Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2015
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
Государственная власть представляет собой разновидность общественной власти.
Всякая власть предполагает наличие: источника власти, повинующегося исполнителя, обеспечение (гарантии) исполнения властного повеления. Характерное содержание каждого из этих компонентов придает тому или иному виду власти (родительской, религиозной, экономической, общественных организаций, государственной и всякой иной) свои особенности.
Так, общественная власть обладает весьма сложной внутренней организацией и структурой, ибо она присуща любому социальному образованию как необходимое условие для функционирования данной устойчивой и целенаправленной общности людей, будь-то семья – первичная ячейка общества; объединения групп лиц, в том числе производственные; социальные классы, включая политические партии и союзы; наконец, государство и общество в целом. Государственная власть – это способность государственных структур обеспечивать публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами социальных отношений, опирающаяся на государственное принуждение.
Рассмотрим наиболее характерные черты государственной власти. Во-первых, государствен-ная власть в отличие от родовой не совпадает непосредственно с населением. Она осуществляется выделившимся из общества и стоящим над ним аппаратом власти и управления, состоящим из особого слоя людей, основным профессиональным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций.
Во-вторых, если при родовом строе общественная власть выражала интересы всего общества, всех его членов, объединенных в том или ином кровнородственном коллективе (роде, племени, общине), то государственная власть общественные интересы выражает и защищает с позиций господствующих классов, а осуществляется от имени или по поручению государства в целом. Соответственно и принимаемые властные решения государственной власти распространяются на все население – на всех, кто находится на территории данного государства, независимо от их кровнородственных связей и отношений.
Государственная власть сообразуется с разделением населения по территориальному признаку.
В-третьих, при родовом строе, выросшем из общества, не знавшего внутренних антагонизмов, не было других способов принуждения к подчинению власти старейшин, соблюдению традиций и обычаев, кроме как основанных на общественном мнении.
Государственная власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются специально приспособленные для этой цели вооруженные силы и карательные учреждения.
Наконец, в-четвертых, для содержания разветвленного государственного аппарата власти, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, необходимы взносы населения – налоги, неизвестные родовому устройству общества.
Для более полного и точного, современного понимания государственной власти приведенную ее характеристику следует дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи экономически обусловленной властью определенного класса (слоев общества), она, вместе с тем, так или иначе учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к классовому, религиозному, а впоследствии и национальному размежеванию и противоборству, но и к взаимному согласию, к компромиссу; отражает реальную социально-политическую структуру общества, тенденции его развития.
Общие особенности структуры государственной власти можно раскрыть через введенное
Ф. Энгельсом и часто используемое понятие “особой публичной власти”, сменившей систему власти доклассового общества. Публичная власть – система государственной власти, состоящая из собственно аппарата власти, управления и контроля, а также судебных органов, призванных обеспечить исполнение властных повелений этого аппарата; специальных органов, обеспечивающих фискальные интересы государства, то есть касающиеся фиска, казны (от лат. fiscus – единая общегосударственная казна).
Под функциями государства, связанными с реализацией государственной власти, понимаются основные направления его деятельности, которые, естественно, меняются в связи с развитием государства, со сменой его исторических типов. Первоначальные функции государства обусловливались основными причинами его появления и были связаны с необходимостью:
– совершенствования управления обществом в связи с его усложнением в силу развития про-изводства, появлением новых его отраслей, разделением труда, изменением условий распре-деления общественного продукта, обособлением социальных структур и их укрупнением, ростом численности населения и тому подобное;
– организации крупных общественных работ и объединения в этих целях большой массы лю-дей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие;
– подавления сопротивления эксплуатируемых слоев общества. Происходившие при разло-жении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества на богатых и бедных, а вместе с этим – к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергалась эксплуатации;
– поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость и стабильность общества, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних племен и государств. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка (включая правосудие), применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все население соблюдало нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались кем бы то ни было как не отвечающие их интересам или несправедливые;
– обеспечения охраны своих территориальных зон, ведения войн, как оборонительных, так и захватнических; заключения межгосударственных союзов и соглашений.
В большинстве случаев указанные причины действовали совокупно, в различных сочетаниях, в разных условиях (исторических, природно-географических, демографических и иных) одни из них становились решающими и определяющими, другие отходили в тень первых. В процессе дальнейшего развития государства его функции стали классифицироваться как внутренние и внешние.
5.2 Признаки и определение государства
Формы и способы реального осуществления государственной власти представляют собой сложную и причудливую совокупность признаков конкретного государства, исторически сформировавшуюся под воздействием различных объективных и субъективных причин и отличающую одно государство от другого. В теоретическом плане связанные с этим вопросы охватываются понятием “форма государства”, включающем в себя три составляющих: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
Вопросы структуры, функций и методов их осуществления, а также форм государства подробно будут рассмотрены в юните 2.
В заключение укажем основные признаки государства.
1. В отличие от первобытнообщинного строя самым существенным признаком образования государства является возникновение и наличие особой публичной власти, которая выделилась из общества и не совпадает непосредственно с населением страны. Иначе говоря, государство имеет органы, издающие законы и выносящие решения от имени государства, обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом государственного принуждения (и защиты общества), состоящим из вооруженных сил и карательных органов, – выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих специфически государственных функций.
2. В отличие от догосударственных форм общественного устройства характерным признаком государства является наличие четко определенных внешних границ и внутреннее территориальное разделение населения.
Государство – единственная организация политической власти в масштабе территории всей страны. Оно объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию государства, независимо от их принадлежности к какому-либо роду или племени, религии или классовой принадлежности. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой, – право на покровительство и защиту государства. Территориальные пределы государственной власти распространяются также (кроме особых случаев экстерриториальности) на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства).
3. Для содержания публичной власти требовались средства, которые возникшее государство получало в виде обязательных сборов с населения – податей и налогов, к которым в дальнейшем добавились государственные займы.
4. Важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, является суверенитет. Суверенитет – собирательный признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений (при соблюдении норм международных соглашений).
5. Наконец, только государство наделено полномочиями устанавливать обязательные для все-общего исполнения правовые нормы, издавать соответствующие государственные нормативные акты (законы, указы, постановления и т.п.). Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
Имея в виду указанные признаки государства, можно дать его определение. Государство – су-веренная политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необ-ходима для выполнения как классовых, так и для общечеловеческих задач на определенной территории.
6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
К IV–III тыс. до н.э. стихийные процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются стремлением к сознательному регулированию организации сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства, мореплавания, ирригационного строительства, а также раннеклассовых отношений внутри общества. Мононормы присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем “расщепления” на эти нормы, так и путем появления новых, позитивно-обязывающих норм.
Регулятивная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличающуюся и по содержанию, и по способам регулирования, и по форме выражения, и по средствам обеспече-ния – санкциям – от предшествующей регулятивной системы (см. раздел 2.2 настоящего обзора).
По содержанию. Становление производящей экономики приводит к качественному измене-нию всех сторон жизни общества: хозяйственной, идеологической, социальной, структурно-организационной. Новые специфические обстоятельства общественного производства и быта начинают формировать правовую часть регулятивной системы. С одной стороны, она уже содержит исходящие от государства и обеспечиваемые им разветвленные правила проведения сельскохозяйственных и других общественных работ, распределения их результатов в связи с