Файл: С овременная Гуманитарная Академия Дистанционное образование 4208. 01. 01РУ. 011.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 2004
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1 Теория государства и права как гуманитарная наука и учебная дисциплина
1.2 Объект и предмет теории государства и права
1.3 Методология теории государства и права
1.4 Место теории государства и права в системе наук, изучающих государство и право
1.5 Становление, развитие и современное состояние теории государства и права
2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
2.1 Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе
2.3 Переход от присваивающей к производящей экономике. Неолитическая революция
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯГОСУДАРСТВА И ПРАВА
3.1 Теории происхождения государства и права, не связанныес материалистическим пониманием истории
3.2 Материалистические теории происхождения государства и права
4.1 Закономерности возникновения государства
4.2 Неравномерность развития государственности у разных народов. Пути возникновения государства
4.3 Властные институты в раннеклассовых обществах
5 ПОНЯТИЯ «ГОСУДАРСТВО» И «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
5.1 Характеристика государственной власти и ее отличие от родовой власти
5.2 Признаки и определение государства
6.1 Отличие норм права от социальных норм первобытного общества
6.2 Первичные формы возникновения права
6.3 Признаки и определение права
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ И ИХ СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА
2.1 Формационный подход к типологии государств
2.2 Цивилизационный подход к типологии государств
5.1 Форма правления государства
5.2 Форма государственного устройства
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
5.5 Соотношение типа и формы государства
6 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА
7 Гражданское общество: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
8.2 Понятие прав и свобод личности, их система
8.3 Взаимная ответственность государства и личности
9.1 История идей правовой государственности
9.2 Признаки правового государства
9.3 Проблемы формирования правового государства в России
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ВИДЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ и СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
2 ПРАВО В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.4 Право и корпоративные нормы
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ
5 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА
8 МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
9 ПРАВО И ЭКОНОМИКА, ПРАВО И ПОЛИТИКА
10 ПРАВОСОЗНАНИЕ, ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
11 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ
13 ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЮРИСТА
14 ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
15 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
1 ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ
4 Способы изложения юридических норм в нормативных ПРАВОВЫХ актах
6 СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
7. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
8.1 Понятие формы (источника) права
8.2 Виды форм (источников) права
9. действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
10 ВИДЫ И СИСТЕМЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
2 стадии правотворческого процесса
3 систематизация нормативных правовых актов
4 Законодательная и юридическая техника
5.1 Понятие, признаки и виды правоотношений
6 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ
6.2 Юридические презумпции и преюдиции
7 реализация нормы права, ее формы
8 применениЕ как особая форма реализации права
8.1 Основные стадии правоприменительной деятельности
8.2 Характерные черты акта применения нормы права
9.1 Понятие и значение толкования норм права
9.2 Способы и виды толкования норм права
10 пробелы в праве и способы их восполнения
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1.1 Понятие и значение правомерного поведения
1.2 Виды правомерного поведения
2.1 Понятие, признаки и состав правонарушения
2.3 Основные принципы законодательного определения правонарушенийи санкций за их совершение
3.1 Понятие и принципы юридической ответственности
3.2 Виды юридической ответственности
4.2 Основные принципы и требования законности
4.3 Пределы действия законности
4.4 Деформация законности в процессе государственного развития
5 СООТНОШЕНИЕ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
5.2 Правопорядок и общественный порядок
6 ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
ЗАДАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ
1 ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОБЩЕСТВА
1.1 Понятие политической системы общества
1.2 Место и роль государства в политической системе
1.3 Государство и общественные организации
Виды политических систем общества
2 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
2.2 Необходимость, пути и меры укрепления Российского государства
3 ГОСУДАРСТВО, ПРАВО, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
3.1 Глобализация, ее место и роль в современном мире
3.3 Проблемы формирования мирового правопорядка в условиях глобализации
5.2 Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – внутреннее строение государства, способ его территориально-политического деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Существуют две основных разновидности форм государственного устройства.
1. Унитарное государство – это единое государство, подразделяющееся на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Население унитарного государства имеет единое гражданство.
В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизован-ные и децентрализованные. В первом случае во главе местных органов власти стоят назначенные центром чиновники. Во втором случае существует определенная самостоятельность местных выборных органов власти в решении региональных вопросов.
Унитарное государство может быть мононациональным (Япония) и многонациональным (Китай, Афганистан).
2. Федеративное государство – это государство, состоящее из ряда государств или государственных образований, которые обладают политической самостоятельностью.
Отличительными признаками федерации являются:
– наличие, как правило, двух систем законодательной, исполнительной и судебной властей – федеральных и субъектов федерации;
– разделение полномочий федерации и субъектов федерации;
– определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации;
– двухканальная система налогов;
– двойное гражданство.
В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: администра-тивные, где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика); национальные, основой территориального деления которых служит национальный состав населения (Югославия).
5.3 Конфедерация
Одной из дискуссионных форм государственного устройства является конфедерация – союз суверенных государств, образованный для совместного решения политических, экономических или военных задач. Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета и единого гражданства. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации. Поскольку для конфедерации не характерен ни один из признаков государства, то многие специалисты вообще не относят конфедерацию к разновидности форм государственно-территориального устройства. Они считают, что ее необходимо относить к особым формам объединения государств.
Создание конфедерации основано на добровольном согласии всех ее членов, а выход из конфедерации возможен на основе одностороннего волеизъявления.
Конфедерация нередко является промежуточным звеном на пути создания федерации (например, конфедерация Швейцарский союз (1815–1848) трансформировалась в федерацию), либо распадается (Австро-Венгрия). В современном мире конфедерации встречаются крайне редко.
Разновидностями конфедерации являются:
– межгосударственные союзы – классические конфедерации, образованные из независимых государств;
– содружества – объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);
– сообщества государств – переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров (ЕЭС).
Конфедерации следует отличать от коалиций, представляющих собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.
Помимо приведенной выше классификации государственного устройства существует другая, двучленная классификация, в соответствии с которой различают простые (унитарные) и сложные государства. Сложные государства делятся на протектораты и унии.
Протекторат – союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное государство обязывается оказывать более слабому покровительство в виде эко-номической и культурной помощи, вооруженной защиты, представительства во внешних делах.
Унии – объединения государств различного характера. Разновидностями уний являются:
– федерации;
– конфедерации;
– империи – сложные государства, созданные насильственным путем (Римская империя и др.);
– фузии – воссоединенные государства (современная Германия);
– инкорпорации – государства, созданные путем присоединения одного государства к другому.
5.4 Государственный (политический) режим различных типов государств
Государственный режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.
Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах государства прежде всего отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.
О характере режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы:
– способы и порядок формирования органов государственной власти, управления и право-судия;
– порядок распределения компетенции между различными органами государства и характер взаимоотношения между ними;
– степень реальности прав и свобод граждан;
– роль права в жизни общества;
– место и роль армии, полиции, разведки и т.д.;
– степень реального участия граждан в управлении государством;
– способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.
В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов. Большинство авторов предлагают двучленную их классификацию: все режимы делятся на демократические и антидемократические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на фашистский, тоталитарный и авторитарный.
Демократический режим характеризуется следующими признаками:
– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность;
– разделение властей;
– отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии;
– наличие свободно формируемых политических партий, отражающих социальную дифферен-циацию гражданского общества;
– существование оппозиции;
– наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод;
– господство закона.
Признаками антидемократического режима являются:
– отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;
– усиление роли исполнительно-распорядительных органов и отсутствие разделения властей;
– отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий;
– существование единой государственной идеологии;
– отсутствие демократических прав и свобод;
– господство беззакония и террора.
Фашистский режим представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов “низшей” расы. Отличительными особенностями фашизма, как политического режима, являются: сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких масс населения; непререкаемая власть вождя; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.
Тоталитарный режим во многом схож с фашистским. Тоталитарный режим – политический режим, характеризующийся сочетанием социальной демагогии, провозглашающей права, свободы и процветание, сочетающейся с массовыми репрессиями. В тоталитарном государстве также насаждаются вождизм, культ личности, господствуют одна идеология и одна партия, происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна представляет собой казарму с жестким режимом и унифицированной формой поведения граждан.
Авторитарный режим несколько “мягче” двух предыдущих. Он является как бы промежу-точным режимом между демократическим и антидемократическим, переходным от одного к другому. Авторитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к система-тическому насилию в целях сохранения своего господства. Однако государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над всеми сферами экономической, политиче-ской и культурной жизни. Нет единой, обязательной для всех идеологии, одной господствующей партии, отсутствует массовый террор. Авторитарный режим появляется тогда, когда власти наме-рены приступить к реформам общественного строя и осуществить “революцию сверху” (напри-мер, переход в Испании от фашизма к демократии происходил в условиях авторитарного режима).