Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2063
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой форме проявляется полное, ничем не ограниченное господство одного класса – рабовладельцев и полное бесправие другого класса – рабов. В эпоху рабовладельческого права представители эксплуатируемого класса – рабы – не признавались субъектами права.
Рабовладельцы и рабы являлись основными, но не единственными составляющими структуры рабовладельческого общества. Наряду с ними существовали свободные и полусвободные крестьяне-общинники и ремесленники, торговцы и вольноотпущенники. При разорении многие из них попадали в рабство.
Основными внутренними функциями рабовладельческого государства являются:
1) создание и поддержание условий для эксплуатации рабов и разоренных свободных граждан;
2) охрана рабовладельческой частной собственности;
3) подавление сопротивления рабов и других угнетенных слоев общества.
К внешним функциям рабовладельческого государства относятся:
1)завоевание, порабощение и ограбление других народов;
2) оборона страны от внешних противников;
3) управление захваченными территориями;
4) установление и поддержание торговых и иных мирных связей с другими государствами.
Рабовладельческий государственный аппарат формировался строго по классовому принципу: высшие посты занимали представители господствующего класса. Огромную роль в государственном механизме рабовладельческих государств играли жрецы. Они обожествляли царей, императоров и фараонов и тем самым значительно укрепляли рабовладельческий строй.
Феодальный тип государства исторически, как правило, приходит на смену рабовладель-ческому типу. Он возникает двумя основными путями: а) путем постепенного разложения рабовладельческого строя и зарождения в его недрах зачатков феодального строя; б) путем постепенного развития и затем разложения первобытно-общинного строя и возникновения на его основе феодального. Последний путь характерен для развития государственности у восточных и западных славян, которые миновали рабовладение.
Основу экономической зависимости крепостных крестьян от феодалов составляла частная собственность последних на землю. Эксплуатация осуществлялась путем взимания ренты.
Феодальное государство было призвано подавлять и угнетать крепостных, охранять частную собственность помещиков на землю.
Внутренними функциями феодального государства являлись:
1) удержание крепостных в полной зависимости от класса феодалов;
2) охрана феодальной собственности на землю и средства производства;
3) идеологическое и духовное воздействие на эксплуатируемые массы;
4) регулирование отношений внутри господствующего класса.
К внешним функциям феодального государства относились:
1) захват и ограбление чужих территорий;
2) установление и поддержание торгово-экономических связей с другими государствами;
3) защита своей территории от нападения извне.
Важнейшими составными частями феодального государственного механизма являлись: армия, феодальные дружины, полиция, жандармерия, суд.
Исключительную роль в период существования феодального государства играла церковь.
Ее власть нередко приравнивалась к власти императора или короля. Церковь всячески насаждала и защищала религию, освящала феодальный строй, вела беспощадную борьбу со всякого рода отступлениями от церковных канонов и догматов – ересями.
Буржуазные государства возникли в ходе буржуазных революций, предпосылки которых создавались в недрах феодального общества: зарождающиеся капиталистические производствен-ные отношения и класс буржуазии вступали в неразрешимые противоречия с феодальным строем, тормозившим прогрессивное развитие общества.
Экономической основой буржуазного государства стала частная собственность на наиболее значимые орудия труда и средства производства. Частная собственность объявляется священной и неприкосновенной, что нашло закрепление в конституциях и законах буржуазных государств.
В буржуазном праве впервые был закреплен принцип формального правового равенства.
Признаками буржуазного государства являются:
1) наличие конкуренции;
2) содействие техническому прогрессу;
3) рост мощных национальных и транснациональных корпораций;
4) периодическое возникновение экономических спадов (кризисов);
5) незначительный контроль государства над частным сектором.
Социальная структура буржуазного общества обычно представлялась как совокупность двух основных классов – буржуазии и пролетариата, а также промежуточных слоев населения – полупролетариев, интеллигенции и т.д. В современных развитых государствах не просматривается резкого деления общества на антагонистические классы. Социальную структуру этих государств в настоящее время принято представлять как нечто целое, состоящее из трех основных классов: высшего, среднего и низшего,
различающихся по уровню благосостояния, материальной обеспе-ченности. Каждый класс включает в себя лиц, обладающих примерно одинаковым уровнем дохода, имеющих одинаковый социальный статус. При этом в наиболее развитых капиталисти-ческих странах самым многочисленным классом является средний.
Теоретические основы социалистического государства были заложены в трудах основоположников научного коммунизма. С момента своего зарождения учение о социалисти-ческом государстве подвергалось и подвергается резкой критике со стороны различных политических течений и идеологий. Это вполне естественно, если исходить из многократно подтвержденного жизненного опыта.
Основные положения марксистского учения о социалистическом государстве:
1) в соответствии с марксистской теорией социалистическое государство возникает не в ходе эволюционного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции;
2) закономерностью становления и развития социалистического государства является слом старой государственной машины, уничтожение старого государственного аппарата;
3) сущностью переходного периода от капитализма к социализму является диктатура пролетариата;
4) в своем становлении и развитии социалистическое государство проходит несколько этапов.
Экономическую основу социалистического государства составляла общенародная собствен-ность на средства производства. Опыт же бывшего СССР и других социалистических стран показал, что граждане фактически не имели никакой собственности, не были заинтересованы в результатах своего труда, а средства производства были фактически “ничьими”, бесхозными. Это, а также отсутствие свободного рынка товаров и услуг, навязывание плановой экономики сверху, которая не могла сбалансировать всегда стихийно складывающиеся спрос и предложение, вели,
в конечном счете, к разорению и обнищанию государства.
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают такие признаки “цивилизации” как культура, нравственность, религия, национальные и психологические особенности, технология и т.д.
Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.
В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:
– древние (древнеегипетская, шумерская и др.);
– особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);
– современные.
По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:
– первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);
– вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латино-американская и др.).
Достоинством данной типологии, несомненно, является внимание к культурным, духовным критериям, которые рассматриваются как важные факторы государственности.
Однако этот подход также подвергается активной критике. Во-первых, само понятие “цивилизация” не поддается сколько-нибудь четкому и однозначному определению. Хотя этот термин имеет широкое распространение в социальных науках, тем не менее он не имеет строго определенного фиксированного значения, в толковых словарях и энциклопедиях он употребляется в самых разных и не всегда совпадающих друг с другом смыслах. Такое положение делает весьма проблематичным использование понятия “цивилизация” в качестве критерия типологии государств. Во-вторых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические факторы, которые играют определяющую роль в формировании государства; и, в-третьих, он предполагает существование множества критериев и несовпадающих классификаций.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг., когда ставилась революционная задача избавления от всего старого (и уже в силу только одного этого – “плохого”), в отечественной литературе появились попытки полного отказа от формационного подхода.
Несомненно, противопоставлять эти подходы не следует, но цивилизационный, весьма далекий от глубокой разработки подход, не может заменить теоретически обоснованный формационный.
Поскольку в ходе критики последнего не было выдвинуто достаточно убедительных критериев, в научной литературе большинство авторов продолжают пользоваться именно формационным подходом при типологии государств, а некоторые авторы при определении типа государства предпочитают пользоваться сочетанием формационного и цивилизационного подходов.
3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Теория государства различает статические и динамические свойства государства.
К статическим относятся признаки государства, его форма, а к динамическим – функции государства и формы их реализации. Научное познание государства обязательно предполагает рассмотрение его функций, в которых прежде всего обнаруживаются социальная природа и важнейшие качественные характеристики того или иного государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач, обусловленные его сущностью.
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства, а также функции отдельных его органов.
Разграничение этих понятий проводится по следующим признакам функций государства:
1) функции непосредственно выражают и конкретизируют сущность государства;
2) функции государства возникают и развиваются в соответствии с его историческими задачами;
3) в функциях государств различных исторических типов проявляются присущие им особенности и динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.
Функции государства многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям. Наиболее распространено в теории государства и права деление функций по сфере действия на внутренние и внешние.
Внутренние функции – это направления деятельности государства по отношению к обществу. В свою очередь, внутренние функции в зависимости от сферы общественной жизни делятся на политические, экономические, социальные, идеологические.
Политические функции представляют собой направления деятельности государства