Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 2072

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина

1.2 Объект и предмет теории государства и права

1.3 Методология теории государства и права

1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право

1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права

2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

2.2 Основные элементы социальных норм первобытнообщинного общества: содержание, способы регулирования, формы выражения, санкции. Мононормы

2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА

3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории

3.2 Материалистические теории происхождения государства и права

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 Закономерности возникновения государства

4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства

4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах

5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»

5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти

5.2 Признаки и определение государства

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества

6.2 Первичные формы возникновения права

6.3 Признаки и определение права

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА

2.1 Формационный подход к типологии государств

2.2 Цивилизационный подход к типологии государств

3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

4 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

5 ФОРМА ГОСУДАРСТВА

5.1 Форма правления государства

5.2 Форма государственного устройства

5.3 Конфедерация

5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств

5.5 Соотношение типа и формы государства

6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

8 Государство и личность

8.1 Правовой статус личности

8.2 Понятие прав и свобод личности, их система

8.3 Взаимная ответственность государства и личности

9 правовое государство

9.1 История идей правовой государственности

9.2 Признаки правового государства

9.3 Проблемы формирования правового государства в России

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1 Право и мораль

2.2 Право и обычаи

2.3 Право и религиозные нормы

2.4 Право и корпоративные нормы

3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ

4 ВИДЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА

6 ПРИНЦИПЫ ПРАВА

7 ТИПЫ ПРАВА

8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА

10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ

12 ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА

14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ

15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ

2 Структура нормы права

2.1 Гипотеза

2.2 Диспозиция

2.3 Санкция

3 КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах

5 СИСТЕМА ПРАВА

5.1 Понятие системы права

5.2 Отрасли и институты права

5.3 Право частное и публичное

6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

8. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) права

8.1 Понятие формы (источника) права

8.2 Виды форм (источников) права

9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 правотворчествО

2 стадии правотворческого процесса

3 систематизация нормативных правовых актов

4 Законодательная и юридическая техника

5 ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений

5.2 Содержание правоотношений

5.3 Субъекты правоотношения

5.4 Объекты правоотношения

6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

6.1 Юридические факты

6.2 Юридические презумпции и преюдиции

6.3 Юридические фикции

7 реализация нормы права, ее формы

8 применениЕ как особая форма реализации права

8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности

8.2 Характерные черты акта применения нормы права

9 толкование норм права

9.1 Понятие и значение толкования норм права

9.2 Способы и виды толкования норм права

10 пробелы в праве и способы их восполнения

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ГЛОССАРИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

1 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1 Понятие и значение правомерного поведения

1.2 Виды правомерного поведения

2 ПРАВОНАРУШЕНИЕ

2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения

2.2 Виды правонарушений

2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение

3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1 Понятие и принципы юридической ответственности

3.2 Виды юридической ответственности

4 ЗАКОННОСТЬ

4.1 Понятие законности

4.2 Основные принципы и требования законности

4.3 Пределы действия законности

4.4 Деформация законности в процессе государственного развития

5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

5.1 Законность и правопорядок

5.2 Правопорядок и общественный порядок

6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА

ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА

1.1 Понятие политической системы общества

1.2 Место и роль государства в политической системе

1.3 Государство и общественные организации

Виды политических систем общества

2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства

3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире

3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации

ГЛОССАРИЙ

ЛИТЕРАТУРА

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

ГЛОССАРИЙ



Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой форме проявляется полное, ничем не ограниченное господство одного класса – рабовладельцев и полное бесправие другого класса – рабов. В эпоху рабовладельческого права представители эксплуатируемого класса – рабы – не признавались субъектами права.

Рабовладельцы и рабы являлись основными, но не единственными составляющими структуры рабовладельческого общества. Наряду с ними существовали свободные и полусвободные крестьяне-общинники и ремесленники, торговцы и вольноотпущенники. При разорении многие из них попадали в рабство.

Основными внутренними функциями рабовладельческого государства являются:

1) создание и поддержание условий для эксплуатации рабов и разоренных свободных граждан;

2) охрана рабовладельческой частной собственности;

3) подавление сопротивления рабов и других угнетенных слоев общества.

К внешним функциям рабовладельческого государства относятся:

1)завоевание, порабощение и ограбление других народов;

2) оборона страны от внешних противников;

3) управление захваченными территориями;

4) установление и поддержание торговых и иных мирных связей с другими государствами.

Рабовладельческий государственный аппарат формировался строго по классовому принципу: высшие посты занимали представители господствующего класса. Огромную роль в государственном механизме рабовладельческих государств играли жрецы. Они обожествляли царей, императоров и фараонов и тем самым значительно укрепляли рабовладельческий строй.

Феодальный тип государства исторически, как правило, приходит на смену рабовладель-ческому типу. Он возникает двумя основными путями: а) путем постепенного разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя; б) путем постепенного развития и затем разложения первобытно-общинного строя и возникновения на его основе феодального. Последний путь характерен для развития государственности у восточных и западных славян, которые миновали рабовладение.

Основу экономической зависимости крепостных крестьян от феодалов составляла частная собственность последних на землю. Эксплуатация осуществлялась путем взимания ренты.


Феодальное государство было призвано подавлять и угнетать крепостных, охранять частную собственность помещиков на землю.

Внутренними функциями феодального государства являлись:

1) удержание крепостных в полной зависимости от класса феодалов;

2) охрана феодальной собственности на землю и средства производства;

3) идеологическое и духовное воздействие на эксплуатируемые массы;

4) регулирование отношений внутри господствующего класса.

К внешним функциям феодального государства относились:

1) захват и ограбление чужих территорий;

2) установление и поддержание торгово-экономических связей с другими государствами;

3) защита своей территории от нападения извне.

Важнейшими составными частями феодального государственного механизма являлись: армия, феодальные дружины, полиция, жандармерия, суд.

Исключительную роль в период существования феодального государства играла церковь.
Ее власть нередко приравнивалась к власти императора или короля. Церковь всячески насаждала и защищала религию, освящала феодальный строй, вела беспощадную борьбу со всякого рода отступлениями от церковных канонов и догматов – ересями.

Буржуазные государства возникли в ходе буржуазных революций, предпосылки которых создавались в недрах феодального общества: зарождающиеся капиталистические производствен-ные отношения и класс буржуазии вступали в неразрешимые противоречия с феодальным строем, тормозившим прогрессивное развитие общества.

Экономической основой буржуазного государства стала частная собственность на наиболее значимые орудия труда и средства производства. Частная собственность объявляется священной и неприкосновенной, что нашло закрепление в конституциях и законах буржуазных государств.
В буржуазном праве впервые был закреплен принцип формального правового равенства.

Признаками буржуазного государства являются:

1) наличие конкуренции;

2) содействие техническому прогрессу;

3) рост мощных национальных и транснациональных корпораций;

4) периодическое возникновение экономических спадов (кризисов);

5) незначительный контроль государства над частным сектором.

Социальная структура буржуазного общества обычно представлялась как совокупность двух основных классов – буржуазии и пролетариата, а также промежуточных слоев населения – полупролетариев, интеллигенции и т.д. В современных развитых государствах не просматривается резкого деления общества на антагонистические классы. Социальную структуру этих государств в настоящее время принято представлять как нечто целое, состоящее из трех основных классов: высшего, среднего и низшего,

различающихся по уровню благосостояния, материальной обеспе-ченности. Каждый класс включает в себя лиц, обладающих примерно одинаковым уровнем дохода, имеющих одинаковый социальный статус. При этом в наиболее развитых капиталисти-ческих странах самым многочисленным классом является средний.

Теоретические основы социалистического государства были заложены в трудах основоположников научного коммунизма. С момента своего зарождения учение о социалисти-ческом государстве подвергалось и подвергается резкой критике со стороны различных политических течений и идеологий. Это вполне естественно, если исходить из многократно подтвержденного жизненного опыта.

Основные положения марксистского учения о социалистическом государстве:

1) в соответствии с марксистской теорией социалистическое государство возникает не в ходе эволюционного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции;

2) закономерностью становления и развития социалистического государства является слом старой государственной машины, уничтожение старого государственного аппарата;

3) сущностью переходного периода от капитализма к социализму является диктатура пролетариата;

4) в своем становлении и развитии социалистическое государство проходит несколько этапов.

Экономическую основу социалистического государства составляла общенародная собствен-ность на средства производства. Опыт же бывшего СССР и других социалистических стран показал, что граждане фактически не имели никакой собственности, не были заинтересованы в результатах своего труда, а средства производства были фактически “ничьими”, бесхозными. Это, а также отсутствие свободного рынка товаров и услуг, навязывание плановой экономики сверху, которая не могла сбалансировать всегда стихийно складывающиеся спрос и предложение, вели,
в конечном счете, к разорению и обнищанию государства.



2.2 Цивилизационный подход к типологии государств



Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают такие признаки “цивилизации” как культура, нравственность, религия, национальные и психологические особенности, технология и т.д.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

древние (древнеегипетская, шумерская и др.);

особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

современные.

По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латино-американская и др.).

Достоинством данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются как важные факторы государственности.

Однако этот подход также подвергается активной критике. Во-первых, само понятие “цивилизация” не поддается сколько-нибудь четкому и однозначному определению. Хотя этот термин имеет широкое распространение в социальных науках, тем не менее он не имеет строго определенного фиксированного значения, в толковых словарях и энциклопедиях он употребляется в самых разных и не всегда совпадающих друг с другом смыслах. Такое положение делает весьма проблематичным использование понятия “цивилизация” в качестве критерия типологии государств. Во-вторых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические факторы, которые играют определяющую роль в формировании государства; и, в-третьих, он предполагает существование множества критериев и несовпадающих классификаций.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг., когда ставилась революционная задача избавления от всего старого (и уже в силу только одного этого – “плохого”), в отечественной литературе появились попытки полного отказа от формационного подхода.


Несомненно, противопоставлять эти подходы не следует, но цивилизационный, весьма далекий от глубокой разработки подход, не может заменить теоретически обоснованный формационный.

Поскольку в ходе критики последнего не было выдвинуто достаточно убедительных критериев, в научной литературе большинство авторов продолжают пользоваться именно формационным подходом при типологии государств, а некоторые авторы при определении типа государства предпочитают пользоваться сочетанием формационного и цивилизационного подходов.


3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА



Теория государства различает статические и динамические свойства государства.
К статическим относятся признаки государства, его форма, а к динамическим – функции государства и формы их реализации. Научное познание государства обязательно предполагает рассмотрение его функций, в которых прежде всего обнаруживаются социальная природа и важнейшие качественные характеристики того или иного государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач, обусловленные его сущностью.

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства, а также функции отдельных его органов.

Разграничение этих понятий проводится по следующим признакам функций государства:

1) функции непосредственно выражают и конкретизируют сущность государства;

2) функции государства возникают и развиваются в соответствии с его историческими задачами;

3) в функциях государств различных исторических типов проявляются присущие им особенности и динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Функции государства многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Наиболее распространено в теории государства и права деление функций по сфере действия на внутренние и внешние.

Внутренние функцииэто направления деятельности государства по отношению к обществу. В свою очередь, внутренние функции в зависимости от сферы общественной жизни делятся на политические, экономические, социальные, идеологические.

Политические функции представляют собой направления деятельности государства