Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2016
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Экономические функции заключаются в выработке и государственной координации основных направлений экономики. На разных этапах развития общества экономические функции проявляются по-разному: в одних случаях государство осуществляет организацию хозяйственной деятельности административно-командными методами, а в других – влияние государства на экономику ограничивается дифференциацией налоговой и инвестиционной политики, поддержкой стратегических и социально значимых производств. Разновидностью экономической функции государства является фискальная функция, которую выполняют налоговые органы государства.
Социальные функции – это направления деятельности государства, призванные обеспечить нормальные условия жизни всех членов общества. Социальные функции проявляются в обеспечении национальной безопасности, защите прав и свобод граждан, ликвидации последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализации социальных программ, поддержке здравоохранения и т.д. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих функций может привести к ослаблению, распаду и даже гибели государства.
Идеологические функции состоят в целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации.
Внешние функции – это направления деятельности государства по отношению к другим государствам. Цивилизованные государства, воспринявшие оборонительную доктрину, осуществляют две внешних функции:
– функция обороны – деятельность государства, направленная на укрепление вооруженных сил, повышение боеспособности и боеготовности армии, организацию гражданской обороны, охрану границ;
– функция сотрудничества с другими государствами – деятельность государства, способ-ствующая укреплению мира и дружбы с другими государствами. Сотрудничество осуществляется в экономической, политической, научно-технической и культурной сферах.
Государства, проводящие агрессивную внешнюю политику, осуществляют функцию захвата чужих территорий.
По времени действия функции государства делятся на постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются на всех этапах развития государства, например, социальные, экономические функции. Временные функции возникают на определенных этапах развития государства и в ходе эволюции отмирают. К ним можно отнести функцию подавления одного класса другим.
В зависимости от объекта государственного воздействия различают следующие функции государства:
– охраны общественного порядка и обеспечения национальной безопасности;
– экономическая;
– налогообложения;
– социальной защиты;
– экологическая;
– культурная.
Помимо этой классификации, функции государства делятся по значимости на основные и не основные. Однако данное разграничение функций государства в науке встречается достаточно редко.
Под формами осуществления функций государства понимают однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Выделяют правовые и организационные формы.
Правовые формы осуществления функций государства – это деятельность органов государства, связанная с изданием и применением правовых актов. К правовым формам относят:
– правотворческую деятельность (по подготовке и изданию правовых актов);
– правоприменительную (деятельность органов государства по реализации законов путем издания актов применения права);
– правоохранительную (деятельность специальных органов по защите прав и свобод граждан, предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности виновных).
Организационные формы осуществления функций государства заключаются в однородной деятельности государственных органов по исполнению законов и решению вопросов управленческого характера. К ним относятся:
а) организационно-регламентирующая форма – деятельность, направленная на обеспечение функционирования органов государства: организация различных мероприятий, подготовка документов, подбор и расстановка кадров;
б) организационно-хозяйственная форма – деятельность хозяйственного характера, направ-ленная на материальное обеспечение выполнения государственных функций (экономическое обоснование, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения и сбыта и т.д.);
в) организационно-идеологическая форма – деятельность, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства: разъяснение законов и иных нормативных актов, формирование общественного мнения.
4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
Механизм государства – это система специальных органов и иных государственных организаций, с помощью которых государство осуществляет свои функции. Структурными элементами механизма государства являются: государственный аппарат, государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие.
Иногда в юридической литературе понятие “механизм государства” отождествляется с понятием “государственный аппарат”. Однако представляется, что под государственным аппаратом следует понимать лишь систему государственных органов, наделенных властными полномочиями, т.е. понятие “механизм государства” шире понятия “государственный аппарат”.
Государственный орган – это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности.
Признаками, отличающими государственные органы от государственных учреждений и негосударственных органов, являются:
а) наделение их полномочиями государственно-властного характера;
б) формирование государственных органов по воле государства;
в) осуществление ими своих функций от имени государства;
г) выполнение строго определенных законом видов и форм деятельности;
д) наличие территориального масштаба деятельности.
Государственные органы классифицируются по нескольким основаниям (таблица 1).
Таблица 1. Основание классификации государственных органов
Критерий | Виды государственных органов |
1. Способ формирования | Представительные. Назначаемые |
2. Пространственные границы деятельности | Высшие (центральные). Местные |
3. Принцип разделения властей | Законодательные. Исполнительные. Судебные |
4. Характер компетенции | Органы общей компетенции (правительство). Органы специальной компетенции (министерства) |
5. Правовые формы деятельности | Правотворческие. Правоприменительные. Правоохранительные |
6. Сроки полномочий | Постоянные. Временные |
7. Порядок осуществления компетенции | Коллегиальные. Единоначальные |
По способу формирования различают представительные (Федеральное Собрание Российской Федерации) и назначаемые (все органы исполнительной власти) органы.
По пространственным границам деятельности государственные органы подразделяются на высшие или центральные (Правительство Российской Федерации) и местные (например, Правительство Калужской области).
По принципу разделения властей выделяют законодательные (Государственная Дума Российской Федерации), исполнительные (Правительство Российской Федерации) и судебные (Верховный Суд Российской Федерации) органы.
По характеру компетенции различают органы общей компетенции (правительства) и органы специальной компетенции (министерства, федеральные агентства).
По правовым формам деятельности государственные органы делятся на правотворческие (правительства), правоприменительные (судебные органы) и правоохранительные (органы внутренних дел).
По срокам полномочий – на постоянные (правительства) и временные (государственные комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций).
По порядку осуществления компетенции бывают коллегиальные (парламенты) и едино-начальные (министерства).
Представительнымиорганами являются центральные законодательные органы, а также орга-ны законодательной власти на местах, т.е. в субъектах государства (Московская Городская Дума).
Законодательные органы принимают законы, обязательные для исполнительной власти и составляющие основу деятельности судебной власти.
В демократическом государстве высшим представительным органом является парламент, который в разных странах называется по-разному (в России – Федеральное Собрание, в США – Конгресс, в Польше – Сейм). В федеративных государствах парламенты, как правило, состоят из двух палат – верхней и нижней. При этом нижняя палата избирается непосредственно населением, а верхняя состоит из представителей субъектов федерации. При парламентах образуются и действуют постоянные и временные комиссии, которые ведут работу по каким-либо направлениям, входящим в компетенцию парламента.
Наряду с законотворчеством парламент также рассматривает и утверждает бюджет, осуществляет контроль над деятельностью правительства, ратифицирует и расторгает между-народные договоры, может осуществлять импичмент.
Центральными органами исполнительно-распорядительной власти являются: глава государ-ства, правительство, министерства, ведомства и т.д. Центральным органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство России. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной Думы Российской Федерации, а решение об отставке Правительства РФ принимает Президент России.
Особое место в системе государственных органов занимает суд. Это независимый орган власти, осуществляющий правосудие по гражданским, административным и уголовным делам, опираясь только на закон и подчиняясь только закону.
Государственными органами являются также правоохранительные органы, обладающие государственно-властными полномочиями. К ним относятся органы прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, внешней разведки, налоговой полиции, таможенные органы и др.
Государственные органы действуют в соответствии с принципами (основополагающими идеями), которые определяют подходы к их формированию и функционированию. Такими принципами являются:
1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с которым государственные органы обязаны признавать, соблюдать и защищать их;
2) принцип законности, означающий, что все государственные органы обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты;
3) принцип разделения властей, предполагающий раздельное функционирование трех равных, независимых властей – законодательной, исполнительной и судебной и заключающийся в создании механизма, минимизирующего произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
4) принцип гласности, обеспечивающий информированность о деятельности государственных органов;
5) принцип профессионализма,создающий условия для использования наиболее квалифици-рованных специалистов в работе государственных органов и гарантирующий высокий уровень качества их работы.
Структурными элементами механизма государства, как указывалось, являются также государственные учреждения, государственные предприятия и государственные служащие.
Государственные учреждения – это учреждения, не обладающие государственно-властными полномочиями, осуществляющие практическую деятельность в различных сферах: экономик, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.