушения регулятивных норм.
По способу воздействия на субъектов права нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающие нормывозлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия. Примером может служить ст. 139 ГК РФ, на основании которой лица, незаконно получившие информацию, составляющую коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.
Запрещающие нормы указывают на недопустимость совершения каких-либо действий. Так, согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ не допускается принудительное изъятие имущества у собственника.
Управомочивающие нормы предоставляют субъектам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.
По степени обязательности нормы права разделяются на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы – нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Таковы нормы уголовного и административного права.
Диспозитивные нормы – нормы, которые предоставляют субъектам возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. Они содержат такие правила поведения, которые действуют, если стороны своим договором не устанавливают другие. Такие нормы наиболее характерны для гражданского права. Например, в соответствии со ст. 285 ГК РФ наниматель обязан поддерживать нанятое имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено договором. Это означает, что хотя по общему правилу обязанность текущего ремонта нанятого имущества лежит на нанимателе, стороны при заключении договора могут договориться об иных правилах.
По сфере действия правовые нормы делятся на общие, специальные и исключительные.
Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода. Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты. Например, определение преступления (ст. 14 УК РФ) применимо ко всем уголовно-правовым отношениям.
Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права. Например, нормы гражданского права, регули-рующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.
Исключительные нормыустанавливают изъятия из содержащихся в общих и специальных нормах правил. Например, хотя по общему правилу выселение из жилых помещений производится только по судебному решению, для лиц, самовольно занявших жилую площадь, установлен административный порядок.
По кругу субъектов нормы делятся также на общие и специальные.
Общие нормы распространяются на всех граждан, специальные – на определенныекатегории лиц – пенсионеров, студентов, военнослужащих и т.д.
По предмету правового регулирования различают нормы различных отраслей права: конституционные, административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, международные, экологические и т.д.
По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений.
Процессуальные нормырегулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний.
В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать законодательные и подзаконные нормы.
Законодательные нормы– продукт правотворчества органов законодательной власти.
Подзаконные нормы – нормы, выработанные органами исполнительной власти.
По времени действия нормы права делятся на постоянные(действуют до их официальной отмены и временные (действуют только в пределах определенного промежутка времени).
По месту действия нормы права классифицируются на федеральные(действуют на всей территории России), региональные(действуют в пределах субъекта Федерации) и местные(распространяют свое действие в пределах определенного территориального образования – района, города).
Глубокое изучение оснований классификации правовых норм показывает их определенную условность. Не случайно по вопросам классификации ведется множество теоретических споров, участники которых отрицают одни классификации и предлагают другие. Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими, или только запрещающими, или только управомочивающими. Исследования показывают, что любая юридическая норма одновременно является и обязывающей, и запретительной, и управо-мочивающей.
Обязывая к совершению какого-либо действия, норма запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия или запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или не соверше-ния этого действия.
Однако условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще. Класси-фикации отражают особенности структуры и системы права, помогают понять их сущность.