Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 641
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»
Принципы рационального питания.
Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические
Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей
Практическое занятие № 13
Тема: Анатомо-физиологические особенности (АФО) и методика исследования органов кроветворения у детей
Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки
-
Кроветворение во внутриутробном периоде, его особенности:
-
этапы кроветворения в зависимости от гестационного возраста
(ангиобластический, печеночно-селезеночный, костно-мозговой ),
-
типы гемоглобина у плода (примитивный Нв Р, фетальный Нв F, гемоглобин взрослого Нв А).
-
Кроветворение после рождения ребенка, изменение типов гемоглобина. -
Основные функции крови. Современная схема кроветворения.
4. Методика клинического обследования органов кроветворения у детей с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей:
-
жалобы, -
анамнез жизни с выделением факторов риска, значение генетического анамнеза; -
осмотр:
- оценка общего состояния и самочувствия, сознания, возможные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии, цвет кожи, склер, видимых слизистых оболочек, состояние волос, ногтей, состояние небных миндалин, область периферических лимфатических узлов, суставы, область живота;
- эндотелиальные пробы на резистентность капилляров (Кожевниковой, жгута, щипка, молоточковая, уколочная, манжеточная);
- пальпация периферических лимфатических узлов (величина, количество, консистенция, болезненность, отношение к окружающим тканям);
- пальпация живота, печени, селезенки;
- перкуссия трубчатых костей, печени (определение размеров по Курлову), селезенки (длинник, поперечник);
- аускультация сердца и сосудов, измерение артериального давления.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с литературой -
Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию -
Письменное задание – перечислить
- группы периферических лимфоузлов и характеристики лимфоузлов
-
Подготовка рефератов и реферативных сообщений:
-
«Особенности кроветворения во внутриутробном периоде. Кроветворение после рождения ребенка» -
«Основные функции крови. Современная схема кроветворения»
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Тестовые задания для контроля знаний по теме «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов кроветворения у детей»
1. Установите соответствие этапов эмбрионального кроветворения срокам гестации:
Э т а п ы С р о к и
1) мегалобластический а) 3 недели
2) печеночный б) 6 недель
3) селезеночный в) 12 недель
4) костно-мозговой г) 16-20 недель
д) 30 недель
Ответ: 1. ____ . 2. _____ . 3. _____ . 4. ____ .
Выберите правильные ответы
2. Преобладающий тип гемоглобина во внутриутробном периоде:
1) примитивный 2) фетальный 3) взрослого
3. Перечислите основные функции крови: 1_____2____3____4_____5_____6_____7_____
Выберите правильные ответы
4. Основные функции гемоглобина:
1) транспорт кислорода к тканям 2) транспорт углекислого газа к легким
3) фагоцитоз 4) буферные свойства (регуляция кислотно-основного состояния)
5. У здорового ребенка пальпируются периферические лимфоузлы:
1) подчелюстные 2) надключичные 3) подмышечные
4) торакальные 5) паховые 6) подколенные.
6. Селезенка у здорового ребенка:
1) пальпируется 2) не пальпируется.
7. У больного ребенка селезенка доступна пальпации при ее увеличении:
1) в 1,5 раза 2) в 2-3 раза.
8. У здорового ребенка в возрасте до 5 лет нижний край печени выступает из-под края реберной дуги на:
1) 1-2 см 2) 3-4 см.
9. Смена типов гемоглобина после рождения предрасполагает к развитию у ребенка:
1) тромбоцитопений 2) анемий 3) лейкопений
10. В гемограмме здорового новорожденного отмечаются физиологические:
1) эритроцитоз 2) лейкоцитоз 3) ретикулоцитоз 4) тромбоцитоз
11. Установите соответствие:
Красная кровь новорожденного в первый день жизни характеризуется содержанием:
1) гемоглобина а) 5,4 – 7,2 х 1012л
2) эритроцитов б) 3 – 5 х 1012
3) ретикулоцитов в) 180 – 240 г / л
г) 150 – 180 г/ л
д) 1 – 2 %
е) 1,3 – 4,2 %
Ответ: 1. ____ . 2. ____ . 3. ____ .
12. Показателями интенсивного эритропоэза у ребенка в первые дни после рождения как реакции на гипоксию в родах являются:
1) эритроцитоз 2) повышенное количество гемоглобина
3) присутствие молодых незрелых форм эритроцитов в крови 4) тромбоцитоз
13. Содержание стволовых клеток в пуповинной крови новорожденного:
1) повышено 2) понижено.
14. Установите соответствие:
Длительность жизни эритроцитов у детей составляет:
1) в раннем неонатальном периоде а) 60-120 дней
2) в возрасте старше одного года б) 12 дней
Ответ: 1. ____ . 2. ____ .
15. Дополните:
Причиной физиологической гипербилирубинемии новорожденных является ________________________________________________
Выберите правильный ответ
16. Количество лейкоцитов в крови новорожденного в первые дни после рождения составляет:
1) 10-12 х 109 /л 2) 18-20 х 109 /л (физиологический лейкоцитоз).
17. Установите соответствие:
Процент нейтрофилов (а) и лимфоцитов (б) в крови новорожденного в первые дни жизни составляет:
1) 10-20% 2) 20-30% 3) 60-70%.
Выберите правильный ответ
18. Первый перекрест в формуле белой крови с содержанием нейтрофилов и лимфоцитов по 40-44% наблюдается у новорожденного на:
1) 2-3 день жизни 2) 5 день жизни 3) 10 день жизни.
19. Установите соответствие:
Каково % содержание нейтрофилов (а) и лимфоцитов (б) в лейкоцитарой формуле ребенка в возрасте старше пяти дней и до пяти лет?
1) 10-20% 2) 20-30% 3) 60-70%.
Выберите правильный ответ
20. Укажите возраст второго перекреста в лейкоцитарной формуле у детей:
1) 2-3 года 2) 5 лет 3) 10 лет.
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме «Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов кроветворения у детей»
1. | 1-а, 2-б, 3-в, 4-г | 8. | 1 | 15. | малая продолжительность жизни эритроцитов |
2. | 2 | 9. | 2 | 16. | 2 |
3. | гомеостатическая дыхательная гемостатическая транспортная защитная гуморальная экскреторная | 10. | 1, 2, 3 | 17. | а-3, б-2 |
4. | 1, 2, 4 | 11. | 1-в, 2-а, 3-е | 18. | 2 |
5. | 1, 3, 5 | 12. | 1, 2, 3 | 19. | а-2, б-3 |
6. | 2 | 13. | 1 | 20. | 2 |
7. | 2 | 14. | 1-б, 2-а | | |
Практическое занятие № 14
Тема: Анатомо-физиологические особенности (АФО), методика исследования органов мочевой системы у детей
Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки:
-
Анатомо-морфологические особенности почек: положение, смещаемость, строение почечных клубочков и канальцев, строение лоханок. -
Особенности строения мочеточников, предрасполагающие к застою мочи. -
Особенности строения, положения мочевого пузыря, емкость мочевого пузыря в разные возрастные периоды. -
Клиническая физиология почек у детей:
-
особенности клубочковой фильтрации, клиренса по эндогенному креатинину у детей в разные возрастные периоды, -
особенности реабсорбции веществ в проксимальных и дистальных канальцах -
особенности секреции в дистальных канальцах -
синтез биологически активных веществ (ренин, эритропоэтин, урокиназа, простагландины, активные метаболиты витамина Д3)
-
Факторы, влияющие на количество мочи у детей. Частота мочеиспусканий у детей разного возраста. -
Методика исследования органов мочевой системы у детей с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей:
-
анамнез. Факторы “риска”, угрожающие развитию патологии мочевой системы; -
жалобы; -
осмотр: возможные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии, малые аномалии (внешние стигмы дизэмбриогенеза), цвет кожных покровов, наличие отеков; -
проба Мак-Клюра-Олдрича на скрытые отеки – показания, методика проведения и оценка пробы с учетом возраста; -
пальпация почек, мочеточников, мочевого пузыря; -
перкуссия мочевого пузыря, определение свободной жидкости в брюшной полости, симптом Пастернацкого; -
измерение АД. Перкуссия и аускультация сердца.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с литературой -
Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию -
Письменное задание -
Подготовка рефератов и реферативных сообщений: