Файл: Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине пропедевтика детских болезней.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 660
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тестовые задания для входного контроля знаний по теме «Нервно-психическое развитие детей»
Принципы рационального питания.
Определение естественного вскармливания. Биологические и биохимические
Методика исследования органов и систем детей с учетом анатомо-физиологических особенностей
5) недостаточное количество альвеол 6) широкие бронхиолы
11. Малая глубина дыхания у детей раннего возраста обусловлена:
1) небольшой массой легких 2) малым количеством альвеол
3) большой частотой дыхания 4) слабостью дыхательной мускулатуры
5) малой экскурсией грудной клетки
12. Пуэрильное дыхание у детей обусловлено:
1) малой воздушностью легочной ткани 2) примесью ларингеального дыхания
3) малыми размерами грудной клетки 4) широким просветом бронхиол
5) утолщенными стенками грудной клетки
13. Склонность к ателектазам у детей раннего возраста объясняется:
1) недоразвитием дыхательного центра 2) отсутствием коллатеральной вентиляции
3) хорошим кровоснабжением легких 4) узостью бронхов
14. На заднюю поверхность грудной клетки справа проецируются доли легкого:
1) верхняя 2) средняя 3) нижняя
15. Нижние границы правого легкого у детей:
Линия Ребро
1) срединноключичная а) IV
2) средняя подмышечная б) V
3) лопаточная в) VI
г) VIII
д) IX
е) X
Ответы: 1 _____ . 2 ______ . 3 _____ .
16. На переднюю поверхность грудной клетки справа проецируются доли легкого:
1) верхняя 2) средняя 3) нижняя
17. На боковую поверхность грудной клетки справа проецируются доли легкого:
1) верхняя 2) средняя 3) нижняя 4) язычковая
18. Количество сегментов левого легкого:
1) 9 2) 10 3) 11
4) с возрастом увеличивается 5) с возрастом уменьшается
19. Установите соответствие расположения долей легкого:
Слева Доли легкого
А - спереди 1) верхняя
Б - сбоку 2) средняя
В - сзади 3) нижняя
20. Установите соответствие:
Возраст Частота дыхания в 1 минуту
1) 1 месяц а) 15
2) 1 год б) 16 - 18
3) 5 лет в) 20
4) 10 лет г) 25
д) 30 - 35
е) 40 - 60
ж) 60 - 70
Ответы: 1 ______ . 2 _____ . 3 ______. 4 _____ .
21. Соотношение дыхание : пульс у здорового ребенка на 1-ом году жизни:
1) 1 : 1,5 - 2,0 2) 1 : 2,5 - 3,0 3) 1 : 3,5 - 4,0 4) 1 : 4,0 - 4,5 5) 1 : 3,0 - 3,5
22. С какого возраста возможно определение высоты стояния верхушек легких и ширины полей Кренига:
1) с 1 года 2) с 3 лет 3) с 5 лет 4) с 7 лет 5) с 15 лет
23. Пуэрильное дыхание выслушивается:
1) у новорожденного 2) от 3 до 6 месяцев
3) от 6 месяцев до 6 лет 4) от 7 лет до 8 лет 5) от 9 до 10 лет
24. Везикулярное дыхание выслушивается:
1) у новорожденного 2) от 3 до 6 месяцев
3) от 6 месяцев до 1 года 4) от 1 года до 5 лет 5) с 5 лет - 7 лет
25. Преобладающий тип дыхания у девочек в пубертатном периоде:
1) брюшной 2) грудной 3) грудо - брюшной
4) диафрагмальный 5) реберный
26. Преобладающий тип дыхания у здоровых детей раннего возраста:
1) брюшной 2) реберный 3) диафрагмальный
4) грудной 5) грудо-брюшной
27. Установите соответствие:
Виды дыхания: Соотношение вдоха и выдоха:
А - везикулярное 1) выдох длиннее вдоха
Б - жесткое 2) выдох составляет 1/3 вдоха
В - бронхиальное 3) выдох составляет большую часть вдоха
Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме
«Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов дыхания у детей»
1. | 1, 2, 4, 5 | 10. | 1, 2, 3, 5 | 19. | А - 1, Б - 1, 3, В - 1, 3 |
2. | 2, 3 | 11. | 1, 2, 4, 5 | 20. | 1 - е, 2 - д, 3 - г, 4 - в |
3. | 2, 3, 4 | 12. | 1, 2, 3 | 21. | 5 |
4. | 1, 2, 5 | 13. | 2, 4 | 22. | 4 |
5. | 3 | 14. | 1, 3 | 23. | 3 |
6. | 1, 5 | 15. | 1 - в, 2 - г, 3 - е | 24. | 5 |
7. | 4 | 16. | 1, 2 | 25. | 2 |
8. | 4 | 17. | 1, 2, 3 | 26. | 1 |
9. | 1, 2, 4 | 18. | 1 | 27. | А - 2, Б - 3, В - 1 |
Практическое занятие № 11
Тема: Анатомо-физиологические особенности (АФО), методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей старшего возраста. Особенности методики исследования у детей первого года жизни
Форма контроля - собеседование
Вопросы для самоподготовки:
-
Кровообращение плода:
-
закладка сосудистой системы; -
формирование сердца; -
хориальное (плацентарное) кровообращение: сроки установления, назначение пупочной вены, аранциева протока, боталлова протока, оксигенация органов плода.
-
Кровообращение новорожденного:
-
закрытие основных фетальных сосудистых коммуникаций (венозный и артериальный протоки, овальное окно), сроки, причины; -
функционирование малого и большого кругов кровообращения.
-
Морфологические и функциональные особенности сердца и сосудов у детей:
-
гистологические особенности миокарда; -
тип кровоснабжения сердечной мышцы; -
толщина стенок желудочков; -
изменение положения сердца в грудной клетке; -
соотношение калибра легочной артерии и аорты; -
возрастные изменения скорости кровотока, ударного объема крови; -
изменение сердечного индекса (отношение минутного объема крови к поверхности тела).
-
Частота пульса в разных возрастных группах. -
Изменение АД у детей в зависимости от возраста. -
Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей старшего возраста:
-
жалобы, предъявляемые больными; -
особенности анамнеза заболевания; -
особенности анамнеза жизни (выделение факторов риска развития сердечно-сосудистой патологии); -
осмотр (физическое развитие, цвет кожных покровов, пульсация сосудов шеи, пульсация в области сердца, форма грудной клетки в области сердца, верхушечный толчок); -
пальпация (пульс и его характеристика: синхронность, ритмичность, частота, наполнение; напряжение. Особенности подсчета пульса у детей раннего возраста. Характеристика верхушечного толчка, сердечный толчок, систолическое и диастолическое дрожание). Измерение АД у детей разного возраста -
перкуссия (относительная и абсолютная сердечная тупость, поперечник сердца, ширина сосудистого пучка). Особенности перкуссии сердца у детей раннего возраста (непосредственная или ортоперкуссия). -
аускультация (последовательность выслушивания аускультативных точек, характеристика тонов сердца: громкость, ритмичность, акценты, расщепления или раздвоения, шумы). Особенность звучности тонов в возрастном аспекте.
Самостоятельная работа студентов при подготовке к занятию
-
Работа с литературой -
Работа с тестовыми заданиями для контроля качества подготовки к занятию -
Подготовка рефератов и реферативных сообщений на темы:
«Кровообращение плода и новорожденного ребенка»
«Морфофункциональные особенности сердца и сосудов у детей»
Оценочные материалы текущего контроля успеваемости
Тестовые задания для контроля знаний по теме «Анатомо-физиологические особенности, методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей»
Выберите правильные ответы
1. Правая граница относительной сердечной тупости у детей 7 - 12 лет:
1) правая средне-ключичная линия
2) правая парастернальная линия
3) середина между парастернальной линией и краем грудины
4) около правого края грудины
5) середина между средне-ключичной и парастернальной линиями
2. Двухстворчатый клапан выслушивается:
1) у нижнего края грудины (IV точка) 2) во II межреберье справа (II точка)
3) во II межреберье слева (III точка) 4) у верхушки сердца (I точка)
5) в точке Боткина (V точка)
3. Среднее систолическое артериальное давление (мм рт.ст.) у детей старше 1 года рассчитывается по формуле:
1) 60 + 2п (п – возраст в годах) 2) 90 + п 3) 90 + 2п 4) 100 + п
4. Установите соответствие границ относительной сердечной тупости возрасту ребенка:
1) до 2 лет 2) 2 – 7 лет 3) 7 – 12 лет
| Правая | Левая | Верхняя |
а | правая парастернальная линия | 1 – 2 см кнаружи от левой средне-ключичной линии | II ребро |
б | ближе к краю грудины | Левая средне-ключичная линия или на 0,5 см кнутри от нее | III ребро |
в | кнутри от правой парастернальной линии | 1 см кнаружи от левой средне-ключичной линии | II межреберье |
Ответ: 1. _______. 2. ________. 3._______.
5. У детей с возрастом скорость кровотока:
1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется
6. Установите соответствие
Возраст | Левая граница относительной сердечной тупости по отношению к срединно-ключичной линии |
1) новорожденный 2) 5 лет 3) 10 лет | а) по средне-ключичной линии б) на 1 см кнаружи в) на 2 см кнаружи г) на 1 см кнутри д) на 2 см кнутри |
7. Клапаны аорты выслушиваются:
1) в точке Боткина 2) во II межреберье слева у грудины
3) у верхушки сердца 4) во II межреберье справа у грудины
5) у нижнего края грудины
8. Трехстворчатый клапан выслушивается:
1) в точке Боткина 2) у нижнего края грудины
3) у верхушки сердца 4) во II межреберье справа
9. Изменение артериального давления у старших школьников связано:
1) с незавершенностью процессов тканевой дифференцировки сердечной мышцы
2) с созреванием эндокринной системы
3) с поздним развитием вагусной иннервации
4) с повышением активности надпочечников
5) с повышением выработки катехоламинов
10. Максимальное АД у ребенка 8 лет (в мм рт. ст.):
1) 75 2) 90 3) 100 4)110 5) 120
11. Соотношение просвета отверстий легочной артерии и аорты над клапаном к 12 годам:
1) аорта больше легочной артерии 2) аорта меньше легочной артерии 3) одинаковы
12. У детей с возрастом ударный объем крови:
1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется
13. Верхняя граница относительной сердечной тупости у ребенка 7 – 12 лет:
1) 2 ребро 2) 2 межреберье 3) 3 ребро
14. Установите соответствие положения верхушечного толчка возрасту ребенка:
1) до 2-х лет 2) 2 – 7 лет 3) с 7 до 12 лет
Локализация толчка:
а) по средне-ключичной линии или на 0,5–1,0 см кнутри от нее в 5 межреберье
б) 1 – 2 см кнаружи от левой средне-ключичной линии в 4 межреберье
в) 1 см кнаружи от левой средне-ключичной линии в 5 межреберье
Ответ: 1. _______. 2. ________. 3. ________.
15. Измерение артериального давления производится:
1) на плече 2) на предплечье 3) на бедре 4) голени 5) кисти
16. У детей, по сравнению со взрослыми, особенностями аускультативной картины сердца являются: